Решение по делу № 2-1312/2020 от 09.01.2020

Дело № 2-1312/2020 Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2020 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Арзумановой Т.А.,

при секретаре Ивановой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой О.В. к ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России о признании незаконными решения об отказе в установлении инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

Алексеева О.В. обратилась в Новгородский районный суд к ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» (далее - Главное бюро МСЭ) о признании незаконным отказа в установлении инвалидности и обязании установить инвалидность, в обоснование указав, что ей была диагностирована опухоль мозга, она перенесена операцию. ДД.ММ.ГГГГ Бюро МСЭ №4 ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» по результатам ее освидетельствования приняло решение не устанавливать ей инвалидность. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Федеральное Бюро МСЭ Минтруда РФ, где ей также было отказано в установлении инвалидности. С указанными решениями истец не согласна и просит суд признать незаконными: 1) решение Бюро МСЭ №4 ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» от ДД.ММ.ГГГГ, 2) решение ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» от ДД.ММ.ГГГГ 3) решение ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика признать ее инвалидом II группы.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России (далее - Федеральное бюро МСЭ).

В судебное заседание истец Алексеева О.В. и представители ответчиков не явились, о времени месте судебного разбирательства извещены. Представители ответчиков просили рассмотреть дело без их участия.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Под понятием медико-социальной экспертизы в названном Федеральном законе №181-ФЗ понимается признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ч.2 ст.7).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч.2 ст.7 Федерального закона №181-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона №181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года №95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Пунктом 2 Правил установлено, что признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 раздела II Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6 Правил).

Приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 года №1024н, действовавшего на момент вынесения оспариваемых решений, утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - «Классификации и критерии»). «Классификации и критерии» определяют основные виды нарушений функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами и степени их выраженности, основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности этих категорий.

В соответствии с пунктом 4 раздела II «Классификаций и критериев» выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах от 10 до 100, предусмотренной приложением к настоящим «Классификациям и критериям»: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма обусловленные    заболеваниями,    последствиями    травм    или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями    травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Исходя из пункта 8 раздела IV «Классификаций и критериев» критерием для установления инвалидности в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

В разделе V «Классификаций и критериев» установлены критерии для установления групп инвалидности.

Так, критерием для установления 1 группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления 2 группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления 3 группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Алексеева О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения была направлена на медико-социальную экспертизу в Поликлинику №3 ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» с целью установления группы инвалидности.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам очного освидетельствования Бюро медико-социальной экспертизы №4 ФКУ «ГБ СМЭ по Новгородской области» Минтруда России приняло решение об отказе в установлении Алексеевой О.В. инвалидности.

ДД.ММ.ГГГГ в порядке обжалования вышеуказанного решения экспертным составом №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза Алексеевой О.В., по результатом которой вышестоящий орган МСЭ также не усмотрел оснований для установления Алексеевой О.В. инвалидности, о чем вынес решение ДД.ММ.ГГГГ (акт и протокол .102.Э.53/2019 от ДД.ММ.ГГГГ).

Указанное решение в дальнейшем было обжаловано истцом в ФГБУ «Федеральное Бюро МСЭ» Минтруда России, которое оснований для изменения обжалуемого решения также не усмотрело, инвалидность Алексеевой О.В. не установило (акт от ДД.ММ.ГГГГ).

В исковом заявлении Алексеева О.В. просит отменить как незаконные указанные решения, как принятые без учета полной клинической картины имеющегося у нее заболевания и невозможности осуществлять трудовую деятельность.

В целях выяснения вопроса о правильности принятых решений судом была назначена заочная судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Псковской области» Минтруда России.

Согласно выводам экспертов, на момент вынесения оспариваемых решений Бюро МСЭ №4 ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» от ДД.ММ.ГГГГ, решения ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» от ДД.ММ.ГГГГ и решения ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ у Алексеевой О.В. имеется нарушение здоровья с первой (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма: функций системы крови и иммунной системы, сенсорных (зрительных) функций, нейромышечных, скелетных и связанных с движением «статодинамических) функций, установленных с применением «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 №1024н (пункт 6.1.4.1.Приложения – 20%). По данным обследований отсутствует влияние других нарушенных функций на основную. У Алексеевой О.В. не имелось ограничений основных категорий жизнедеятельности, в связи с чем не имелось оснований для установления группы инвалидности.

Суд не находит оснований сомневаться в правильности выводов экспертов, поскольку эксперты являются квалифицированными специалистами в области медико-социальной экспертизы, имеют опыт в экспертной деятельности в области медицинских экспертиз, их выводы аргументированы и последовательны, экспертиза проведена с соблюдением требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо данных о заинтересованности экспертов в исходе дела суду не представлено.

Таким образом, основания для признания оспариваемых решений незаконными и для установления истцу инвалидности отсутствуют. Поскольку доводы Алексеевой О.В. об обратном не нашли своего подтверждения при рассмотрении спора, то ее иск как необоснованный удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении иска Алексеевой О.В. к ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России о признании незаконными решение Бюро МСЭ №4 ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» от ДД.ММ.ГГГГ, решения ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» от ДД.ММ.ГГГГ и решения ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении инвалидности.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                             Т.А.Арзуманова

Мотивированное решение составлено 29 октября 2020 года.

2-1312/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алексеева Ольга Владимировна
Ответчики
ФКУ "ГБ МСЭ по Новгородской области"
Федеральное бюро МСЭ Министерства труда и социальной защиты РФ
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Арзуманова Татьяна Алексеевна
Дело на странице суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2020Передача материалов судье
14.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.02.2020Предварительное судебное заседание
11.06.2020Производство по делу возобновлено
11.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.06.2020Предварительное судебное заседание
09.10.2020Производство по делу возобновлено
09.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее