Дело № 2-2487/2022
64RS0043-01-2022-003017-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Тютюкиной И.В.,
при секретаре Ковалеве Е.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Саратова Горина И.А., действует на основании доверенности от 05 мая 2022 года,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» - Воронова А.О., действует на основании доверенности от 12 января 2022 года,
представителя третьего лица комитета по управлению имуществом г. Саратова Субботиной А.А., действует на основании доверенности от 15 марта 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное казенное учреждение «Администрация кладбищ», комитет по управлению имуществом города Саратова, департамент Гагаринского административного района администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности,
установил:
заместитель прокурора города Саратова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков и регистрации права муниципальной собственности о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков и регистрации права муниципальной собственности.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, установлено, что при использовании земельного участка с координатами 51.2908,45.7880 в деревне Крутец допущены нарушения требований земельного законодательства, осуществляется захоронение в отсутствие оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов, без постановки на кадастровый учет и без установления границ земельного участка, фактически занятого кладбищем.
Проверка показала, что кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых кладбищами не выполнены, в реестр муниципальной собственности земельные участки не включены, какие-либо действия по оформлению права муниципальной собственности не проводились и не проводятся. Такое бездействие органов местного самоуправления нарушает требования ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, она охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбищ, контролю за их состоянием, невозможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который не включены статьи расходов по содержанию кладбищ в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки.
На основании вышеизложенного истец просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, провести межевание самовольно занятого захоронениями земельного участка с координатами 51.2908,45.7880, ориентировочно площадью 6000 кв.м в деревне Крутец, площадь которого не разграничена, осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный земельный участок, самовольно занятый захоронениями.
В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Представитель третьего лица комитета по управлению имуществом г. Саратова просил отказать в его удовлетворении.
От представителя третьего лица муниципального казенного учреждения «Администрация кладбищ» просил рассмотреть дело без своего участия.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших и находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Статья 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996г. № 8-ФЗ указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
Согласно пунктам п. 2.8, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. № 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которой предусмотрено, что кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га относятся к IV классу опасности, санитарно-защитная зона составляет 100 м. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища отнесены к V классу опасности, санитарно-защитная зона составляет 50 м.
Статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что на территории деревни Крутец Гагаринского района Саратовской области на земельном участке с координатами 51.2908,45.7880 ориентировочно площадью 6000 кв.м, осуществляется захоронение в отсутствие оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов, без постановки на кадастровый учет и без установления границ земельного участка, фактически занятого кладбищем.
Земельный участок с координатами 51.2908,45.7880 ориентировочно площадью 6000 кв.м являющийся государственной собственностью, самовольно занят захоронениями.
Земельный участок не поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка, занятого захоронениями, не установлены.
Решением Саратовской городской Думы от 28 мая 2021 г. № 89-708 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Саратов» внесены изменения в ст. 1 Устава муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с которыми в состав территории муниципального образования «Город Саратов» входят: городские населенные пункты: город Саратов, сельские населенные пункты: село Бабановка, село Багаевка, поселок Беленький, деревня Быковка, поселок Водник, железнодорожный разъезд «Горючка», поселок «Красный текстильщик», деревня Крутец и др.
Кладбища должны размещаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
При устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно – хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.
Учитывая приведенные нормы в совокупности с положениями п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», уполномоченным лицом на осуществление кадастрового учета земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в отношении земельных участков, распложенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района.
Прокуратурой города 21 января 2022 года в адрес главы МО «Город Саратов» внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.
Согласно ответу от 24 февраля 2022 года №02-02-23/1593, представление рассмотрено, однако нарушения не устранены, меры к приведению территории кладбища в деревне Крутец в соответствии с нормами действующего земельного законодательства до настоящего времени не приняты.
Как следует из представленного в материалы дела ответа Департамента Гагаринского административного района администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 июня 2022 года с заявление о получении разрешения на организацию кладбища в деревне Крутец муниципального образования «Город Саратов» с координатами 51.2908,45.7880 никто не обращался, разрешение не выдавались.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
Не постановка на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на земельный участок, фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.
По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения решения, суд учитывает порядок и сроки бюджетного процесса, порядок приобретения услуг (подготовки схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории) для органов местного самоуправления, последующее оформление документов, суд считает, что срок шесть месяцев является достаточным для исполнения судебного решения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, направленных в защиту прав неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение межевания земельного участка занятого захоронениями с координатами 51.2908,45.7880 ориентировочной площадью 6000 кв.м, расположенного по адресу: муниципальное образование «Город Саратов», деревня Крутец, постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Тютюкина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 июля 2022 года.
Судья И.В. Тютюкина