Дело № 2-1312/2019 28 февраля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Асмыковича В.А.,
при секретаре Божко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астафьева Евгения Александровича к Жилищно-строительному кооперативу № 1192 о признании права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Астафьев Е.А. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Жилищно-строительному кооперативу № 1192, в котором просил признать за ним право собственности на квартиру площадью 35,4 кв.м., расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, кадастровый номер <№>.
Свои требования истец мотивировал тем, что проживает в указанной квартире с 14.04.1989 на основании ордера, выданного 22.03.1989 Управлением по учету и распределению жилой площадью Ленинграда его бабушке Астафьевой О.Л., умершей 27.02.1991. С 2002 года истец постоянно проживает в квартире самостоятельно, осуществляет оплату коммунальных платежей, лицевой счет оформлен на его имя, дом, в котором находится квартира, принадлежит ЖСК № 1192. Сведения о правообладателях в отношении данного жилого помещения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Также отсутствуют сведения о том, что Астафьева О.Л. принималась в члены ЖСК № 1192, и ею и истцом выплачивался паевой взнос. Таким образом, истец Астафьев Е.А. на законных основаниях был вселен в квартиру, является единственным ее владельцем с 27.02.1991, следовательно, имеются основания для признания на ним права собственности на жилое помещение в порядке приобретательной давности.
Истец Астафьев Е.А. и его представитель адвокат Чепурной Е.В. в судебное заседание явились, требования искового заявления поддержали и просили удовлетворить.
Представитель ответчика – председатель правления ЖСК № 1192 Луковнева Е.А. в судебное заседание явилась, просила в иске отказать в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о праве истца на получение квартиры в собственность в порядке приобретательной давности. Так, истец постоянно в квартире не проживал, о чем, в частности, свидетельствуют представленные им же квитанции на уплату коммунальных услуг, из которых следует, что в 2011 и в 2014 году имелась крупная задолженность по коммунальным платежам, к настоящему времени уже погашенная. Также оплата за коммунальные платежи производилась не самим истцом, а иным лицом.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Из материалов дела следует, что Управлением по учету и распределению жилой площади Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов 22.03.1989 выдан обменный ордер № 016565/01 на право занятия Астафьевой О.Л. совместно с внуком Астафьевым Е.А. – истцом по настоящему делу, жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Согласно справке ЖСК № 1192 от 21.06.2018 № И-47/2018, в архиве и документации жилищно-строительного кооператива отсутствуют сведения о принятии в члены ЖСК Астафьевой О.Л., проживавшей в квартире <адрес> в Санкт-Петербурге. Основанием к вселению Астафьевой О.Л. в жилое помещение является ордер № 016565 от 22.03.1989, в составе семьи числится внук Астафьев Е.А., сведения о задолженности по выплате паевого взноса или его полной выплате отсутствуют.
Сведения о регистрации прав на вышеуказанную квартиру в Едином государственном реестре отсутствуют, что подтверждается соответствующей выпиской.
Согласно справке формы 9, Астафьев Е.А. состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> с 14.04.1989, наниматель жилого помещения Астафьева О.Л. снята с регистрационного учета 07.05.1991 в связи со смертью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указывалось ранее, истец Астафьев Е.А. в 1989 году вселен в спорную квартиру на основании обменного ордера, после вселения постоянно зарегистрирован в ней по месту жительства до настоящего времени.
В силу действовавшей на тот момент Инструкции о порядке обмена жилых помещений, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 09.10.1967 № 12 (п.1), предусматривалось право члена жилищно-строительного кооператива произвести с разрешения исполкома местного Совета депутатов трудящихся обмен занимаемого им жилого помещения на другое жилое помещение как с членом кооператива в домах жилищно-строительных кооперативов, так и с нанимателями жилых помещений в домах местных Советов, государственных, кооперативных, общественных организаций и в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Обмен жилыми помещениями предполагает взаимную передачу сторонами прав и обязанностей в отношении обмениваемых жилых помещений (абз. 1 п. 1 Инструкции).
Согласно п. 10 названной инструкции, обмен жилых помещений (независимо от их ведомственной принадлежности) оформлялся обменным ордером исполкома местного Совета депутатов трудящихся, выдаваемым по его поручению соответственно управлением (отделом) учета и распределения жилой площади, управлением жилищного хозяйства, отделом коммунального хозяйства, бюро по обмену (Приложение № 2), замена которого на другой ордер не допускалась.
Следовательно, вселение истца Астафьева Е.А. в жилое помещение на основании обменного ордера явилось законным основанием к приобретению им права пользования и права владения этим жилым помещением.
Владение жилым помещение осуществлялось истцом открыто, как своим собственным, что, в частности, подтверждается фактом регистрации истца в квартире по месту жительства, какие-либо иные лица в течение всего периода владения не предъявляли своих прав в отношении жилого помещения и не проявляли к нему интереса.
Внесение платы за жилое помещение и оплата коммунальных услуг свидетельствует о добросовестном владении истцом имуществом как своим собственным.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что имеет место совокупность всех установленных статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации условий для признания за Астафьевым Е.А. права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Астафьевым Евгением Александровичем, <дата> года рождения, паспорт <...> зарегистрированным по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> кадастровый номер <№>.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 07.03.2019.