Судья Хадыева Т.А. УИД 16RS0047-01-2024-005630-40
Дело № 5-1105/2024
Дело № 7-1041/2024
РЕШЕНИЕ
25 сентября 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Габдеевой Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Максименко Оскара Эдуардовича на постановление судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 августа 2024 года, вынесенное в отношении Маматжановой Азизы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Маматжановой А. с участием переводчика Мадаминова А.Н., защитника Ахметова И.Г., судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 августа 2024 года гражданка Киргизской Республики Маматжанова Азиза признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан защитник Максименко О.А. просит состоявшийся судебный акт изменить, исключив из постановления судьи районного суда указание на назначение Маматжановой А. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с применением положений части 3.8 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния,
- влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 названного закона, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением в том числе случая, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иностранный гражданин, не соблюдающий законные условия пребывания в Российской Федерации, не может считаться законно пребывающим на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностное лицо, формулируя обвинение, выдвинутое против Маматжановой А., исходило из того, что 15 августа 2024 года в 20 часов 00 минут в ходе проверки документов по адресу: <адрес>, было установлено, что гражданка Киргизской Республики Маматжанова А., <дата> года рождения, въехала на территорию Российской Федерации 14 августа 2023 года, цель въезда «работа», встала на миграционный учет по адресу: <адрес> сроком до 13 августа 2024 года. С 13 августа 2024 года находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации, она не имеет. Тем самым, будучи иностранным гражданином, Маматжанова А. совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, а именно, нарушила режим пребывания в Российской Федерации, по истечении срока законного пребывания не покинула Российскую Федерацию и продолжила находиться в Российской Федерации, не имея на то законных оснований, уклоняясь от выезда из Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными суду материалами дела, включая протокол об административном правонарушении № .... от 16 августа 2024 года, с содержанием которого Маматжанова А. ознакомлена в присутствии переводчика Мадаминова А.Н. (л.д.2); протокол об административном задержании № 1145 от 15 августа 2024 года (л.д.4); рапорт сотрудника полиции, в котором сообщается, что «в ходе проверки документов у гражданки Киргизской Республики выяснилось, что Маматжанова А. прибыв на территорию Российской Федерации 14 августа 2023 года, встала на миграционный учет по адресу: <адрес> (сроком до 13 августа 2024 года), однако с марта 2024 года фактически проживала по адресу: <адрес>, без постановки на миграционный учет. С 13 августа 2024 года находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации отсутствуют (л.д.5); копию паспорта гражданина Киргизской Республики № .... от 11 ноября 2021 года (л.д.6); копию отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, в соответствии с которой Маматжанова А. поставлена на учет по месту пребывания по адресу: <адрес> сроком до 13 августа 2024 года (л.д.7); копию миграционной карты с указанием срока пребывания до 13 октября 2023 года (л.д.8); выписку из Государственной информационной системы миграционного учета МВД России, из которой усматривается, что Маматжанова А. въехала на территорию Российской Федерации 14 августа 2023 года (л.д.9-12); копию паспорта дочери Маматжановой А. - гражданки Киргизской Республики ФИО13, <дата> года рождения (л.д.13); выписку из Государственной информационной системы миграционного учета МВД России, из которой усматривается, что дочь Маматжановой А. – ФИО14 въехала на территорию Российской Федерации вместе с матерью 14 августа 2023 года, с целью въезда «частная»(л.д.14-15); копию свидетельства о рождении сына Маматжановой А. – ФИО15 <дата> года рождения, копию его паспорта гражданина Киргизской Республики и копию миграционной карты сына ФИО16 (л.д.16-17); выписку из АС ЦБДУИГ на дочь ФИО17 (л.д. 20); письменные объяснения Маматжановой А. и ее дочери – ФИО18 относительно обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела в отношении гражданского супруга ФИО19 – ФИО20 (л.д. 21-24); выписку из АС ЦБДУИГ на сына ФИО21, <дата> года рождения (л.д.25-26); выписку из АС ЦБДУИГ на сына ФИО22, <дата> рождения (л.д.27-28); копии электронных билетов, согласно которым, Маматжанова А. и ее дочь ФИО23 должны были выехать из Российской Федерации 26 августа 2024 года (дата вылета) и прибыть в Киргизскую Республику город Бишкек 27 августа 2024 года (дата прилета), оцененные в совокупности согласно правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Приведенные доказательства были получены в рамках административных процедур, предусмотренных КоАП РФ, а потому являются допустимыми.
Такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, – нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В силу части 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена, (которым является и Киргизская Республика), и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Однако, в материалах дела отсутствуют сведения о наличии трудового или гражданско - правового договора, между работодателем и Маматжановой А.
Собранных доказательств достаточно, чтобы сделать вывод о нарушении Маматжановой А. миграционного законодательства Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Маматжанова А. вину в совершении вмененного ей административного правонарушения в судебном заседании в районном суде признала, пояснив, что своевременно не покинула территорию Российской Федерации поскольку узнала о том, что в отношении ее <данные изъяты> дочери ФИО24 гражданским супругом дочери совершались насильственные действия, в связи с чем она обратилась в полицию; просила не назначать ей наказание в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации, указав, что самостоятельно покинет территорию Российской Федерации, поскольку у нее уже имеются приобретенные проездные билеты в город Бишкек (л.д.33-34).
Судья нижестоящей судебной инстанции, как то требуется статьей 24.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа вышеотмеченных доказательств установила все юридически значимые обстоятельства его совершения, входящие в предмет доказывания по делу и предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Постановление о назначении Маматжановой А. административного наказания вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Маматжановой А. назначено наказание, предусмотренное санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Статьей 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1). Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (часть 2).
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 указанного Кодекса).
Судья районного суда при избрании виновной конкретной меры административной ответственности приведенное правовое регулирование в полной мере учла и в соответствии с санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ наряду с административным штрафом обоснованно подвергла Маматжанову А. дополнительному административному наказанию в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Из содержания части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ следует, что назначение в качестве наказания административного выдворения за пределы Российской Федерации носит императивный характер. Исключительных обстоятельств, которые бы делали невозможным применения такого наказания в отношении Маматжановой А., в ходе рассмотрения дела не установлено.
Указание в жалобе защитником на нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года), не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 28 февраля 2023 года № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» в связи с прекращением членства Российской Федерации в Совете Европы с 16 марта 2022 года Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) и ряд Протоколов к ней считаются прекратившими действие в отношении Российской Федерации.
Доводы, приведенные в жалобе относительно того, что пропущенный срок постановки на миграционный учет Маматжановой А. незначительный, который составил всего 2 дня и причиной тому послужили уважительные обстоятельства, поскольку разрешался вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении гражданского супруга дочери Маматжановой А., а также, как пояснил защитник Ахметов И.Г. в судебном заседании в Верховном Суде Республики Татарстан, на сегодняшний день в отношении гражданского супруга дочери Маматжановой А. возбуждено уголовное дело, в связи с чем Маматжанова А. не может покинуть Российскую Федерацию, поскольку она должна находиться в России вместе с <данные изъяты> дочерью ФИО25 которая является потерпевшей по уголовному делу, не являются основанием для оставления Маматжановой А. на территории Российской Федерации и законность назначения административного наказания в виде административного выдворения не опровергают. Наличие уголовного дела не предполагает обязательного нахождения потерпевшей стороны в Российской Федерации.
Выводы суда нижестоящей инстанции о необходимости назначения Маматжановой А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в полной мере мотивированы, основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности.
Суд не считает административное выдворение за пределы Российской Федерации чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни Маматжановой А.
Также, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Маматжанова А. за время пребывания в Российской Федерации приобрела прочные социальные связи со страной пребывания, к разрыву которых может привести исполнение назначенного ей наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Таким образом, оснований для применения положений части 3.8 статьи 4.1 КоАП РФ суд также не находит.
Вопреки убеждениям защитника, Маматжанова А. не имела права находиться на территории Российской Федерации по истечении срока законного пребывания, однако никаких мер по соблюдению правил миграционного законодательства не предпринимала, не покинула Российскую Федерацию и продолжила проживать в России, с 13 августа 2024 года не имея на то законных оснований. Доказательств обратного суду не представлено.
Постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.1 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 августа 2024 года, вынесенное в отношении Маматжановой Азизы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Максименко Оскара Эдуардовича – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья: