Решение по делу № 3а-275/2017 от 29.05.2017

Дело № 3а - 275/2017

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород                                                           11 сентября 2017 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Вавилычевой Ю.А.,

с участием представителя заинтересованного лица - Администрации города Богородска Нижегородской области - Васильевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Климычева Олега Евгеньевича об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Климычев О.Е. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 203 193 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации существующих объектов недвижимости: база стройматериалов, кафе, автогараж, офисные помещения, столярная мастерская, пилорама, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 48 766 300 (сорок восемь миллионов семьсот шестьдесят шесть тысяч триста) рублей по состоянию на 28.10.2016 г.

В обоснование Климычев О.Е. указал, что данный земельный участок принадлежит ему на праве собственности.

Заявленный размер рыночной стоимости подтвержден отчетом об оценке № от 02.12.2016 г., выполненным Оценщиком ООО «Мастерцен» ФИО5, на который получено положительное экспертное заключение экспертного совета Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «Сибирь» от 13.12.2016 г.

Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составила 409 415 607,63 рубля.

Административный истец 14.12.2016 г. обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Однако решением Комиссии от 11.01.2017 г. заявление Климычева О.Е. было отклонено.

Ссылаясь на положения ст.66 Земельного кодекса РФ, Климычев О.Е. указывает, что кадастровая стоимость в размере, превышающей рыночную стоимость земельного участка нарушает его права, а именно: он вынужден платить налог на землю в большем размере.

Правительство Нижегородской области представило позицию по делу, указало, что Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» от 10 декабря 2014 года № 863 утверждены результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 г.

Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 (л.д.152-162 т.1).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало, что Учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Просит рассмотреть дело без участия представителя, с учетом позиции, отраженной в отзыве (л.д.181-183 т.1).

От заинтересованного лица - Администрации города Богородска Нижегородской области поступил отзыв на административное исковое заявление Климычева О.Е. с указанием, что с рыночной стоимостью спорного земельного участка, указанного в административном исковом заявлении, не согласна. Считает, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, определяемые в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 г. № 863, являются единственно верными.

Указано, что административным истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 28.10.2016 г. Согласно данному отчету итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки составляет 48 766 300 рублей, что примерно на 85% ниже кадастровой стоимости, установленной в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства Нижегородской области.

Кроме того, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости представленный заявителем отчет не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Администрацией указано, что исходя из анализа совокупности доходов поселений, доля поступлений от оплаты земельного налога составляет более 50% собственных доходов. Недополучение средств в местный бюджет непосредственно скажется на исполнении соответствующим муниципальным образованием принятых расходных обязательств по решению вопросов местного значения, возложенных на него в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также, на исполнение полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являющимися отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Доходы, поступающие в бюджет города Богородска, в том числе и доходы от земельного налога, входят в состав консолидированного бюджета Богородского муниципального района Нижегородской области. Следовательно, недополучение земельного налога приведет к снижению доходной части не только бюджета города Богородска, но и всего бюджета Богородского муниципального района Нижегородской области.

Просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать (л.д.199 т.1).

В процессе рассмотрения дела представителем Климычева О.Е. - Телегиной С.А. и представителем Администрации г. Богородска Нижегородской области ФИО6, были заявлены ходатайства о назначении по настоящему делу судебной экспертизы об определении рыночной стоимости спорного земельного участка (л.д.200, 220 т.1).

В соответствии с определением областного суда от 02.08.2017 г. по данному делу была назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено до получения заключения эксперта (л.д.232-235 т.1).

Определением от 08.09.2017 г. производство по делу возобновлено (л.д.64 т.2).

В судебном заседании представитель административного истца Телегина С.А. просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом результатов экспертизы.

В судебное заседание Климычев О.Е., представители Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации города Богородска Нижегородской области не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, согласно представленным позициям по делу.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца Телегину С.А., обсудив доводы административного искового заявления, письменных позиций административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии с п.1 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании п.5 ч.2 ст.14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст.389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

Как установлено ст.390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Как установлено ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельного участка, выявляемых ранее учтенных земельного участка, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельного участка (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельного участка улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

Из материалов дела следует, что Климычев О.Е. обладает на праве собственности земельным участком с кадастровым номером , общей площадью 203 193 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующих объектов недвижимости: база стройматериалов, кафе, автогараж, офисные помещения, столярная мастерская, пилорама.

Указанное право подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.02.2017 г. (л.д.23-24 т.1).

Следовательно, Климычев О.Е., права и обязанности которого как плательщика земельного налога затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по земельному налогу на земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, является в силу положений ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 14.12.2016 г. в добровольном порядке обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, с предоставлением всех необходимых для этого документов. Указанное заявление Климычева О.Е. решением комиссии от 11.01.2017 года было отклонено (л.д.25-26 т.1).

Как следует из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра», земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:24:0020005:75 и поставлен на государственный кадастровый учет 28.10.2016. Относится к категории земель - «земли населенных пунктов», виду разрешенного использования - «Для эксплуатации существующих объектов недвижимости: база стройматериалов, кафе, автогараж, офисные помещения, столярная мастерская, пилорама».

Руководствуясь п.2.1.17 Методических указаний на основании Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее - Методические указания) в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером равен 2014.91 руб. за кв. м.

Кадастровая стоимость образуемого земельного участка с кадастровым номером определена в соответствии с Методическими указаниями в размере 409415607.63 руб.

Государственный кадастровый учет изменений качественных и (или) количественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, не проводился (л.д.187-195 т.1).

Таким образом, в рамках настоящего дела подлежат применению положения ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость, является 28 октября 2016 года.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (статья 3).

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Нормами статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.

Под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:

соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;

подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, Климычевым О.Е. в суд представлен отчет об оценке от 02.12.2016 г., выполненный оценщиком ООО «Мастерцен» ФИО5, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:24:0020005:178 по состоянию на 28.10.2016 г. составляет 48 766 300 рублей (л.д.31-123 т.1), а также положительное экспертное заключение экспертного совета Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «Сибирь» от 13.12.2016 г., из которого следует, что экспертируемый отчет в целом соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1-3, 7), обязательным к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденным приказами Минэкономразвития России №№ 297, 298, 299 от 20.05.2015 г. и приказом Минэкономразвития России № 611 от 25.09.2014 г., а также стандартам и правилам НП СОО «Сибирь».

Отчет об оценке не допускает неоднозначного толкования и не водит в заблуждение потребителей отчета об оценке.

Определение рыночной стоимости объекта оценки соответствует приведенным в отчете методическим основам определения стоимости и сложившейся российской практике оценки. Эксперт проверил достаточность и достоверность используемой информации, обоснованность принятых Оценщиком ключевых допущений и предположений, обоснованность использования подходов и методов оценки, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки, полноту и правильность порядка расчета. Существенных методологических и методических ошибок не выявлено (л.д.124-141 т.1).

Выводы оценщика ООО «Мастерцен» ФИО5, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщику, являющимся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «Сибирь», имеющим соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшего гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке.

Как следует из отчета от 02.12.2016 г., оценщиком для сравнения было отобрано 5 объектов-аналогов. С учетом имеющихся различий между аналогами и объектом оценки, оценщиком применены корректировки: на торг, на инженерные коммуникации, на площадь участка - на основании «Справочника оценщика недвижимости» ООО «Приволжский центр консалтинга и оценки», Том 3 «Земельные участки» 2016 г.; корректировка на состояние рынка - рассчитана по формуле и на основании данных, опубликованных на сайте http://roo.nnov.ru/analiz.ntml (стр.47-53 Отчета - л.д.78-83 т.1).

Расчет стоимости объекта оценки сравнительным подходом приведен в разделе 7.4 Отчета. Итоговое заключение о стоимости объекта оценки изложено в разделе 8 (стр.54 Отчета - л.д.84 т.1).

По ходатайствам Климычева О.Е. и представителя Администрации г. Богородска Нижегородской области Яшкиной Т.С. определением суда от 02.08.2017 г. была назначена судебная экспертиза,на разрешение которой поставлен вопрос о размере рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 203 193 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для эксплуатации существующих объектов недвижимости: база стройматериалов, кафе, автогараж, офисные помещения, столярная мастерская, пилорама», расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Климычеву О.Е. праве собственности, по состоянию на 28.10.2016 г.

Как следует из представленного заключения эксперта ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» ФИО8 от 30.08.2017 г., при определении рыночной стоимости объекта исследования - земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 203 193 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, применялся метод сравнения продаж в рамках затратного подхода.

В соответствии с представленным заключением ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» от 30.08.2017 г., экспертом для сравнения было отобрано 6 объектов-аналогов (объекты №№ 2,4,8-10,12 таблицы 9), которые являются наиболее сопоставимыми с объектом исследования и использовались в дальнейших расчетах.

С учетом имеющихся различий между аналогами и объектом оценки, экспертом применены корректировки: на торг, на местоположение, на расположение относительно крупных автомагистралей - на основании Справочника оценщика недвижимости-2016. Том 3 «Земельные участки»; на наличие коммуникаций - на основе данных ООО «Центр Экономического Анализа и Экспертизы» 2013 г. (http://www.ceae.ru/ocenka-zemel-uchastkov.htm), на основе данных сайта «Блицсервис. Оценка и консалтинг», 2011 г. (http://blizservise.ru/prom-zem/); на общую площадь - расчет корректировки проводился на основании таблицы 13 - стр.39 Заключения эксперта.

Эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 28.10.2016 года составляет 59 738 742 (пятьдесят девять миллионов семьсот тридцать восемь тысяч семьсот сорок два) рубля (л.д.2-64 т.2).

В силу ст.247 КАС РФ, обязанность доказывания оснований, указанных в ст.248 Кодекса, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, лежит на административном истце.

Согласно ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Оценив представленные административным истцом доказательства: отчет об оценке от 02.12.2016 г., выполненный оценщиком ООО «Мастерцен» ФИО5, а также полученное в рамках рассмотрения данного дела заключение эксперта ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» ФИО8 от 30.08.2017 г., суд приходит к выводу, что требования Климычева О.Е. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 203 193 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание выявленные в ходе рассмотрения дела недостатки в отчете об оценке от 02.12.2016г., вводящие в заблуждение пользователей отчета (л.д.81,230), что, в силу ст.11 Закона об оценочной деятельности, является недопустимым, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы, т.е. в размере 59 738 742 (пятьдесят девять миллионов семьсот тридцать восемь тысяч семьсот сорок два) рубля по состоянию на 28.10.2016 г.

Не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных Климычевым О.Е. требований доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости, в данном случае - в отношении находящегося в собственности Климычева О.Е. земельного участка, его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости (ст.66 Земельного кодекса РФ).

По указанному основанию не влияют на выводы суда и судом не принимаются и доводы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о том, что учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый указанной статьи).

По материалам дела, Климычев О.Е. обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области до обращения в суд, 14 декабря 2016 года.

С учетом разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Климычева Олега Евгеньевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 203 193 кв.м., категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для эксплуатации существующих объектов недвижимости: база стройматериалов, кафе, автогараж, офисные помещения, столярная мастерская, пилорама», расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 59 738 742 (пятьдесят девять миллионов семьсот тридцать восемь тысяч семьсот сорок два) рубля по состоянию на 28.10.2016 г.

Датой подачи заявления Климычева О.Е. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 14 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья областного суда                    Н.В. Гущева

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2017 года.

3а-275/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Климычев О.Е.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
Правительство Нижегородской области
Другие
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
администрация г.Богородска Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
29.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
30.05.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.06.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.07.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
02.08.2017[Адм.] Судебное заседание
08.09.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
11.09.2017[Адм.] Судебное заседание
12.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2017[Адм.] Дело оформлено
11.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее