Решение по делу № 21-210/2021 от 30.04.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0007-01-2021-002075-79

Судья Кудряшова М.В.

Дело №21-210/2021 пост.30.04.2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

27 мая2021 года                                    г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела –старшего судебного пристава отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Дугаровой А.Ц. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 апреля 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскани алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 09 марта 2021 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (Минсоцзащиты РБ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 апреля 2021 года постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицоДугарова А.Ц.обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание представитель Министерства социальной защиты населения РБ, должностное лицо Дугарова А.Ц.,будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Представитель Минсоцзащиты РБ ходатайствовала об отложении судебного заседания. Суд ходатайство отклонил, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Минсоцзащиты РБ к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ послужило то, что министерство без уважительной причины не выполнило законное требование судебного пристава-исполнителя от 18 сентября 2020 г. об исполнении решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ о предоставлении ФИО6, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в течение 30 дней со дня поступления требования.

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении, и прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что в действиях Минсоцзащиты РБ отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены должником в установленный срок по независящим от него обстоятельствам. Так, данных о наличии у Минсоцзащиты РБ соответствующего жилого помещения на момент установления срока для исполнения требований исполнительного документа не имелось. Министерство предприняло зависящие от него необходимые меры; обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда, не могли быть устранены исключительно действиями министерства.

Такой вывод следует признать правильным.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 указанной статьи определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Таким образом, должник может быть привлечен к административной ответственности только в случае, если будет установлено, что он не выполнил требования исполнительного документа во вновь установленный срок без уважительных причин.

Применительно к исполнительному производству, возбужденному в отношении Минсоцзащиты РБ, административным органом должно быть доказано, что министерство имело в своем распоряжении свободное жилое помещение специализированного жилищного фонда либо в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока могло в полном объеме осуществить процедуру приобретения специализированного жилья и передать это жилье взыскателю.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 года №2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либособственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Из статьи 9 данного Закона Республики Бурятия следует, что гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные данным Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Порядок финансирования расходов, предусмотренных данным Законом, определяется Правительством Республики Бурятия.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 марта 2014 года №107 утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан».

Из данной Государственной программы следует, что ответственными соисполнителями мероприятия 3.7 «Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» являются Минсоцзащиты Республики Бурятия и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. При этом Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия является главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19 августа 2020 года №480-р утвержден Технологический регламент («дорожная карта») приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

В нем перечислены мероприятия по передаче жилых помещений, сроки реализации и ответственные исполнители.

Ряд мероприятий подлежат реализации в сроки, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из указанных норм видно, что Минсоцзащиты РБ не может единолично разрешить вопрос о приобретении жилья для детей-сирот. Процедура приобретения жилья для специализированного жилищного фонда занимает длительное время, в ней участвуют несколько органов исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления, государственные казенные и бюджетные учреждения.

В нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и приведенные в ходе производства по делу доводы предметом проверки и исследования должностным лицом административного органа не являлись, оставлены без внимания и правовой оценки.

Сведений о том, что у Минсоцзащиты РБ на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения имелась реальная возможность исполнить решение суда, материалы дела не содержат.

Заместитель начальник Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ Дугарова А.Ц. ограничился лишь формальным указанием в оспариваемом постановлении на факт неисполнения требований исполнительного документа, не приведя в постановлении доказательства, которые свидетельствуют о неуважительности причин неисполнения решения суда.

Между тем, 01 сентября 2020 года министерство направило судебному приставу-исполнителю информацию о невозможности исполнить в срок решение суда из-за длительности процедуры приобретения жилых помещений специализированного фонда. Из письма министерства следует, что 18 декабря 2019 года между Министерством просвещения России и Минсоцзащиты РБ заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета в 2020-2022 годах на приобретение жилых помещений в Республике Бурятия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В 2020 году запланировано приобретение 118 жилых помещений. Жилое помещение будет предоставлено ФИО6 после формирования специализированного жилищного фонда в г. Улан-Удэ.

Этот документ оставлен заместителем начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ Дугаровой А.Ц. без внимания, хотя он имеет правовое значение для правильного разрешения дела.

Оспаривая постановление должностного лица, Минсоцзащиты РБ ссылалось на ряд дополнительных документов, в частности:

сведения о направлении министерством 27 декабря 2019 года, 30 января 2020 года, 5 февраля 2020 года, 18 февраля 2020, 3 июня 2020 года, 23 июня 2020 года информации на имя министра строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия о потребности в жилых помещения для детей-сирот в 2020 году;

сведения о направлении министерством 13 марта 2020 года информации на имя министра строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия о согласовании плана приобретения жилых помещений в 2020 году;

сведения о направлении 30 июня 2020 года министерством информации в ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» о необходимости проведения закупочных процедур; по количеству судебных решений;

дополнительное соглашение между Министерством просвещения России и Минсоцзащиты Республики Бурятия от 26 декабря 2020 года;

подготовленные министерством проекты писем от имени Главы Республики Бурятия на имя заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. и заместителя Генерального прокурора РФ Демешина Д.В. «О ситуации по обеспечению жильем детей-сирот в Республике Бурятия»;

обращение Главы Республики Бурятия в Генеральную прокуратуру Российской Федерации от 9 марта 2021 года о ситуации по обеспечению жильем детей-сирот в Республике Бурятия, из которого следует, что для исполнения всех судебных решений требуется более 900 млн. руб.;

обращения министерства 5 марта 2021 года в Правительство Республики Бурятия с вопросом по исполнению судебных решений.

Эти документы подтверждают, что Минсоцзащиты Республики Бурятия не бездействует, а принимает меры к разрешению проблемы в рамках предоставленных полномочий.

Отсутствие виновного поведения не дает оснований для привлечения Минсоцзащиты РБ к административной ответственности, поэтому районный суд обоснованно отменил постановление о назначении административного наказания и прекратил производство по делу.

Доводы жалобы о неуважительности причин неисполнения требований исполнительного документа подлежат отклонению.

Из статьи 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Обстоятельства, установленные районным судом, свидетельствуют о том, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано уважительными причинами.

Довод о том, что возложенная на Минсоцзащиты РБ обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не ставится в зависимость от отсутствия достаточных финансовых средств или иных условий, нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство имеет значение при разрешении материально-правового спора.

Для привлечения к административной ответственности требуется установить виновное поведение лица, а в данном случае факта намеренного уклонения должника от исполнения решения суда не установлено.

Принимая во внимание изложенное, вина Минсоцзащиты РБ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 апреля 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья                                        Ихисеева М.В.

21-210/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Ихисеева Мария Викторовна
Статьи

17.15

Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
01.05.2021Материалы переданы в производство судье
27.05.2021Судебное заседание
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее