№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2017 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,
при секретаре Морозовой В.Л.,
с участием прокурора Ч,
представителем истца К, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколов Д.В. к Министерству социального развития Пермского края о взыскании денежных средств, третьи лица – Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, Федеральная служба по труду и занятости,
установил:
Соколов Д.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда здоровью, причиненному в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>., расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе войсковой части № в 30-километровой зоне. ДД.ММ.ГГГГ. ему (истцу) Свердловским районным военным комиссариатом выдано удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Впоследствии данное удостоверение утрачено в виду пожара. Решением Ленинского районного суда <Адрес> установлен факт его участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в указанный период в 30-километровой зоне. Ему (истцу) установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию. Ввиду того, что удостоверение было утрачено, он (истец) в оспариваемый период не получал льготы, предусмотренные Законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, предусмотренную п.15 ст. 14 названного закона. Считает, что указанная компенсация подлежит взысканию с ответчика. Для защиты нарушенного права, он (истец) обратился за квалифицированной юридической помощью, в связи с чем, им понесены расходы в размере <данные изъяты>., которые также просит взыскать с ответчика.
На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ. судом к участию в деле в соответствии со ст. 45 ГПК РФ привлечен прокурор для дачи заключения, в соответствии со ст. 43 ГПК РФ Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, Федеральная служба по труду и занятости (л.д.1).
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия (л.д.110).
Представитель истца в судебном заседании доводы и требования, изложенные в иске, поддержал. Считает, что требования истца подлежат удовлетворению на основании положений ст.ст.3, 14, 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Ответчик – Министерство социального развития Пермского края, представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя. В возражениях на иск, просит в удовлетворении требований отказать, поскольку меры социальной поддержки для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предусмотрены ст. 15 базового Закона №. Выплата, которую просит взыскать истец, предусмотрена для другой категории граждан, являющихся инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы устанавливается межведомственным экспертным советом. Истцу до настоящего времени такая связь не установлена. Бюро федеральной медико-социальной экспертизы без решения межведомственного экспертного совета такую связь устанавливать не могут. Закон, регулирующий спорные правоотношения не предусматривает право на получение мер социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС. Правовых оснований для дополнительной социальной защиты у Соколов Д.В. не имеется. Также указывает, что право на получение мер социальной поддержки возникает с момента предъявления соответствующего удостоверения. (л.д.83-86).
Третье лицо - Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми - представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении иска отказать, поскольку истец относится к категории граждан, предусмотренных п.3 ст. 13 Закона ЧАЭС и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 15 Закона. ДД.ММ.ГГГГ. Соколов Д.В. обратился в Теруправление с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в соответствии с Законом ЧАЭС. На основании указанного заявления ему назначены меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 15 Закона (л.д.30-31).
Третье лицо - Федеральная служба по труду и занятости – представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без участия представителя, указав, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку в спорный период времени Соколов Д.В. не обращался в органы социальной защиты для получения ежемесячной денежной компенсации. (л.д.102-105).
Заслушав лиц, участвующих в деле, учитывая возражения ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования истца удовлетворению не подлежат, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, введена Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1 и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки.
На основании ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 в действующей редакции, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам, вследствие Чернобыльской катастрофы), гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, и меры социальной поддержки.
Пунктом 15 ст. 14 данного Закона предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 15 указанного Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируются:
1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;
2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа;
3) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей;
4) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).
Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4, 6, 7, 9 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 2 части первой настоящей статьи. Кроме того, им гарантируются:
1) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время;
2) преимущественное вступление в гаражно-строительные кооперативы и садоводческие товарищества (кооперативы);
3) постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.13 названного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
В силу ч. 7 ст. 24 названного Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Порядок и условия выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, урегулировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 5 Порядка для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы: заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по назначению ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие радиационного воздействия, утвержденному приказом Министерства социального развития Пермского края от 10.07.2012г. № СЭД-33-01-02-198, административный регламент Министерства социального развития Пермского края по предоставлению государственной услуги по назначению ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие радиационного воздействия (далее - Регламент, государственная услуга, Министерство) разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) по предоставлению государственной услуги, порядок и формы контроля предоставления государственной услуги, порядок и формы обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих, участвующих в предоставлении государственной услуги.
Предметом регулирования настоящего Регламента являются правоотношения по предоставлению государственной услуги по назначению ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие радиационного воздействия.
Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляют территориальные управления Министерства.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Соколов Д.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе войсковой части № в 30-километровой зоне (л.д.16 копия военного билета, л.д. 20, 40 справка, л.д. 10-14, 42-45 копия решения, л.д. 41- выписка из военного билета).
ДД.ММ.ГГГГг. Соколов Д.В. выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ. серии Р № (л.д.14).
На основании акта медико-социальной экспертизы Бюро № филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ. истцу установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию; в ДД.ММ.ГГГГ. повторно установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию (л.д.15, 17-19, 37).
На основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. Соколов Д.В. получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продуктов питания (л.д.46, 47); с ДД.ММ.ГГГГ ежегодную материальную помощь на оздоровление (л.д.48, 49).
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от <данные изъяты>. признан факт участия Соколов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ. в 30-километровой зоне в период прохождения военной службы. В удовлетворении иска в части возложения на Министерство социального развития Пермского края обязанности выдать удостоверение Соколов Д.В., отказано (л.д.42, 43-49 гр. дело №). Решение вступило в законную силу.
Из материалов дела следует и доказательств иного не представлено, что до настоящего времени истцу причинная связь заболеваний и инвалидности Соколов Д.В. с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС заключением соответствующего межведомственного экспертного совета не установлена.
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу о том, что основания для получения денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы у истца отсутствуют, так как у истца не имеется документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Таким образом, истец не обладает правом на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.15 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1, поскольку не относится к категории лиц, указанных в п.1,2 ст. 13 названного Закона.
Доводы представителя истца о том, что истец является инвалидом третьей группы, в связи с чем, в соответствии с требованиями ст.3, 14, 15 Законом от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на получение мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью несостоятельны, основаны на неверном применении и толковании норма материального права.
Меры социальной поддержки, предусмотренные ч.15 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1 на граждан, относящихся к категории участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, не распространяются, что прямо предусмотрено Законом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд также принимает во внимание, что необходимость представления указанных в п. 5 Порядка документов следует из правовых норм прямого действия, закрепленных в п. 2 ст. 13, п. 15 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 15, 24 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. №1244-1. Право на компенсации и льготы, установленные данным Законом, с момента предъявления специального удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и выплата денежной компенсации со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, прямо предусмотрены действующим законодательством (ч. 5 ст. 15 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г., п. 7 Порядка.. ., утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 607). Данная позиция изложена также в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2001 г. № ГКПИ 2001-1514.
С момента предоставления истцом удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, истцу уполномоченными органными предоставляются меры социальной поддержки для указанной категории граждан, предусмотренные действующим законодательством.
Требования истца о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью также удовлетворению не подлежат и по тем основаниям, что заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства непосредственные услуги по назначению ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие радиационного воздействия оказывает не Министерство социального развития Пермского края, а его территориальные органы.
На основании положений ст. 98, 100 ГПК РФ, требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя удовлетворению не подлежат, поскольку Соколов Д.В. в удовлетворении иска отказано.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Соколов Д.В. к Министерству социального развития Пермского края о взыскании денежных средств, судебных расходов, отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми, со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (Л.И. Мехрякова)