Дело № 2а-479/18;
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2018 года гор. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области
В с о с т а в е :
Председательствующего судьи Тупикиной А.А.,
При секретаре Степановой Н.А.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Искитимского М. П., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации р.<Адрес> о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по их устранению,
УСТАНОВИЛ:
Искитимский М. П., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявление о признании бездействия администрации р.<Адрес> по консервации объекта незавершенного строительства, предотвращению несанкционированного доступа внутрь указанного объекта, незаконными, а также возложении на административного ответчика обязанности принять меры по консервации объекта незавершенного строительства, предотвращению несанкционированного доступа внутрь указанного объекта, расположенного по адресу <Адрес>.
В обоснование требований указал, что Искитимской М. прокуратурой в ноябре 2016 г. проведена проверка по обращению редактора «Искитимская газета» о непринятии мер органами местного самоуправления по предотвращению травматизма несовершеннолетних на опасных объектах.
Проверкой выявлены факты непринятия администрацией <Адрес> мер по предотвращению травматизма на опасных объектах – недостроенные заброшенные здания, расположенные на территории поселения.
Проверкой установлено, что по адресу <Адрес> расположено недостроенное здание больничного комплекса.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от Дата № <Адрес> объект незавершенного строительства - больничного комплекса, общей площадью 2922,8 м2, с кадастровым номером Номер, расположенный по адресу: <Адрес>, является муниципальной собственностью р.<Адрес>.
В связи со свободным доступом на данный объект несовершеннолетние лица используют данный объект незавершенного строительства для игр и развлечений. Дата в вечерне время несовершеннолетний Салманов Р.А. вместе с другими подростками поднялся на третий этаж недостроенного здания больницы в <Адрес>. Во время игры Салманов Р.А. упал с конструкции третьего этажа недостроенного здания больницы, в результате падения получил тяжелые травмы и был доставлен в ГБУЗ НСО «ИЦГБ».
Администрацией р.<Адрес> не приняты меры по исключению доступа на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу <Адрес>, либо консервации объекта, принятию мер по антитеррористической защищенности данного объекта, что явилось причиной тяжелой травмы несовершеннолетнего Салманова Р.А.
Дата главе администрации р.<Адрес> Искитимской М. прокуратурой внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.
Согласно ответу на представление, а также дополнительной информации, представленной администрацией р.<Адрес>, Дата, между администрацией р.<Адрес> и ООО «ПРОМРЕСУРС» заключен предварительный договор о совместной деятельности Номер, согласно которому стороны обязуются заключить основной договор в течение 10 дней после наступления следующих условий:
- завершения процедуры государственной регистрации права собственности администрации р.<Адрес> на объект;
- определения балансовой стоимости объекта;
-составления отчета об оценке рыночной стоимости объекта согласно Федеральному закону № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».
Совместная деятельность будет осуществляться в целях завершения строительства (реконструкции) объекта незавершенного строительства - больничный комплекс, расположенного по адресу: <Адрес>.
Однако до настоящего времени договор с ООО «ПРОМРЕСУРС» о совместной деятельности не заключен, мер, направленных на исключение несанкционированного доступа граждан на объект, консервация объекта не произведена.
В тоже время, из ОП «Линевское» МО МВД России «Искитимский» в М. прокуратуру поступила информация о том, что в ОП «Линевское» неоднократно поступали сообщения от жителей р.<Адрес> о нахождении на указанном объекте несовершеннолетних (Дата в КУСП ОП «Линевское» зарегистрировано сообщение Филипповой С.Г. о нахождении несовершеннолетних в недостроенном здании напротив стационара ГБУЗ <Адрес> «<Адрес> больница» (запись в КУСП Номер от Дата); Дата в ОП «Линевское» зарегистрировано сообщение, поступившее от оператора «112» ГУ МВД России по <Адрес> о том, что на стройке в районе больницы р.<Адрес> находятся дети; Дата в КУСП ОП «Линевское» зарегистрированы сообщения Мордвиной И.В., Тяжельниковой СВ. о том, что на крыше недостроенного здания у ГБУЗ <Адрес> «<Адрес> больница» находятся дети (записи в КУСП Номер, 1440/6064 от Дата); Дата в КУСП ОП «Линевское» зарегистрировано сообщение Уханова А.Ю. о нахождении малолетних детей в недостроенном здании поликлиники (запись в КУСП Номер от Дата).
Таким образом, администрацией р.<Адрес>, как собственником объекта незавершенного строительства, строительство которого не осуществляется свыше 6 месяцев, не приняты предусмотренные градостроительным законодательством меры по консервации объекта и предотвращению несанкционированного доступа внутрь объекта.
Дата М. прокуратурой совместно с представителем администрации р.<Адрес>, инспектором ПДН ОП «Линевское» МО МВД России «Искитимский» проведено обследование указанного объекта. Установлено, что указанный объект имеет металлическое ограждение, в ограждении имеются повреждения, в связи с чем указанное ограждение не исключает доступ посторонних лиц на объект, решетки на окнах отсутствуют, нет препятствий для доступа в дверные и оконные проемы первого этажа.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст.39 КАС РФ П. вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Наличие несанкционированного доступа внутрь незавершенного
строительством объекта с кадастровым номером Номер, расположенный по адресу: <Адрес> ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования – просил признать бездействия администрации р.<Адрес>, выразившееся в непринятии мер по консервации объекта незавершенного строительства – больничного комплекса общей площадью 2922,8 кв.м., с кадастровым номером Номер, расположенного по адресу <Адрес> предотвращению несанкционированного доступа внутрь указанного объекта, незаконным. Возложить на администрацию р.<Адрес> обязанность по принятию мер по консервации объекта незавершенного строительства - больничного комплекса общей площадью 2922,8 кв.м., с кадастровым номером Номер, расположенного по адресу <Адрес> Искитимский <Адрес> р.<Адрес> предотвращению несанкционированного доступа внутрь указанного объекта путем восстановления целостности ограждения территории, перекрытия доступа в дверные и оконные проемы первого этажа здания, в срок 4 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Представитель административного истца помощник Искитимского М. П. Вдовиченко И.С. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что после того, как объект был огорожен, доступ в него сохраняется, поскольку частично ограждение имеет повреждения, оконные и дверные проемы первого этажа не перекрыты.
Представитель административного ответчика Федораева Е.В. требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что Дата на оснвоании заключенного с администрацией р.<Адрес> договора на выполнение работ, ООО «СервисТеплоСтрой» выполнило работы по установке ограждения незавершенного строительством объекта по адресу <Адрес>. Таким образом администрация р.<Адрес> приняла меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в данное сооружение, обеспечив выполнение п. 6.2.2 СНиП 12-03.2001 и ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того в настоящее время ведется работа по проведению оценки указанного имущества для продажи путем демонтажа на стройматериалы. Дополнительно указала, что консервацию объекта должен был производить прежний собственник объекта. О том, что ограждение, установленное в октябре 2017 г. вокруг незавершенного строительством объекта, имеет повреждения, ей известно.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив исследованные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1).
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, П. в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4).
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа данной нормы следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в совершении действий, направленных на сохранность имущества и нахождение его в состоянии, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов других граждан, требований пожарной и иной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
В судебном заседании установлено, что Дата Новосибирском электродному заводу Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля <Адрес> было дано разрешение на производство строительно-монтажных работ больничного комплекса на 400 коек в р.<Адрес>.
Согласно акту приема-передачи (без даты), на основании Распоряжения Департамента имущества и земельных отношений администрации <Адрес> от Дата Номер-р «О передаче объекта федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования р.<Адрес>», ОАО «Новосибирский электродный завод» сдает, а Администрация муниципального образования р.<Адрес> принимает в муниципальную собственность федеральное имущество: незавершенный строительством Больничный комплекс, расположенный по адресу <Адрес>.
Распоряжением территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по <Адрес> Номер-р от Дата, утвержден акт приема-передачи незавершенного строительства Больничного комплекса, расположенного по адресу <Адрес> р.<Адрес> от ОАО «НовЭЗ» МО р.<Адрес> <Адрес>. Исключить данный объект из реестра федерального имущества.
Дата были выданы свидетельства о государственной регистрации права о принадлежности рабочему поселку <Адрес> на праве собственности объекта незавершенного строительства – больничного комплекса, этажность 6, по адресу <Адрес>, а также земельного участка по указанному адресу.
При этом на основании Акта обследования незавершенного строительством объекта, составленного комиссионно при передаче объекта в муниципальную собственность, а также акта обследования от Дата, установлено, что работы по строительству указанного Больничного комплекса в настоящее время не ведутся, при этом имеется доступ на территорию строительной площадки и внутрь объекта (имеющееся ограждение имеет повреждения, оконные и дверные проемы первого этажа здания не перекрыты). Объект незавершенного строительства имеет признаки безхозяйности, ограждение здания по периметру имеет повреждения, не исключающие свободный доступ на территорию, охрана объекта не обеспечена, отсутствует кровля, оконные и дверные блоки.
Указанные обстоятельства подтверждаются также прилагаемыми к акту фотографиями и не были опровергнуты стороной административного ответчика.
Также из материалов дела установлено, что в связи с наличием свободного доступа не территорию незавершенного строительством объекта Больничного комплекса, он является местом для игр малолетних детей, что создает угрозу для их жизни и здоровья.
Дата в вечерне время несовершеннолетний Салманов Р.А. вместе с другими подростками поднялся на третий этаж недостроенного здания больницы в р.<Адрес>. Во время игры Салманов Р.А. упал с конструкции третьего этажа недостроенного здания больницы, в результате падения получил тяжелые травмы и был доставлен в ГБУЗ НСО «ИЦГБ».
По поступившей из ОП «Линевское» МО МВД России «Искитимский» в М. прокуратуру информации следует, что в ОП «Линевское» неоднократно поступали сообщения от жителей р.<Адрес> о нахождении на указанном объекте несовершеннолетних (Дата в КУСП ОП «Линевское» зарегистрировано сообщение Филипповой С.Г. о нахождении несовершеннолетних в недостроенном здании напротив стационара ГБУЗ <Адрес> «<Адрес> больница» (запись в КУСП Номер от Дата); Дата в ОП «Линевское» зарегистрировано сообщение, поступившее от оператора «112» ГУ МВД России по <Адрес> о том, что на стройке в районе больницы р.<Адрес> находятся дети; Дата в КУСП ОП «Линевское» зарегистрированы сообщения Мордвиной И.В., Тяжельниковой СВ. о том, что на крыше недостроенного здания у ГБУЗ <Адрес> «<Адрес> больница» находятся дети (записи в КУСП Номер, 1440/6064 от Дата); Дата в КУСП ОП «Линевское» зарегистрировано сообщение Уханова А.Ю. о нахождении малолетних детей в недостроенном здании поликлиники (запись в КУСП Номер от Дата).
Таким образом, суд считает установленным, что со стороны ответчика, как собственника объекта незавершенного строительства, не приняты установленные законом меры к приведению объекта и строительной территории в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан и может причинить вред окружающей среде.
В частности, в силу ч. 4 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ, при необходимости прекращения работ или их приостановлению более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В соответствии с п.п. 2-4 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата N802, в случае прекращения строительства объекта или приостановления строительства на срок более шести месяцев, застройщик принимает решение о консервации объекта и обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
Согласно п.5 указанных Правил, в решении о консервации объекта должны быть определены: перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил; лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация); сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации; размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
Пунктом 9 указанных Правил установлено, что в состав работ по консервации объекта входит, в том числе, выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных); монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов; закрытие или сварка люков и крупных отверстий; приведение технологического оборудования в безопасное состояние; принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
На основании п.10 Правил, застройщик в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом … орган, выдавший разрешение на строительство…
Таким образом, в силу требований действующих норм права, в случае прекращения строительства объекта капитального строительства или приостановления строительства на срок более шести месяцев по каким-либо обстоятельствам, на застройщика (собственника объекта незавершенного строительства) возлагается обязанность осуществить консервацию объекта незавершенного строительства, то есть, обеспечить приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
В данном случае со стороны ответчика мероприятия по консервации спорного объекта не осуществлялись, несмотря на то, что строительство не осуществляется на протяжении нескольких лет, что не оспаривалось ответчиком.
При этом возражения ответчика в той части, что консервация объекта должна была быть произведена прежним собственником объекта, что исключает наличие данной обязанности у административного ответчика, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку непринятие мер прежним собственником работ по консервации объекта, не освобождает административного ответчика от ответственности за соблюдение требований закона об обеспечении безопасности спорного объекта, поскольку приобретая данный объект в собственность, действуя добросовестно и разумно, он должен был принять меры к получению информации о проведении прежним собственником мер по консервации объекта, и, в случае, если прежний собственник таких мер не принял, либо отказаться от приобретения объекта, либо принять установленные законом меры для консервации объекта.
Кроме того, установленные судом фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что в настоящее время спорный объект недвижимости не может считаться законсервированным, поскольку необходимые документы, подтверждающие принятие собственником объекта соответствующего решения, отсутствуют, объект не соответствует требованиям безопасности для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних граждан, проживающих на территории р.<Адрес>, соответственно, на ответчике лежит обязанность привести его в соответствие с требованиями закона, независимо от того, как действовали прежние собственники объекта.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что принадлежащее администрации р.<Адрес> на праве собственности объект незавершенного строительства по адресу <Адрес> представляет собой опасность для жизни и здоровья третьих лиц, суд считает, что на администрацию <Адрес>, как на собственника объекта незавершенного строительства, должна возлагаться обязанность по организации проведения консервации объекта незавершенного строительства, к числу которых относятся и принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта - перекрытия доступа в дверные и оконные проемы первого этажа здания.
Также суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности по восстановлению целостности ограждения территории, перекрытию доступа в дверные и оконные проемы первого этажа здания.
На основании Постановлением Госстроя России от Дата Номер «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001» (п.4.1.), организация и выполнение работ в строительном производстве должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации об охране труда (далее - законодательства), а также иных нормативных правовых актов, установленных Перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".
Пунктами 4.9, 6.1.1 СНиП 12-03-2001 установлено, что к зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить, в том числе, участки территории вблизи строящегося здания (сооружения). Производственные территории (площадки строительных и промышленных предприятий с находящимися на них объектами строительства, производственными и санитарно - бытовыми зданиями и сооружениями), участки работ и рабочие места должны быть подготовлены для обеспечения безопасного производства работ. Подготовительные мероприятия должны быть закончены до начала производства работ. Окончание подготовительных работ на строительной площадке должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда.
Пунктами 6.2.1.-6.2.2. СНиП 12-03-2001 установлено, что устройство производственных территорий, их техническая эксплуатация должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, государственных стандартов, санитарных, противопожарных, экологических и других действующих нормативных документов. Производственные территории и участки работ в населенных пунктах во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены. Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям: высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2; ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком; козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.
В соответствии с Постановлением Госстроя России от Дата Номер «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002» (п.п. 3.1., 3.3.), организация и выполнение работ в строительном производстве должны осуществляться при соблюдении требований СНиП 12-03, ПБ 10-382 и других нормативных правовых актов… До начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая: устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации.
Таким образом, обязанность застройщика установить ограждение строительной площадки и поддерживать его в состоянии, отвечающем требованиям специальных норм и правил, возникает до начала строительства и существует до окончания строительства, в том числе, в период консервации объекта.
В данном случае установлено, и не оспаривалось ответчиком, что строительная площадка, где находится незавершенный строительством объект, огорожена металлическим забором, имеющим повреждения, не исключающие свободный доступ на территорию, что является нарушением требований действующих нормативно-правовых актов.
По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению.
По смыслу указанной нормы, суд должен установить ответчику срок, который является необходимым и достаточным (разумный срок) для совершения тех действий, которые установлены решением суда, поскольку решение суда должно быть исполнимым.
Поскольку действующее законодательство не содержит конкретных требований к понятию «разумный срок», следует считать, что срок для совершения каких-либо действий должен устанавливаться, исходя из конкретных обстоятельств дела.
В данном случае суд учитывает, что для консервации строительного объекта требуется совершить ряд определенных действий, являющихся необходимыми, и требующих определенных затрат времени, в том числе, необходимо подготовить техническую документацию, заключить договор на выполнение строительно-монтажных работ с подрядной организацией и осуществить непосредственно строительные работы по обеспечению безопасности строительного объекта и воспрепятствованию доступа на объект и на строительную площадку посторонних лиц.
С учетом этого суд считает, что ответчику следует установить срок для осуществления консервации спорного строительного объекта в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействия администрации р.<Адрес>, выразившееся в непринятии мер по консервации объекта незавершенного строительства – больничного комплекса общей площадью 2922,8 кв.м., с кадастровым номером Номер, расположенного по адресу <Адрес> предотвращению несанкционированного доступа внутрь указанного объекта, незаконным.
Возложить на администрацию р.<Адрес> обязанность по принятию мер по консервации объекта незавершенного строительства - больничного комплекса общей площадью 2922,8 кв.м., с кадастровым номером Номер, расположенного по адресу <Адрес> предотвращению несанкционированного доступа внутрь указанного объекта путем восстановления целостности ограждения территории, перекрытия доступа в дверные и оконные проемы первого этажа здания, в срок 4 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.05.2018 года.
Председательствующий (подпись) А.А. Тупикина