Решение по делу № 33-879/2023 от 10.11.2023

Судья Щиканов А.В.

Дело № 2-299/2023

Дело № 33-879/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 декабря 2023 г.                                                                                  г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Слободчиковой М.Е., Коневой О.А.,

при секретаре Корсуковой Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» на решение Ленинского районного суда ЕАО от 25.07.2023, которым постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Федяшова В. Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» ИНН 7901530310 произвести перерасчет Федяшову В. Ф. по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <...>, за период неоказания услуги с <...> по <...>.

Принять отказ истца прокурора Ленинского района Еврейской автономной области, истца Федяшова В. Ф. от исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» о возложении обязанности произвести приостановление выставление платы за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов до момента начала фактического оказания услуги.

Производство по исковым требованиям истца прокурора Ленинского района Еврейской автономной области, истца Федяшова В. Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» о возложении обязанности произвести приостановление выставление платы за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов до момента начала фактического оказания услуги прекратить в связи с отказом истцов от заявленных исковых требований и принятием его судом.

Разъяснить истцам, что в соответствии со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» ИНН 7901530310 государственную пошлину в размере 400 рублей (четыреста) рублей 00 копеек в доход местного бюджета Ленинского муниципального района ЕАО.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения истца Федяшова В.Ф., прокурора Волохович А.Д., представителя ответчика ООО «Дом - Строй» Кочетова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в интересах Федяшова В.Ф. с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» (далее - ООО «Дом-Строй») о возложении обязанности произвести перерасчет платы и приостановить плату за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.

Требования мотивированы тем, что ответчик осуществляет деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). ООО «Дом-Строй» выставляет Федяшову В.Ф., проживающему по адресу: ЕАО, <...>, плату за свои услуги, однако в рамках проведённой прокурорской проверки установлено, что фактически последнему данная услуга не оказывается, и ответчик незаконно выставляет Федяшову В.Ф. счета на оплату услуг по вывозу ТКО.

Уточнив требования, окончательно просил обязать ООО «Дом-Строй» произвести перерасчет Федяшову В.Ф. по оплате за услугу по вывозу ТКО, исключив оплату за период с июня 2021 года по июль 2023 года.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Ленинского муниципального района ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора Лафир Н.А. уточнённые требования поддержал по доводам иска. Отказался от требований о возложении на ответчика обязанности приостановить начисление платы за услуги по вывозу ТКО до момента начала фактического оказания услуги, в связи с тем, что контейнеры для сбора мусора установлены <...>.

Истец Федяшов Т.А. уточнённые требования поддержал. Не возражал против прекращения производства по делу в части требований о возложении на ответчика обязанности приостановить начисление платы за вывоз ТКО до начала фактического оказания данной услуги.

Дополнительно пояснил, что он проживает по адресу ЕАО, <...>. В период с октября 2021 года по настоящее время ответчик выставляет счета на оплату коммунальной услуги по вывозу ТКО, однако данная услуга ему не оказывалась, поскольку рядом с его домом не имеется оборудованных контейнерных площадок, такую площадку установили только <...>.

Представитель ответчика ООО «Дом-Строй», представитель третьего лица администрации Ленинского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ООО «Дом-Строй» просило решение суда отменить.

Мотивируя жалобу, указало, что ООО «Дом-Строй» как региональный оператор по вывозу ТКО обязано осуществлять вывоз мусора только на оборудованных для этих целей специальных контейнерных площадках. По <...> такой площадки обустроено не было.

При этом, граждане обязаны размещать ТКО только на специальных контейнерных площадках, согласно утверждённой департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО схеме мест накопления ТКО.

Согласно данной схеме на расстоянии 400 м. от многоквартирного <...>, размещена контейнерная площадка на <...>.

Потребитель коммунальных услуг может размещать ТКО на любых контейнерных площадках в пределах населённого пункта. В связи с чем, считает, что отсутствие контейнерной площадки на расстоянии менее 100 м. от многоквартирного дома, в котором проживает истец, не является основанием полагать услугу по вывозу ТКО не оказанной.

Указало, что в обязанности регионального оператора входит только погрузка и вывоз ТКО с мест (площадок) их накопления, включённых в реестр. Обустройство контейнерных площадок и определение мест накопления ТКО к обязанностям регионального оператора не относится, данная обязанность возложена на администрацию Ленинского муниципального района ЕАО.

В связи с чем считает, что ООО «Дом-Строй» не может нести ответственность за отсутствие на нормативном расстоянии от многоквартирных домов контейнерных площадок, и что данный факт не влечёт освобождение потребителя от обязанности оплачивать коммунальные услуги.

В возражение на апелляционную жалобу и.о. прокурора Ленинского района просил оставить её без удовлетворения, решение суда - без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Дом-Строй» Кочетов А.Н. доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить.

Прокурор Волохович А.Д., истец Федяшов Т.А. с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель третьего лица - администрации Ленинского муниципального района в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без его участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на неё, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.

Решение суда оспаривается ответчиком только в части удовлетворённого требования, в связи с чем согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в остальной части предметом апелляционного рассмотрения не является.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Гражданского кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги, которая предусматривает плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 3 части 2 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 148(22)Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель коммунальной услуги (которым в силу пунктов 148(3) и 148(4) относится также региональный оператор) по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО «Дом-Строй» является региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов, в том числе, осуществляющим данную деятельность на территории <...> ЕАО.

Федяшов В.Ф. проживает и зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <...>.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО, который в квартире не проживает и приходится Федяшову В.Ф. внуком, что подтверждается его пояснениями в судебном заседании суда первой инстанции, а также квитанциями на оплату услуг по вывозу ТКО выставленными на имя материального истца.

Стороны не отрицали и из материалов дела следует, что начиная с 2021 года ООО «Дом-Строй» ежемесячно выставляет Федяшову В.Ф. квитанции на оплату коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, которые он не оплачивает, в результате по состоянию на 01.03.2023 образовалась задолженность в размере 1 185 рублей 16 копеек.

Федяшов В.Ф., полагая, что счета на оплату данной услуги выставлены ответчиком ему незаконно, поскольку фактически услуга по вывозу ТКО ему не оказывается ввиду отдалённости расположения контейнерных площадок по сбору ТКО от его места проживания, обратился в прокуратуру Ленинского района за защитой своих прав.

В рамках проверки, проведённой прокуратурой установлено, что согласно схеме вывоза мусора в <...> для многоквартирного <...> предусмотрено место для пяти контейнеров для сбора ТКО между многоквартирными домами № <...> и № <...> по <...>.

Однако согласно акту осмотра от 09.04.2022 фактически в указанном месте площадка с контейнерами для сбора и вывоза ТКО отсутствовала, в районе <...> <...> имелись несанкционированные свалки, мусоросборников не было.

Площадка из четырех контейнеров для сбора ТКО между многоквартирными домами № <...> и № <...> по <...> была оборудована только 12.07.2023.

Прокурор Ленинского района, полагая, что выставление в период с 2021 года по июль 2023 года Федяшову В.Ф. счетов на оплату коммунальной услуги по вывозу ТКО, при отсутствии рядом с местом проживания материального истца оборудованной площадки для сбора ТКО, нарушает его права, как потребителя, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, разрешая спор, установив, что ввиду отсутствия в спорный период контейнерной площадки для сбора ТКО на расстоянии предусмотренном санитарными нормами, Федяшов В.Ф. был лишен возможности воспользоваться услугами ООО «Дом-Строй» по независящим от него причинам, что ответчик не представил доказательств того, что сбор и вывоз ТКО осуществлялся бестарным методом, т. е. без контейнерных площадок, пришёл к выводу, что Федяшов В.Ф. должен быть освобожден от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.06.2021 по 12.07.2023, в связи с чем удовлетворил требования прокурора.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) является юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами, которые разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе, данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта, схему потоков отходов, включая твердые коммунальные отходы, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, сведения о зонах деятельности регионального оператора.

Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 2 которых, под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Пунктом 9 Правил № 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами

Согласно пункту 10 данных правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Пунктом 13 Правил № 1156 и пунктом 148(12) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Из приведённого правового регулирования следует, что территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания. Права и обязанности регионального оператора распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов исключительно из мест их санкционированного размещения.

Приказом департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО от 20.12.2021 № 146/21, находящемся в общем доступе, утверждена территориальная схема обращения с отходами в Еврейской автономной области.

В пункте 3.2 раздела 3, приложения 3.1 территориальной схемы (в редакции, действовавшей до 26.10.2022), указано, что источником образования ТКО является жилой фонд, включая многоквартирные дома Бабстовского сельского поселения. В разделе 6 и приложении 6.5 территориальной схемы в Ленинском районе, в состав которого входит Бабстовское сельское поселение, организовано 13 мест накопления ТКО (контейнерных площадок), с общим количеством контейнеров 58.

С 26.10.2022 приложение 3.1 данной территориальной схемы изложено в новой редакции, действующей по настоящее время, в которой жилой фонд <...>, в том числе многоквартирные дома, конкретизирован путём указания почтовых адресов, включая многоквартирный <...>.

Аналогичные положения содержала территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами ЕАО, утвержденная приказом управления жилищно - коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО № <...> от <...>.

Таким образом, из изложенного следует, что с момента утверждения территориальной схемы обращения с отходами ЕАО весь жилой фонд <...> являлся источником образования ТКО.

Как следует из акта осмотра от <...>, составленного в рамках проверки, проведённой прокуратурой <...> обустроена площадка из четырех контейнеров для сбора мусора.

Кроме того, согласно информации, представленной администрацией Бабстовского сельского поселения, с 2021 года на территории <...> в районе места жительства Федяшова В.Ф. оборудованы контейнерные площадки для сбора и вывоза ТКО, в частности, по адресу: <...>, <...>.

Согласно представленным стороной ответчика в суд апелляционной инстанции маршрутным журналам о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО, ответчик ООО «Дом-Строй» за период с июня 2021 года по июль 2023 года осуществлял вывоз ТКО с вышеуказанных контейнерных площадок.

Доказательств того, что данные площадки в спорный период времени не были доступны Федяшову В.Ф., проживающему по адресу: <...>, что вывоз мусора из них производился ненадлежащим образом, в материалы дела не представлены. Как и не представлено доказательств вывоза материальным истцом ТКО иным не запрещённым законом методом.

Более того, Федяшов В.Ф. в суде апелляционной инстанции не отрицал, что он имел возможность пользоваться данными площадками для сбора ТКО, не использовал их по собственной инициативе.

Вопреки выводам суда первой инстанции, отсутствие до 12.07.2023 в непосредственной близости от места жительства Федяшова В.Ф. площадки накопления ТКО, при наличии в <...> на одной улице с многоквартирным домом, в котором проживает истец, других оборудованных мест по сбору и вывозу ТКО, не свидетельствует о неоказании ему спорной коммунальной услуги, и не может являться основанием для освобождения от начисления платы за неё.

Доводы прокурора Волохович Д.А. в суде апелляционной инстанции о том, что ООО «Дом-Строй» не имеет права взымать с материального истца плату за вывоз ТКО в связи с тем, что администрацией Ленинского муниципального района в соответствии с частью 1 и 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ на территории <...> не определены места сбора ТКО, являются несостоятельными.

Учитывая, что территориальной схемой предусмотрены на территории <...> места сбора ТКО, что многоквартирный дом, в котором проживает Федяшов В.Ф. включен в перечень источников образования ТКО, а также фактическое наличие в <...> в спорный период контейнерных площадок, обслуживание их ответчиком, наличие у материального истца к ним доступа, то неутверждение органом местного самоуправления схемы мест размещения ТКО на территории сельского поселения, не является основанием для освобождения Федяшова В.Ф. от оплаты коммунальной услуги по вывозу ТКО.

Ссылка прокурора Волохович А.Д. в обоснование своих доводов на определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.11.2022 № 304-ЭС22-12944 не опровергает вышеизложенные выводы, поскольку данным определением разрешены иные правоотношения, возникшие в результате начисления региональным оператором платы собственникам жилых домов и жилых помещений, расположенных в садовом массиве, который не был включен в территориальную схему в качестве источника образования ТКО, и на территории которого фактическая деятельность по сбору и вывозу ТКО региональным оператором не осуществлялась.

Вывод суда со ссылкой на пункт 15 санитарных правил и норм 2.1.3684-21, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, о том, что ответчиком не представлены доказательства вывоза мусора бестарным методом (т.е. без накопления ТКО на контейнерных площадках), является несостоятельным. Поскольку при наличии оборудованных мест сбора ТКО в <...>, которые могли использоваться Федяшовым В.Ф., потребности оказания в спорный период времени коммунальной услуги по вывозу ТКО бестарным методом не имелось.

Выявленные прокуратурой <...> несанкционированные свалки, не свидетельствуют о неоказании ответчиком коммунальной услуги по вывозу ТКО, так как, доказательств того, что данные свалки расположены на вышеуказанных местах сбора ТКО, не имеется. Из представленных фотографий данных обстоятельств не усматривается ввиду отсутствия на них точных адресных ориентиров и контейнерных площадок. В связи с чем оснований полагать, что услуга по вывозу отходов из мест накопления ТКО оказана ответчиком ненадлежащим образом, не имеется.

Кроме того, оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО не предполагает ликвидацию мест несанкционированных свалок, образующихся в результате несанкционированного размещения ТКО жителями населенного пункта. Порядок ликвидации несанкционированных свалок установлен пунктами 16, 17 и 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, и предполагает иной субъектный состав правоотношений.

Тот факт, что по результатам прокурорской проверки, 19.10.2022 генеральный директор ООО «Дом-Строй» привлечён управлением Роспотребнадзора по ЕАО к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, не является основанием для удовлетворения иска.

Поскольку по смыслу части 4 статьи 61 ГПК РФ по гражданскому делу могут иметь преюдициальное значение только вступившие в законную силу судебные постановления, а не постановления должностных лиц по делу об административном правонарушении. Соответственно, учитывая, что данное постановление является одним из доказательств по делу и подлежит оценке наряду с другими доказательствами по делу, то в силу вышеприведенных оснований, содержащиеся в нем выводы, обоснованность требований прокурора не подтверждают, объективных доказательств вины не содержат.

На основании вышеизложенного решение Ленинского районного суда ЕАО от 25.07.2023 подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы ООО «Дом-Строй», с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора Ленинского района.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 25.07.2023 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Федяшова В. Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» считать удовлетворённой.

Председательствующий          Ю.Г. Золотарева

                                                   

Судьи         М.Е. Слободчикова                                                                    

        

         О.А. Конева                                                                                                    

                                                                                                                

                                                                                               

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 13.12.2023

                                                                                                            

Судья Щиканов А.В.

Дело № 2-299/2023

Дело № 33-879/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 декабря 2023 г.                                                                                  г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Слободчиковой М.Е., Коневой О.А.,

при секретаре Корсуковой Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» на решение Ленинского районного суда ЕАО от 25.07.2023, которым постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Федяшова В. Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» ИНН 7901530310 произвести перерасчет Федяшову В. Ф. по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <...>, за период неоказания услуги с <...> по <...>.

Принять отказ истца прокурора Ленинского района Еврейской автономной области, истца Федяшова В. Ф. от исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» о возложении обязанности произвести приостановление выставление платы за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов до момента начала фактического оказания услуги.

Производство по исковым требованиям истца прокурора Ленинского района Еврейской автономной области, истца Федяшова В. Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» о возложении обязанности произвести приостановление выставление платы за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов до момента начала фактического оказания услуги прекратить в связи с отказом истцов от заявленных исковых требований и принятием его судом.

Разъяснить истцам, что в соответствии со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» ИНН 7901530310 государственную пошлину в размере 400 рублей (четыреста) рублей 00 копеек в доход местного бюджета Ленинского муниципального района ЕАО.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения истца Федяшова В.Ф., прокурора Волохович А.Д., представителя ответчика ООО «Дом - Строй» Кочетова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в интересах Федяшова В.Ф. с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» (далее - ООО «Дом-Строй») о возложении обязанности произвести перерасчет платы и приостановить плату за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.

Требования мотивированы тем, что ответчик осуществляет деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). ООО «Дом-Строй» выставляет Федяшову В.Ф., проживающему по адресу: ЕАО, <...>, плату за свои услуги, однако в рамках проведённой прокурорской проверки установлено, что фактически последнему данная услуга не оказывается, и ответчик незаконно выставляет Федяшову В.Ф. счета на оплату услуг по вывозу ТКО.

Уточнив требования, окончательно просил обязать ООО «Дом-Строй» произвести перерасчет Федяшову В.Ф. по оплате за услугу по вывозу ТКО, исключив оплату за период с июня 2021 года по июль 2023 года.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Ленинского муниципального района ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора Лафир Н.А. уточнённые требования поддержал по доводам иска. Отказался от требований о возложении на ответчика обязанности приостановить начисление платы за услуги по вывозу ТКО до момента начала фактического оказания услуги, в связи с тем, что контейнеры для сбора мусора установлены <...>.

Истец Федяшов Т.А. уточнённые требования поддержал. Не возражал против прекращения производства по делу в части требований о возложении на ответчика обязанности приостановить начисление платы за вывоз ТКО до начала фактического оказания данной услуги.

Дополнительно пояснил, что он проживает по адресу ЕАО, <...>. В период с октября 2021 года по настоящее время ответчик выставляет счета на оплату коммунальной услуги по вывозу ТКО, однако данная услуга ему не оказывалась, поскольку рядом с его домом не имеется оборудованных контейнерных площадок, такую площадку установили только <...>.

Представитель ответчика ООО «Дом-Строй», представитель третьего лица администрации Ленинского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ООО «Дом-Строй» просило решение суда отменить.

Мотивируя жалобу, указало, что ООО «Дом-Строй» как региональный оператор по вывозу ТКО обязано осуществлять вывоз мусора только на оборудованных для этих целей специальных контейнерных площадках. По <...> такой площадки обустроено не было.

При этом, граждане обязаны размещать ТКО только на специальных контейнерных площадках, согласно утверждённой департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО схеме мест накопления ТКО.

Согласно данной схеме на расстоянии 400 м. от многоквартирного <...>, размещена контейнерная площадка на <...>.

Потребитель коммунальных услуг может размещать ТКО на любых контейнерных площадках в пределах населённого пункта. В связи с чем, считает, что отсутствие контейнерной площадки на расстоянии менее 100 м. от многоквартирного дома, в котором проживает истец, не является основанием полагать услугу по вывозу ТКО не оказанной.

Указало, что в обязанности регионального оператора входит только погрузка и вывоз ТКО с мест (площадок) их накопления, включённых в реестр. Обустройство контейнерных площадок и определение мест накопления ТКО к обязанностям регионального оператора не относится, данная обязанность возложена на администрацию Ленинского муниципального района ЕАО.

В связи с чем считает, что ООО «Дом-Строй» не может нести ответственность за отсутствие на нормативном расстоянии от многоквартирных домов контейнерных площадок, и что данный факт не влечёт освобождение потребителя от обязанности оплачивать коммунальные услуги.

В возражение на апелляционную жалобу и.о. прокурора Ленинского района просил оставить её без удовлетворения, решение суда - без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Дом-Строй» Кочетов А.Н. доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить.

Прокурор Волохович А.Д., истец Федяшов Т.А. с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель третьего лица - администрации Ленинского муниципального района в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без его участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на неё, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.

Решение суда оспаривается ответчиком только в части удовлетворённого требования, в связи с чем согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в остальной части предметом апелляционного рассмотрения не является.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Гражданского кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги, которая предусматривает плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 3 части 2 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 148(22)Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель коммунальной услуги (которым в силу пунктов 148(3) и 148(4) относится также региональный оператор) по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО «Дом-Строй» является региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов, в том числе, осуществляющим данную деятельность на территории <...> ЕАО.

Федяшов В.Ф. проживает и зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <...>.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО, который в квартире не проживает и приходится Федяшову В.Ф. внуком, что подтверждается его пояснениями в судебном заседании суда первой инстанции, а также квитанциями на оплату услуг по вывозу ТКО выставленными на имя материального истца.

Стороны не отрицали и из материалов дела следует, что начиная с 2021 года ООО «Дом-Строй» ежемесячно выставляет Федяшову В.Ф. квитанции на оплату коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, которые он не оплачивает, в результате по состоянию на 01.03.2023 образовалась задолженность в размере 1 185 рублей 16 копеек.

Федяшов В.Ф., полагая, что счета на оплату данной услуги выставлены ответчиком ему незаконно, поскольку фактически услуга по вывозу ТКО ему не оказывается ввиду отдалённости расположения контейнерных площадок по сбору ТКО от его места проживания, обратился в прокуратуру Ленинского района за защитой своих прав.

В рамках проверки, проведённой прокуратурой установлено, что согласно схеме вывоза мусора в <...> для многоквартирного <...> предусмотрено место для пяти контейнеров для сбора ТКО между многоквартирными домами № <...> и № <...> по <...>.

Однако согласно акту осмотра от 09.04.2022 фактически в указанном месте площадка с контейнерами для сбора и вывоза ТКО отсутствовала, в районе <...> <...> имелись несанкционированные свалки, мусоросборников не было.

Площадка из четырех контейнеров для сбора ТКО между многоквартирными домами № <...> и № <...> по <...> была оборудована только 12.07.2023.

Прокурор Ленинского района, полагая, что выставление в период с 2021 года по июль 2023 года Федяшову В.Ф. счетов на оплату коммунальной услуги по вывозу ТКО, при отсутствии рядом с местом проживания материального истца оборудованной площадки для сбора ТКО, нарушает его права, как потребителя, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, разрешая спор, установив, что ввиду отсутствия в спорный период контейнерной площадки для сбора ТКО на расстоянии предусмотренном санитарными нормами, Федяшов В.Ф. был лишен возможности воспользоваться услугами ООО «Дом-Строй» по независящим от него причинам, что ответчик не представил доказательств того, что сбор и вывоз ТКО осуществлялся бестарным методом, т. е. без контейнерных площадок, пришёл к выводу, что Федяшов В.Ф. должен быть освобожден от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.06.2021 по 12.07.2023, в связи с чем удовлетворил требования прокурора.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) является юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами, которые разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе, данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта, схему потоков отходов, включая твердые коммунальные отходы, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, сведения о зонах деятельности регионального оператора.

Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 2 которых, под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Пунктом 9 Правил № 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами

Согласно пункту 10 данных правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Пунктом 13 Правил № 1156 и пунктом 148(12) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Из приведённого правового регулирования следует, что территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания. Права и обязанности регионального оператора распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов исключительно из мест их санкционированного размещения.

Приказом департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО от 20.12.2021 № 146/21, находящемся в общем доступе, утверждена территориальная схема обращения с отходами в Еврейской автономной области.

В пункте 3.2 раздела 3, приложения 3.1 территориальной схемы (в редакции, действовавшей до 26.10.2022), указано, что источником образования ТКО является жилой фонд, включая многоквартирные дома Бабстовского сельского поселения. В разделе 6 и приложении 6.5 территориальной схемы в Ленинском районе, в состав которого входит Бабстовское сельское поселение, организовано 13 мест накопления ТКО (контейнерных площадок), с общим количеством контейнеров 58.

С 26.10.2022 приложение 3.1 данной территориальной схемы изложено в новой редакции, действующей по настоящее время, в которой жилой фонд <...>, в том числе многоквартирные дома, конкретизирован путём указания почтовых адресов, включая многоквартирный <...>.

Аналогичные положения содержала территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами ЕАО, утвержденная приказом управления жилищно - коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО № <...> от <...>.

Таким образом, из изложенного следует, что с момента утверждения территориальной схемы обращения с отходами ЕАО весь жилой фонд <...> являлся источником образования ТКО.

Как следует из акта осмотра от <...>, составленного в рамках проверки, проведённой прокуратурой <...> обустроена площадка из четырех контейнеров для сбора мусора.

Кроме того, согласно информации, представленной администрацией Бабстовского сельского поселения, с 2021 года на территории <...> в районе места жительства Федяшова В.Ф. оборудованы контейнерные площадки для сбора и вывоза ТКО, в частности, по адресу: <...>, <...>.

Согласно представленным стороной ответчика в суд апелляционной инстанции маршрутным журналам о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО, ответчик ООО «Дом-Строй» за период с июня 2021 года по июль 2023 года осуществлял вывоз ТКО с вышеуказанных контейнерных площадок.

Доказательств того, что данные площадки в спорный период времени не были доступны Федяшову В.Ф., проживающему по адресу: <...>, что вывоз мусора из них производился ненадлежащим образом, в материалы дела не представлены. Как и не представлено доказательств вывоза материальным истцом ТКО иным не запрещённым законом методом.

Более того, Федяшов В.Ф. в суде апелляционной инстанции не отрицал, что он имел возможность пользоваться данными площадками для сбора ТКО, не использовал их по собственной инициативе.

Вопреки выводам суда первой инстанции, отсутствие до 12.07.2023 в непосредственной близости от места жительства Федяшова В.Ф. площадки накопления ТКО, при наличии в <...> на одной улице с многоквартирным домом, в котором проживает истец, других оборудованных мест по сбору и вывозу ТКО, не свидетельствует о неоказании ему спорной коммунальной услуги, и не может являться основанием для освобождения от начисления платы за неё.

Доводы прокурора Волохович Д.А. в суде апелляционной инстанции о том, что ООО «Дом-Строй» не имеет права взымать с материального истца плату за вывоз ТКО в связи с тем, что администрацией Ленинского муниципального района в соответствии с частью 1 и 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ на территории <...> не определены места сбора ТКО, являются несостоятельными.

Учитывая, что территориальной схемой предусмотрены на территории <...> места сбора ТКО, что многоквартирный дом, в котором проживает Федяшов В.Ф. включен в перечень источников образования ТКО, а также фактическое наличие в <...> в спорный период контейнерных площадок, обслуживание их ответчиком, наличие у материального истца к ним доступа, то неутверждение органом местного самоуправления схемы мест размещения ТКО на территории сельского поселения, не является основанием для освобождения Федяшова В.Ф. от оплаты коммунальной услуги по вывозу ТКО.

Ссылка прокурора Волохович А.Д. в обоснование своих доводов на определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.11.2022 № 304-ЭС22-12944 не опровергает вышеизложенные выводы, поскольку данным определением разрешены иные правоотношения, возникшие в результате начисления региональным оператором платы собственникам жилых домов и жилых помещений, расположенных в садовом массиве, который не был включен в территориальную схему в качестве источника образования ТКО, и на территории которого фактическая деятельность по сбору и вывозу ТКО региональным оператором не осуществлялась.

Вывод суда со ссылкой на пункт 15 санитарных правил и норм 2.1.3684-21, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, о том, что ответчиком не представлены доказательства вывоза мусора бестарным методом (т.е. без накопления ТКО на контейнерных площадках), является несостоятельным. Поскольку при наличии оборудованных мест сбора ТКО в <...>, которые могли использоваться Федяшовым В.Ф., потребности оказания в спорный период времени коммунальной услуги по вывозу ТКО бестарным методом не имелось.

Выявленные прокуратурой <...> несанкционированные свалки, не свидетельствуют о неоказании ответчиком коммунальной услуги по вывозу ТКО, так как, доказательств того, что данные свалки расположены на вышеуказанных местах сбора ТКО, не имеется. Из представленных фотографий данных обстоятельств не усматривается ввиду отсутствия на них точных адресных ориентиров и контейнерных площадок. В связи с чем оснований полагать, что услуга по вывозу отходов из мест накопления ТКО оказана ответчиком ненадлежащим образом, не имеется.

Кроме того, оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО не предполагает ликвидацию мест несанкционированных свалок, образующихся в результате несанкционированного размещения ТКО жителями населенного пункта. Порядок ликвидации несанкционированных свалок установлен пунктами 16, 17 и 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, и предполагает иной субъектный состав правоотношений.

Тот факт, что по результатам прокурорской проверки, 19.10.2022 генеральный директор ООО «Дом-Строй» привлечён управлением Роспотребнадзора по ЕАО к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, не является основанием для удовлетворения иска.

Поскольку по смыслу части 4 статьи 61 ГПК РФ по гражданскому делу могут иметь преюдициальное значение только вступившие в законную силу судебные постановления, а не постановления должностных лиц по делу об административном правонарушении. Соответственно, учитывая, что данное постановление является одним из доказательств по делу и подлежит оценке наряду с другими доказательствами по делу, то в силу вышеприведенных оснований, содержащиеся в нем выводы, обоснованность требований прокурора не подтверждают, объективных доказательств вины не содержат.

На основании вышеизложенного решение Ленинского районного суда ЕАО от 25.07.2023 подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы ООО «Дом-Строй», с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора Ленинского района.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 25.07.2023 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Федяшова В. Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» считать удовлетворённой.

Председательствующий          Ю.Г. Золотарева

                                                   

Судьи         М.Е. Слободчикова                                                                    

        

         О.А. Конева                                                                                                    

                                                                                                                

                                                                                               

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 13.12.2023

                                                                                                            

33-879/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Волохович А.Д.
Прокурор Ленинского района ЕАО
Федяшов Виталий Федорович
Ответчики
ООО "Дом-Строй"
Другие
Администрация Ленинского района ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Слободчикова Марина Егоровна
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
13.11.2023Передача дела судье
06.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023Передано в экспедицию
06.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее