Судья Главатских Л.Н.
Дело № 2-126/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-4317/2022
12 апреля 2022 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шушкевич О.В.,
судей Плотниковой Л.В., Челюк Д.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Вербовой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 19 января 2022 года по иску Лушникова Игоря Александровича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным в части, возложении обязанности включить в страховой и специальный стаж периоды работы, учебы, нахождения на учете в службе занятости.
Заслушав доклад судьи Плотниковой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области – ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Лушникова И.А. – ФИО9, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лушников И.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска (далее – УПФР, пенсионный орган), с учетом уточнения, о признании незаконным решения УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении досрочной пенсии в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы: с 01.01.1991 года по 31.05.1994 года – в качестве <данные изъяты>, с 01.06.1994 года по 04.04.1997 года – в качестве <данные изъяты>, с 05.11.1997 года по 11.04.1998 года – в качестве <данные изъяты>, с 05.01.2002 года по 10.11.2002 года - в качестве <данные изъяты>, с 18.11.2002 года по 31.05.2013 года – в качестве <данные изъяты>, с 01.06.2013 года по 15.06.2020 года – в качестве <данные изъяты> периода нахождения на учете в Кустанайском городском центре занятости с 05.07.1997 года по 04.11.1997 года, а также отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») периодов работы: с 25.07.1990 года по 31.05.1994 года – в качестве <данные изъяты>, с 01.06.1994 года по 04.04.1997 года – в качестве <данные изъяты>, с 18.11.2002 года по 31.05.2013 года – в качестве <данные изъяты> с 01.06.2013 года по 31.08.2021 года – в качестве <данные изъяты> периода учебы в <данные изъяты> училище гражданской авиации с 31.08.1987 года по 27.06.1990 года; возложении на УПФР обязанности включить указанные периоды, соответственно, в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – специальный стаж) (л.д. 5-8 т.1, л.д.30-32 т.2).
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с недостаточностью специального стажа, в который не были включены спорные периоды, поскольку компетентными органами иностранного государства документально не подтверждены периоды работы после 01.01.1991 года, отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) после 01.01.2002 года, что предусмотрено для граждан РФ, работающих за границей. Считает, что представленные справки подтверждают уплату работодателем страховых взносов, поскольку он в спорные периоды не работал за границей, являлся гражданином Республики Казахстан – государства-участника Соглашения Независимых Государств (далее – СНГ).
Протокольным определением суда от 01.11.2021 года произведена замена ответчика УПФР на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР) в связи с прекращением деятельности ввиду проведенной реорганизации в форме присоединения к ОПФР (л.д.49а т.2).
Истец Лушников И.А. в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО9, действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОПФР – ФИО7, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска по основаниям, указанным в отзыве (л.д.47-49 т.2).
Суд постановил решение, которым исковые требования Лушникова И.А. удовлетворил частично. Признал незаконным решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ №, возложил на ОПФР обязанность включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с 25.07.1990 года по 31.05.1994 года, с 01.06.1994 года по 04.04.1997 года, с 18.11.2002 года по 31.12.2012 года; включить в страховой стаж периоды работы с 01.01.1991 года по 31.05.1994 года, с 01.06.1994 года по 04.04.1997 года, с 05.07.1997 года по 04.11.1997 года, с 05.01.2002 года по 10.11.2002 года, с 18.11.2002 года по 31.05.2013 года, с 01.06.2013 года по 15.06.2020 года. В удовлетворении остальных требований отказал (л.д.80-89 т.2).
В апелляционной жалобе ответчик ОПФР просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований о включении в специальный и страховой стаж периодов работы и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что при установлении пенсии с применением норм Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (далее – Соглашение от 13.03.1992 года), периоды работы на территории Республики Казахстан до 01.01.1991 года могут быть включены в специальный стаж при условии документального подтверждения компетентным органом постоянной занятости на работах с особыми условиями труда, после указанной даты – дополнительно требуются сведения о включении периодов в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, по законодательству Республики Казахстан. Кроме того, с 01.01.1998 года в Республике Казахстан отменен институт досрочных пенсий, в связи с чем периоды работы истца после 01.01.1998 года не могут быть засчитаны в специальный стаж на соответствующих видах работ. В соответствии с нормами Соглашения от 13.03.1992 года пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Лушников И.А. зарегистрирован на территории РФ с 26.05.2020 года, при этом с 01.06.2013 года работает вторым пилотом в авиакомпании на территории Республики Казахстан, что исключает возможность его постоянного проживания на территории РФ (л.д.94-95 т.2).
В суд апелляционной инстанции истец при надлежащем извещении не явился, в связи с чем в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в его отсутствие.
Согласно частям 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в действие с 01.01.2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление № 665).
Согласно подпункту «з» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее – Список №459), и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" (далее – Правила №459).
Кроме того, Правительством РФ принято Постановление от 18.07.2002 года № 537 " О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Постановление N 537).
Согласно п.п. «з» п. 1 данного Постановления при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список №459.
Указанным Списком предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации, в том числе члены экипажей воздушных судов.
Согласно п.1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного Министерством гражданской авиации СССР 08.04.1985 года N 77 (действовавшего с 01.12.1985 года и утратившего силу с 09.11.2009 года), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно п. 4 ст. 30 вышеназванного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения содержались в ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, действовавшего до 01.01.2015 года.
При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава в силу п.п. «а» п. 1 Правил №459 считаются каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в п.п. «б» - «г» настоящего пункта) - за один месяц выслуги.
Исчисление сроков выслуги в соответствии с п.п. "а" и "б" п. 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12 (п.2 Правил №459).
В соответствии с п. 4 Правил 459 в выслугу лет работникам летного состава засчитывается, в том числе время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности.
В силу п.4 ч.1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период получения пособия по безработице.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (далее – Соглашение от 13.03.1992 года), подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 года предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 года.
В силу положений ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 года).
Согласно п.5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 01.01.2002 года и действовал до 01.01.2015 года - даты вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 01.01.2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N 1015).
Согласно п. 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (п.п. «а» п. 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 года и с 01.01.2002 года - документами территориальных органов ПФР (п.п. «б» п. 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года - документами территориальных налоговых органов (п.п. «в» п. 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» п. 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года N 555 (утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года N 1015).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с п.2 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для страхователей, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона (лиц, производящих выплаты физическим лицам, включая: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п.п. 2 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 года – в пунктах 2 – 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), с 01.01.2013 года применяются в установленном размере дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 01.01.2015 года - страховой пенсии), за исключением случаев, установленных п.2.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Лушников И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 31.08.1987 года по 27.06.1990 года проходил обучение в <данные изъяты> гражданской авиации с присвоением квалификации <данные изъяты> с 25.07.1990 года по 31.05.1994 года - работал в качестве <данные изъяты>; с 01.06.1994 года по 04.04.1997 года - <данные изъяты>; с 05.07.1997 года по 04.11.1997 года - состоял на учете в качестве безработного; с 18.11.2002 года по 31.05.2013 года - в качестве <данные изъяты> с 01.06.2013 года по настоящее время - в качестве <данные изъяты>
Решением УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, а также требуемого страхового стажа, поскольку компетентными органами иностранного государства не подтвержден факт (характер) работы, отсутствуют сведения об уплате страховых взносов с 01.01.2002 года. При этом, в страховой стаж истцу зачтено 05 лет 09 месяцев 18 дней. В стаж на соответствующих видах работ ни один из периодов не был включен.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования Лушникова И.А., суд первой инстанции исходил из следующего: в периоды с 25.07.1990 года по 04.04.1997 года, с 18.11.2002 года по 15.06.2020 года истец работал в Республике Казахстан в должности, предусмотренной Списком №459; с учетом налета часов, отраженного в летных книжках (с учетом корректировки) по 31.12.2012 года включительно, специальный стаж истца, предусмотренный п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", составил 24 года 11 месяцев 25 дней; ввиду несоответствия обязательных профессиональных пенсионных взносов, установленных в Республике Казахстан, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в Российской Федерации не подлежат включению в специальный стаж периоды работы после 31.12.2012 года; <данные изъяты> гражданской авиации относится к учреждению среднего специального образования, обучению в данном училище предшествовала работа в должности, не предусмотренной Списком №459, поэтому период учебы в данном училище не подлежит включению в специальный стаж; компетентным органом Республики Казахстан представлены сведения о перечислении за Лушникова И.А. страховых взносов за период с 01.01.2002 года по 22.01.2020 года, в связи с чем в страховой стаж истца наряду с периодом получения пособия по безработице с 05.07.1997 года по 04.11.1997 года подлежат зачету периоды работы с 01.01.1991 года по 04.04.1997 года, с 05.11.1997 года по 11.04.1998 года, с 05.01.2002 года по 10.11.2002 года, с 18.11.2002 года по 15.06.2020 года; факт проживания истца на территории Российской Федерации подтвержден документально.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части включения спорных периодов в специальный стаж Лушникова И.А., включения в его страховой стаж спорных периодов по 31.12.2019 года, фактическом проживании по месту регистрации на территории Российской Федерации, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы о возможности включения в специальный стаж истца периода работы до 01.01.1991 года лишь при наличии документального подтверждения компетентным органом Республики Казахстан постоянной занятости истца на работах с особыми условиями труда, а после указанной даты – при наличии сведений о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству Республики Казахстан, отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании положений п.п. «а» п. 1 Правил №459, устанавливающих порядок исчисления специального стажа работникам летного состава, исходя из количества часов налета, а также положений Соглашения от 13.03.1992 года и разъяснений, содержащихся в указанных письмах Минсоцзащиты Российской Федерации и Минтруда России.
Доводы апелляционной жалобы о том, что периоды работы истца после 01.01.1998 года не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку по законодательству Республики Казахстан отменено назначение пенсии на льготных условиях, также не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Действительно, в связи с введением в действие в Республике Казахстан с 01.01.1998 года Закона от 20.06.1997 года N 137-1 "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан" институт досрочных пенсий отменен, и пенсии гражданам данного государства назначаются по достижении соответствующего пенсионного возраста на общих основаниях, при этом возраст, дающий право на пенсию, был повышен.
Действующим Законом Республики Казахстан от 21.06.2013 года №105-V "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" назначение досрочных пенсий на льготных условиях также не предусмотрено.
Однако отмена на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий, в том числе для работников гражданской авиации летного состава, не является безусловным основанием для не включения спорных периодов истца, имевших место в период после 01.01.1998 года, в специальный стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, для назначения досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив факт осуществления Лушниковым И.А. трудовой деятельности в спорные периоды в должности, предусмотренной Списком №459, с налетом часов, подтвержденных документально, равно как и факт уплаты страховых взносов по 31.12.2019 года, суд обоснованно удовлетворил требования истца о возложении на ОПФР обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по п.13 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды работы с 25.07.1990 года по 31.05.1994 года, с 01.06.1994 года по 04.04.1997 года, с 18.11.2002 года по 31.12.2012 года, а также в страховой стаж - периода получения пособия по безработице с 05.07.1997 года по 04.11.1997 года, периоды работы с 01.01.1991 года по 04.04.1997 года, с 05.11.1997 года по 11.04.1998 года, с 05.01.2002 года по 10.11.2002 года, с 18.11.2002 года по 31.12.2019 года, имевшие место на территории Республики Казахстан.
Между тем, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене на основании п. 2 ст. 330 ГПК РФ в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, в части удовлетворения требований Лушникова И.А. возложении на ответчика обязанности включить в его страховой стаж периода его работы с 01.01.2020 года по 15.06.2020 года, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Как следует из выписки от 19.02.2020 года по поступлению и движению денежных средств вкладчика Лушникова И.А., предоставленной компетентным органом Республики Казахстан - <данные изъяты> страховые взносы уплачены работодателем по декабрь 2019 года включительно, что не было учтено судом первой инстанции (л.д.6-24 т.2), доказательств обратного судебной коллегии не представлено.
Как следует из уточненных исковых требований Лушникова И.А., принятых судом к производству 30.09.2021 года (л.д.30-32 т.2), истцом были заявлены требования о признании незаконным решения УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в страховой и в специальный стаж спорных периодов, тогда как суд признал незаконным указанное решение пенсионного органа в полном объеме.
Изложенное свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, поскольку согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, выйти за пределы заявленных требований суд может лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, законных оснований для выхода судом за пределы заявленных истцом требований судебной коллегией не установлено.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Между тем, в силу абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Как разъяснено в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления. Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости сохранения правопорядка. Судам апелляционной инстанции необходимо учитывать, что интересам законности не отвечает, в частности, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Положения статьи 39 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов граждан, претендующих на назначение пенсии.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым выйти за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и изменить решение суда, признав указанное решение УПФР незаконным в части отказа во включении в страховой стаж истца периодов работы: с 01.01.1991 года по 04.04.1997 года, с 05.07.1997 года по 04.11.1997 года, с 05.11.1997 года по 11.04.1998 года, с 05.01.2002 года по 10.11.2002 года, с 18.11.2002 года по 31.12.2019 года; во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 25.07.1990 года по 31.05.1994 года, с 01.06.1994 года по 04.04.1997 года, с 18.11.2002 года по 31.12.2012 года.
Судебная коллегия находит несостоятельными, противоречащими материалам дела доводы жалобы о том, что работа Лушникова И.А. с 01.06.2013 года в качестве <данные изъяты> на территории Республики Казахстан исключает возможность его постоянного проживания на территории РФ, где он зарегистрирован лишь с 26.05.2020 года, и, соответственно, о необходимости осуществления его пенсионного обеспечения по законодательству Республики Казахстан – государства – участника Соглашения от 13.03.1992 года, на территории которого он проживает.
Совокупность исследованных судом первой инстанции доказательств: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о наличии в собственности Лушникова И.А. с 22.01.2020 года квартиры в <адрес> (л.д.1-2 т.2), рапорт участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОП «Тракторозаводский» УМВД России по г. Челябинску о проверке по быту Лушникова И.А., проживающего совместно <данные изъяты> в указанной квартире (л.д.3 т.2); справка №, выданная работодателем, о нахождении Лушникова И.А. на территории Республики Казахстан в связи с выполнением производственных полетов (л.д.4 т.2), свидетельствует о проживании истца на территории Российской Федерации.
В остальной части доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, фактически аналогичны его позиции при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной правовой оценки у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в остальной части является законным и обоснованным, соответствует обстоятельствам дела, установленным судом, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 19 января 2022 года в части признания незаконным решения УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска от 25.09.2020 года № 493868/20 изменить, признав незаконным указанное решение в части отказа во включении в страховой стаж Лушникова Игоря Александровича периодов работы: с 01 января 1991 года по 31 мая 1994 года, с 01 июня 1994 года по 04 апреля 1997 года, с 05 июля 1997 года по 04 ноября 1997 года, с 05 января 2002 года по 10 ноября 2002 года, с 18 ноября 2002 года по 31 мая 2013 года, с 01 июня 2013 года по 31 декабря 2019 года; во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 25 июля 1990 года по 31 мая 1994 года, с 01 июня 1994 года по 04 апреля 1997 года, с 18 ноября 2002 года по 31 декабря 2012 года.
Это же решение в части включения в страховой стаж Лушникова Игоря Александровича периода работы с 01 января 2020 года по 15 июня 2020 года отменить и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Это же решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 апреля 2022 года