Дело № 3а-194/2021,
№ 88а-3290/2022
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 20 апреля 2022 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 апреля 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фроловой А.В. на решение Приморского краевого суда от 3 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Фроловой А.В. о признании недействующим пункта 301 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя Фроловой А.В. – Кульпиной М.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю., представителя Правительства Приморского края и министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.А., а также заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г., полагавшей, что решение суда и апелляционное определение являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – Департамент) от 25 декабря 2019 года № 1022-ри (далее – Распоряжение от 25 декабря 2019 года № 1022-ри), размещённым 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованным 1 января 2020 года в печатном издании – «Приморская газета» № 1 (1735), утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень).
Под пунктом 301 в указанный Перечень включено нежилое помещение общей площадью 1795,1 кв. м., имеющее кадастровый №, находящееся на третьем этаже здания (административно-производственный корпус, лит. А), расположенного по адресу: <адрес>-а.
Фролова А.В. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта (строки) 301 Перечня, указав в обоснование своих требований, что она в 2020 году являлась собственником указанного выше объекта недвижимости, который, по её мнению, не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество физических лиц должна определяться его кадастровой стоимостью.
Принадлежащее административному истцу нежилое помещение не расположено в торговых или административно-деловых центрах (комплексах). При определении фактического использования объекта недвижимости его обследование в установленном действующим законодательством порядке не производилось.
Включение нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечень неправомерно возлагает на Фролову А.В. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
Решением Приморского краевого суда от 3 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Фроловой А.В. было отказано.
25 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Фроловой А.В., поданная ею 17 февраля 2022 года через Приморский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Фролова А.В., представители министерства экономического развития Приморского края, администрации Лесозаводского городского округа Приморского края, общества с ограниченной ответственностью «Гостиница Центральная», извещённые о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным рассмотреть кассационные жалобы в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Приморского краевого суда от 3 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов настоящего административного дела, Фролова А.В. до 23 августа 2020 года являлась собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1795,1 кв. м., находящегося на третьем этаже здания (пом. №№ 1, 18, 19б (в решении и апелляционной определении ошибочно указано 196), 35-47, 49, 50), расположенного по адресу: <адрес>-а.
Сведения о виде разрешённого использования спорного нежилого помещения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
24 августа 2020 года собственником данного объекта недвижимости стало общество с ограниченной ответственностью «Гостиница Центральная», о чём в Едином государственном реестре недвижимости 24 августа 2020 года сделана регистрационная запись №
Нежилое помещение с кадастровым номером № находится на третьем этаже 4-этажного здания с кадастровым номером №, общей площадью 9047,3 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>-а, которое в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение «нежилое» и наименование «административно-производственный корпус».
Согласно техническому паспорту на третьем этаже здания №-а по <адрес> расположены приточные камеры, раздевалка, кладовая, архив, кабинет, цех, умывальник, туалет, душевая, лифт, подсобные помещения, техкласс, служебное помещение, коридоры, лестничные клетки.
В свою очередь, здание с кадастровым номером № расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4940 кв. м., имеющего вид разрешённого использования «для общественно-деловых целей».
Распоряжением от 25 декабря 2019 года № 1022-ри, размещённым 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованным 1 января 2020 года в печатном издании – «Приморская газета» № 1 (1735), утверждён Перечень на 2020 год, в пункте 301 которого указано нежилое помещение с кадастровым номером №, принадлежавшее в 2020 году на праве собственности Фроловой А.В.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Действовавший до декабря 2020 года пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривал, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к которым отнесены, в том числе, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Также Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливал признаки объекта налогообложения, необходимые для его включения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу действовавшей на момент принятия Перечня редакцией пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па «О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций» (далее – постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па), Департамент являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В связи с принятием постановления Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края», которым Департамент был переименован в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 2 апреля 2020 года № 278-пп в постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па были внесены соответствующие изменения.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утверждённый постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па (далее – Порядок), устанавливает, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (пункт 1.2 Порядка).
По делу установлено, что такой организацией на территории Приморского края является краевое государственное казённое учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» (далее – КГКУ «УЗИ»).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее трёх рабочих дней с даты окончания проведения указанного мероприятия работник организации, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт обследования объекта нежилого назначения при определении его фактического использования для целей налогообложения по форме, установленной в приложении № 2 к Порядку, с приложением соответствующих фотоматериалов, который подписывается работниками организации, проводившими мероприятия, и руководителем организации (пункт 3.3 Порядка).
Из содержания акта обследования нежилого посещения с кадастровым номером №, проведённого работниками КГКУ «УЗИ» 14 февраля 2019 года, следовало, что его площадь, используемая для осуществления торговой деятельности, составляет 90,3% общей площади объекта (1620,98 кв. м. из 1795,1 кв. м.).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Приморский краевой суд, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришёл к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия таких нормативных правовых актов и порядка их опубликования. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пункт 301 Перечня не противоречит, поскольку не менее 20% нежилого помещения с кадастровым номером № фактически используется для размещения объектов торговли.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит верными соответствующие выводы, положенные в основу решения и апелляционного определения. Суды при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, какого-либо несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела не установлено.
Ссылка административного истца в кассационной жалобе на то, что документами технического учёта (инвентаризации) не подтверждается факт размещения торговых объектов на площади не менее 20 процентов от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером №, не может являться основанием для отмены решения и апелляционного определения.
Как уже указывалось выше, федеральный законодатель в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установил несколько самостоятельных критериев отнесения объекта недвижимости, к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, а именно: по его предназначению в соответствии с технической документацией, или по его фактическому использованию, или по нахождению здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В данном случае, как установили суды, 90,3% общей площадью спорного объекта недвижимости используется для осуществления торговой деятельности, что указывает на соответствие такого объекта одному из приведённых критериев.
Вопреки доводам кассационной жалобы, к акту обследования нежилого посещения с кадастровым номером № от 14 февраля 2019 года приложены фотографии торговых помещений, расположенных на третьем этаже здания с кадастровым номером №; непосредственно спорный объект недвижимости включался в график мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда, утверждённый приказом Департамента от 31 января 2019 года (дата начала проведения проверки – 11 февраля 2019 года, дата окончания – 7 марта 2019 года), который был размещён на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то есть был доведён до сведения неопределённого круга лиц.
Само по себе неполучение Фроловой А.В. уведомления о проведении обследования, направленного в её адрес заказной почтой 5 февраля 2019 года, применительно к установленным по делу обстоятельствам, не может являться основанием для признания пункта 301 Перечня недействующим со дня его принятия.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что содержание акта обследования нежилого посещения не подтверждает его использование для размещения торговых объектов, что акт обследования является недопустимым доказательством, – по существу воспроизводят позицию административного истца, изложенную им ранее при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, однако эти доводы не опровергают обоснованных выводов судов, по существу они сводятся к субъективной переоценке доказательств, а также к неверному толкованию норм материального и процессуального права, следовательно, такие доводы, исходя из положений частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ, не могут являться основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Приморского краевого суда от 3 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фроловой А.В. – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи