Решение по делу № 2-8935/2023 от 28.07.2023

УИД 11RS0001-01-2023-009915-14

Дело № 2-8935/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Докукиной А.А.,

при секретаре Никишиной В.В.,

с участием помощника прокурора Семеновой Я.В.,

представителя ответчика Напалковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

29 августа 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах Зиновьева Германа Ивановича, Зиновьева Германа Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации,

установил:

Прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд с иском в интересах Зиновьева Г.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании бездействия в части необеспечения Зиновьева Г.И. техническими средствами реабилитации незаконным, обязании обеспечить Зиновьева Г.И. слуховым аппаратом цифровым заушным для открытого протезирования в количестве 1 штука, протезом кисти косметическим в количестве 1 штука, парой кожаных или трикотажных перчаток в количестве 1 штука, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что Зиновьев Г.И. является инвалидом третьей группы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ему предусмотрена выдача технических средств реабилитации, которыми он не обеспечен.

В порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве соистца привлечен Зиновьев Г.И.

В судебном заседании помощник прокурора требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Истец Зиновьев Г.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Зиновьев Г.И. является инвалидом третьей группы, инвалидность установлена бессрочно.

Согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида №... к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина №... от ** ** ** Зиновьев Г.И. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе, слуховым аппаратом цифровым заушным для открытого протезирования в количестве 1 штука, протезом кисти косметическим в количестве 1 штука, парой кожаных или трикотажных перчаток в количестве 1 штука.

Срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, определен бессрочно, исполнителем рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий является ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ГУ-РО ФСС РФ по РК реорганизовано в форме присоединения к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

На основании заявления от ** ** ** Зиновьев Г.И. был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), предусмотренными ИПРА.

По предоставленной ответчиком информации по вопросу обеспечения истца слуховым аппаратом цифровым заушным для открытого протезирования следует, что в целях обеспечения инвалидов специальными средствами на официальном сайте Закупки были размещены запросы цен от ** ** ** и от ** ** ** для определения начальной (максимальной) цены контракта. Коммерческие предложения не поступали, что сделало невозможным размещение извещения о проведении закупки.

Относительно обеспечения истца протезом кисти косметическим ответчик пояснил, что ** ** ** был заключен государственный контракт №..., в рамках данного контракта Зиновьеву Г.И. ** ** ** было выслано направление №... на 3 протеза кисти косметических. Согласно условиям контракта срок выполнения работ – с ** ** ** и не позднее ** ** **. На день рассмотрения дела в суд исполнитель по государственному контракту не исполнил свои обязательства. Ответчиком готовится решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. ** ** ** размещен запрос цен для определения начальной (максимальной) цены контракта. После поступления коммерческих предложений от поставщиков в количестве, достаточном для формирования начальной (максимальной) цены контракта, закупки будут размещены на официальном сайте.

По вопросу обеспечения парой кожаных или трикотажных перчаток ответчик пояснил, что ** ** **, ** ** ** и ** ** ** на официальном сайте Закупки были размещены запросы цен для определения начальной (максимальной) цены контракта. Коммерческие предложения не поступали, что сделало невозможным размещение извещения о проведении закупки. ** ** ** размещен запрос цен для определения начальной (максимальной) цены контракта. После поступления коммерческих предложений от поставщиков в количестве, достаточном для формирования начальной (максимальной) цены контракта, закупки будут размещены на официальном сайте.

По вопросу недополучения технических средств реабилитации сообщено, что за период, в котором Зиновьев Г.И. не был обеспечен техническими средствами реабилитации, Отделением может быть выплачена компенсация при условии их самостоятельного приобретения в этот период. Также Зиновьев Г.И. имеет возможность приобретения (оплаты) ТСР с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитацией инвалидов признается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р (ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов TCP осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов (далее ИПР), разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ИПР - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных дм инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным TCP или видом реабилитации.

Согласно Правилам № 240 обеспечение инвалида TCP, указанными в ИПР, осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по месту жительства инвалида.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил № 240 установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 Правил № 240 заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 86 внесены изменения в Правила № 240, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил № 240, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Вместе с тем, Зиновьев Г.И. на момент рассмотрения дела не был обеспечен требуемыми техническими средствами реабилитации, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика в части необеспечения Зиновьева Г.И. техническими средствами реабилитации является незаконным.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пунктом 15(1) Правил № 240, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации TCP и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее TCP и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пункта 15 (2) Правил № 240 по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, приведенные правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по приобретению названных в Перечне технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости, а также их приобретение с использованием электронного сертификата является правом, а не обязанностью инвалида и может быть реализовано только при наличии желания и возможности.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах Зиновьева Германа Ивановича, Зиновьева Германа Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в части необеспечения Зиновьева Германа Ивановича техническими средствами реабилитации.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ОГРН 1021100513774) обеспечить Зиновьева Германа Ивановича ... слуховым аппаратом цифровым заушным для открытого протезирования в количестве 1 штука, протезом кисти косметическим в количестве 1 штука, парой кожаных или трикотажных перчаток в количестве 1 штука, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Докукина

2-8935/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Княжпогостского района
Зиновьев Герман Иванович
Ответчики
Отделение Социального фонда Российской Федерации по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Докукина Анна Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
28.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
04.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее