Судья Магомедов У.М.
Дело № 33-4081/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2015 г. г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Сидоренко М.И., судей Гомленко Н.К. и Галимовой Р.С.,
при секретаре Алиевой З.М.
при рассмотрении апелляционной жалобы А. С. А. на решение Кизлярского городского суда РД от 31 июля 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Алидибирова С. А. к Гамзатову М. А. и Г.ову Г. Г.дибировичу о восстановлении срока принятия наследства и признания принявшим наследство в размере 1\3 доли наследственного имущества отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гомленко Н.К., объяснения представителя Алидибирова С.А. - адвоката Асхабова А. ( ордер в деле), просившего решение суда отменить, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
А. С. А. обратился в суд с иском к Гамзатову М. А. и Г.ову Г. Г.дибировичу о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти матери Газиевой Н. Г., умершей 29 октября 2012 г., ссылаясь на то, что его матери Газиевой Н. Г. принадлежали на день ее смерти земельный участок, расположенный но адресу: <адрес>-а, жилой <адрес>. Наследниками по закону после смерти матери является он и ответчик, ее сыновья. Своевременно к нотариусу с заявлением о принятии наследства он не обратился, т.к. он болел, что подтверждается медицинской карточкой. Кроме того, он не знал о том, что если наследство им фактически не было принято, то необходимо в шестимесячный срок обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако 25 июня 2013 г. он совместно с ответчиком обратился к нотариусу по поводу оформления наследственных прав, после чего стали заниматься сбором правоустанавливающих документов на наследственное имуществ, спора между ним и братом о принятии наследства на тот момент не имелось. Однако в последующем ответчик, своевременно принявший наследство, отказался дать согласие на восстановление ему срока для принятия наследства, постановлением нотариуса Абдурашидовой Н.М. от 31 марта 2015 г. ему оказано в совершении нотариального действия и разъяснено, что он пропустил установленный законом срок для принятия наследства. С учетом изложенного он просит суд восстановить срок для принятия наследства после смерти его матери. Газиевой Н. Г.. умершей 29 октября 2012 года, и признать его принявшим наследство после ее смерти.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Алидибиров С.А.и на заседании судебной коллегии его представитель – адвокат Асхабов М. просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что он не знал, что у покойной матери имелось на праве собственности имущество в виде земельного участка, площадью 25855,95 кв.м. по <адрес>, и жилого дома по <адрес>, сам ответчик в июне 2013 г. привел его к нотариусу и предложил принять наследство даже с пропуском срока, предусмотренного законом, но в последующем передумал. Суд не учел, что он не знал о существующем сроке для принятия наследства, некоторое время он болел, имеются медицинские документы, он был введен в заблуждение ответчиком, который своевременно не сказал ему о наследственном имуществе.
Представитель Асхабов М. просит отложить рассмотрение дела в связи с тем, что Алидибиров С.А. болеет и желает лично участвовать в деле, однако ходатайство подлежит отклонению, т.к. документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия Алидибирова С.А. на заседании коллегии, не представлено.
Извещенные надлежащим образом Алидибиров Али, Гамзатов М., Г.ов Г. в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, дело рассмотрено в их отсутствие ( ст. 167. ч.3 ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Гамзатова Н. Г. являлась матерью истца и ответчика, она умерла 29 октября 2012 г., что подтверждается свидетельством о смерти.
Судом установлено, что на день ее смерти ей на праве собственности принадлежали целое домовладение № по <адрес>, приобретенное по договору купли-продажи от 28 сентября 1989 г., столовая с общей полезной площадью 620,75 кв.м., расположенная в <адрес>, что договором купли-продажи от 23.03.2000 г. и свидетельством о праве собственности от 18 июля 2000 г., а также земельный участок, площадью 25855 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, занятый ж\д тупиком и складскими помещениями, для использования в производственных целях.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному должностному лицу заявления наследника либо путем совершения наследником действий в отношении имущества наследодателя, свидетельствующих о его фактическом принятии.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В Судом установлено, что истец Алидибиров С.А. в установленный законом шестимесячный срок с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обратился, с заявлением от 20 декабря 2012 года о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по закону обратился лишь ответчик Гамзатов М. А..
Пунктом 1 статьи 1155 ГК РФ предусмотрено, что по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п..; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска срока.
Судом установлено, что истец Алидибиров С.А. с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти матери, обратился к нотариусу лишь 25 июня 2013 года, т.е. с пропуском шестимесячного срока, установленного законом для принятия наследства, постановлением от 31 марта 2015 года нотариус Кизлярского нотариального округа Абдурашидова Н.М. отказала в совершении нотариальных действий в связи с пропуском срока для принятия наследства. Установлено также, что наследник Гамзатов М., своевременно принявший наследство, возражал против восстановления срока для принятия наследства истцом Алидибировым С.А. Суд пришел к правильному выводу, что доказательств, подтверждающих уважительную причину пропуска срока для принятия наследства, истец Алидибиров С.А. не представил.
Истец, являясь сыном наследодателя Гамзатовой П., должен был проявлять интерес к ее судьбе и при наличии такого интереса мог своевременно узнать о времени и месте открытия наследства и, соответственно, мог реализовать свои наследственные права путем обращения с заявлением о принятии наследства в предусмотренном законом порядке и в установленный законом срок, что Алидибировым С.А. сделано не было.
Доводы Алидибирова С.А. о том, что он из-за болезни пропустил срок для принятия наследства, суд обоснованно не признал состоятельными, так как из представленной копии медицинских документов видно, что он обращался к невропатологу с жалобами на постоянные боли 17.04.2013 года. 04.05.2013 года, 19.05.2013 года, 01.06.2013 года, 15.06.2013 г., однако данное заболевание не препятствовало истцу подать нотариусу заявление о принятии наследства в установленный ст. 1154 ГК РФ шестимесячный срок.
В деле имеется справка главного врача ЦГБ Алиева И.М. от 27 июля 2015 г., согласно которой Алидибиров С. А., <.> года рождения, в период с 25 октября 2012 года по 30 июня 2013 года на стационарном лечении в ГБУ РД «Кизлярская ЦГБ» не находился, следовательно, стационарным больным, лишенным возможности передвигаться за пределы больницы, истец Алидибиров С.А. не являлся, поэтому имел возможность реализовать свое право на принятие наследства.
Доводы представителя Алидибирова С.А. – Асхабова М. о том, что истца ввел в заблуждение его брат Гамзатов М., который обещал дать согласие на принятие наследства, но затем передумал, не убедительны, т.к. они противоречат правилам ст. 1155 ГК РФ, пропущенный срок для принятия наследства может быть восстановлен нотариусом лишь с согласия других наследников, своевременно принявших наследство.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 п. 1 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Кизлярского городского суда РД от 31 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. С. А. – без удовлетворения.
Председательствующий Сидоренко М.И.
Судьи Гомленко Н.К.
Галимова Р.С.