Дело №2а-693/2018
Решение
Именем Российской Федерации
22 октября 2018 года п.Батецкий
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Малышевой М.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Батецкого района Новгородской области Лавровой А.С.,
при секретаре Ложкиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,
установил:
Прокурор Батецкого района Новгородской области обратился в суд с административным иском к Администрации Мойкинского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой Батецкого района Новгородской области проверки соблюдения законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды, на территории Мойкинского сельского поселения Батецкого района Новгородской области в 10 метрах от автомобильной дороги «Мойка - Новое Овсино - граница области» и в 150 метрах от дорожного знака населенного пункта «Мойка» в сторону д<адрес>, обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, площадью около 6 кв.м., что является грубейшим нарушением требований Федерального закона «Об охране окружающей среды». Твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов. Размещение бытовых отходов на территориях, не отведенных для этих целей, не допускается, может повлечь за собой возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих заболеваний. В соответствии с действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, поэтому именно Администрация Мойкинского поселения обязана принять все возможные меры к вывозу мусора с территории поселения, однако в нарушение указанных положений ответчиком не принимаются меры к ликвидации указанной свалки. Просил признать бездействие Администрации Мойкинского сельского поселения Батецкого района Новгородской области по ликвидации несанкционированной свалки незаконным, обязать ее ликвидировать указанную свалку путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель административного истца Лаврова А.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что до настоящего времени свалка не ликвидирована.
Представитель административного ответчика администрации Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Положениями ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно ст.51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; тогда как твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Положениями п.п.2, 7 ст.12 указанного Федерального закона предусмотрено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01) твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов.
Размещение отходов производства и потребления вне полигонов на местах временного складирования твердых бытовых отходов не допускается.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.3 ст.14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п.1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст.1 Областного закона Новгородской области от 23 октября 2014 года №637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Новгородской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п.п.5, 15, 18, 22, 33.1, 38 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ.
В соответствии с п.19 ст.4 Устава Мойкинского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
При этом объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный органу местного самоуправления, не может быть сведен к формальному участию поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» несет орган местного самоуправления.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства ответчик обязан участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения с целью решения вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной истцом проверки на территории Мойкинского сельского поселения выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно в 10 метрах от автомобильной дороги «Мойка - Новое Овсино - граница области» и в 150 метрах от дорожного знака населенного пункта «Мойка» в сторону д.Дорогобуж находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью около 6 кв.м., что подтверждается рапортом от 04 сентября 2018 года (л.д.8) и приложенной к рапорту фототаблицей (л.д.9-10).
Таким образом, факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в судебном заседании установлен. Каких-либо доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Исходя из совокупности вышеизложенного, суд находит установленным, что административным ответчиком надлежащим образом не исполняется обязанность, возложенная на него законом по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, тем самым допущено бездействие.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Батецкого района Новгородской области действовал в рамках представленных ему полномочий.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки требуют затрат времени и средств, погодные условия, суд полагает необходимым установить срок в один месяц с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с подп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области по ликвидации несанкционированной свалки незаконным.
Обязать администрацию Мойкинского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 10 метрах от автомобильной дороги «Мойка - Новое Овсино - граница области» и в 150 метрах от дорожного знака населенного пункта «Мойка» в сторону <адрес>, общей площадью около 6 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня вынесения.
Председательствующий М.А.Малышева