Решение по делу № 2-126/2024 (2-3860/2023;) от 26.07.2023

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2024 года                     г. Пермь

    

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Будиловой О.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ГБУЗ ПК «Городская клиническая <данные изъяты> ФИО4, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №2 имени Ф.Х. Граля», Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд с иском с учетом измененных в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований о возложении на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №2 имени Федора Христофоровича Граля» обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: 1) в здании по адресу: г.Пермь, ул.Плеханова, 36 обеспечить внутреннюю отделку помещений в соответствии с требованиями п.2.7, п.4.3.2 санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44, а именно покрытия пола и стен в отделении офтальмологии, урологии, рентгенкабинете; оборудовать умывальники режимных помещений смесителями с бесконтактным управлением в соответствии с требованиями п.4.4.6 санитарных правил СП 2.1.3678-20, а именно: процедурные, предоперационные, операционные, перевязочные кабинеты отделения офтальмологии и колопроктологии, перевязочные приемного отделения, процедурный кабинет, предоперационные, перевязочные кабинеты урологического отделения; установить дублирующее горячее водоснабжение в приемном отделении офтальмологии, в помещении для хранения биксов на первом этаже, в перевязочном кабинете второго этажа отделения офтальмологии в соответствии с требованиями п.4.4.2 санитарных правил СП 2.1.3678-20; обеспечить прокладку инженерных коммуникаций систем водоснабжения и водоотведения в закрытые короба в соответствии с требованиями п.4.4.10 санитарных правил СП 2.1.3678-20 в помещениях отделения офтальмологии и колопроктологии, в урологическом отделении - в процедурном кабинете, перевязочной приемного отделения, в палатах №106, 107, 108, 109, 110, 112, в перевязочной, клизменной, в комнате хранения грязного белья, в предоперационной; 2) в здании по адресу: г.Пермь, ул.Пермская, 228 оборудовать умывальники режимных помещений смесителями с бесконтактным управлением в соответствии с требованиями п.4.4.6 санитарных правил СП 2.1.3678-20, а именно: рабочие помещения клинико-диагностической лаборатории, в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу. Возложении на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность выделить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №2 имени Федора Христофоровича Граля» денежные средства на реализацию мероприятий по устранению указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д.2-3, 137).

В обоснование заявленных требований истец указал, что отделом эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту - Управление) в ходе плановой выездной проверки, проведенной в июле 2021 года на основании решения от 16.07.2021г., в отношении ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница имени Ф.Х. Граля» (далее - Учреждение), были выявлены многочисленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которые в силу абз.10 ст.1 Закона № 52-ФЗ создают угрозу причинения вреда жизни и здоровья населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. С целью фактического устранения выявленных нарушений санитарных правил и нормативов в отношении Учреждения было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. Срок устранения нарушений продлен до 01.07.2023, к установленному сроку предписание выполнено не в полном объеме. Учредителем Учреждения является Министерство здравоохранения Пермского края, на которое возложена обязанность по финансированию мероприятий, направленных на исполнение требований санитарного законодательства.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница №2 имени Ф.Х. Граля» в судебном заседании исковые требования не признал, полагал заявленный истцом срок для устранения нарушений 1 год с даты вступления решения суда в законную силу недостаточным, просил установить срок устранения недостатков до июля 2025г.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пермского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.151), представил письменные возражения на иск, в которых просит отказать в удовлетворении требований, поскольку Министерство здравоохранения Пермского края является ненадлежащим ответчиком (л.д.113-115).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции по охране культурного наследия <Адрес>, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.143).

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

На основании ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон №52-ФЗ), в соответствии со ст.1 которого санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В силу ст.11 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 №44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (далее - СП 2.1.3678-20), разделом IV которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги.

Согласно п.2.7 указанных санитарных правил покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.

В соответствии с п.4.3.2 СП 2.1.3678-20 в душевых, ванных в помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола применяют водонепроницаемые материалы.

Пунктом 4.4.2 СП 2.1.3678-20 установлено для медицинских организаций на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение. В качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства.

Согласно п.4.4.6 СП 2.1.3678-20 умывальниками с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков оборудуются: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, инфекционные, туберкулезные, кожно-венерологические, гнойные, ожоговые, гематологические отделения, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах.

В соответствии с п.4.4.10 СП 2.1.3678-20 инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должны быть проложены в закрытых коробах.

Согласно ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона №52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Судом из письменных доказательств по делу установлено, и участвующими в деле лиц не оспаривается, что на основании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 16.07.2021 года № 12 в отношении ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница №2 им. Ф.Х. Граля» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей и/или санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по результатам которой ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница №2 им. Ф.Х. Граля» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований №993 от 03.08.2021 года: в срок до 03.04.2023 года: 1) обеспечить внутреннюю отделку помещений в соответствии с требованиями п.п.2.7, 4.3.2 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», а именно покрытия пола и стен в отделении офтальмологии, урологии, бактериологической лаборатории, рентгенкабинете (г. Пермь, ул. Плеханова, 36Б); 2) обеспечить отделку поверхностей радиаторов в урологическом отделении материалами, исключающими адсорбирование пыли обеспечивающие устойчивость к воздействию моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями п.4.5.1 Главы IV СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; 3) оборудовать умывальники режимных помещений смесителями с бесконтактным управлением в соответствии с требованиями п.4.4.6. Главы IV СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; 4) установить дублирующее горячее водоснабжение в приемном отделении офтальмологии, помещении для хранения биксов на 1 этаже офтальмологии, перевязочный кабинет 2-го этажа офтальмологического отделения в соответствии с требованиями п. 4.4.2 I Главы IV СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещении, зданий, сооружении, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; 5) обеспечить прокладку инженерных коммуникаций систем водоснабжения и водоотведения в закрытые короба в соответствии с требованиями п. 4.4.10 СП 2.1.3678-20 Главы IV СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (л.д.89-107).

Согласно информации ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница №2 им. Ф.Х. Граля» от 11.07.2023 года предписание №993 от 03.08.2021 года исполнено в части: пункт 1 предписания выполнен в полном объеме, по пункту 2 предписания проведена покраска радиаторов масляной краской, пункт 3 выполнен в полном объеме, по пункту 4 предписания выполнено в полном объеме в бактериологической лаборатории и кабинете паразитологии в количестве 14 шт., пункт 4 не выполнен, по пункту 5 полностью выполнено в бактериологической лаборатории в кабинете паразитологии (л.д.108).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашло объективное подтверждение обстоятельство того, что ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница №2 имени Ф.Х. Граля» не устранены выявленные нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в здании по адресу: г.Пермь, ул.Плеханова, 36 не обеспечена внутренняя отделка помещений в соответствии с требованиями п.2.7, п.4.3.2 СП 2.1.3678-20 (покрытия пола и стен в отделении офтальмологии, урологии, рентгенкабинете); не оборудованы умывальники режимных помещений смесителями с бесконтактным управлением в соответствии с требованиями п.4.4.6 СП 2.1.3678-20 (процедурные, предоперационные, операционные, перевязочные кабинеты отделения офтальмологии и колопроктологии, перевязочные приемного отделения, процедурный кабинет, предоперационные, перевязочные кабинеты урологического отделения); не установлено дублирующее горячее водоснабжение в приемном отделении офтальмологии, в помещении для хранения биксов на первом этаже, в перевязочном кабинете второго этажа отделения офтальмологии в соответствии с требованиями п.4.4.2 СП 2.1.3678-20; не обеспечена прокладка инженерных коммуникаций систем водоснабжения и водоотведения в закрытые короба в соответствии с требованиями п.4.4.10 СП 2.1.3678-20 в помещениях отделения офтальмологии и колопроктологии, в урологическом отделении - в процедурном кабинете, перевязочной приемного отделения, в палатах №106, 107, 108, 109, 110, 112, в перевязочной, клизменной, в комнате хранения грязного белья, в предоперационной; в здании по адресу: г.Пермь, ул.Пермская, 228 не оборудованы умывальники режимных помещений смесителями с бесконтактным управлением в соответствии с требованиями п.4.4.6 СП 2.1.3678-20 (рабочие помещения клинико-диагностической лаборатории), в связи с чем исковые требования о возложении на ГБУЗ Пермского края «Городская клиническая больница №2 имени Ф.Х. Граля» обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ч.1, ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленный истцом срок исполнения решения – не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу суд признает разумным и обоснованным, с учетом продолжительности и характера установленных нарушений действующего законодательства. Каких-либо доказательств наличия объективной невозможности исполнения решения суда в указанный срок ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено. Не является таким объективным препятствием и то обстоятельство, что здание по адресу: г.Пермь. ул.Плеханова, 36 является объектом культурного наследия регионального значения (л.д.118-125).

Также суд отмечает, что в случае возникновения объективных препятствий, уважительных причин невозможности исполнения решения суда в указанный срок, впоследствии ответчик имеет право обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда.

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о возложении на Министерство здравоохранения Пермского края обязанности выделить ГБУЗ ПК «ГКБ №2 имени Ф.Х. Граля» денежные средства на реализацию мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства являются обоснованными и подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Положениями статьи 9.1. Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом публичной власти федеральной территории, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 3).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования (пункт 6).

Согласно п.1.1 устава ГБУЗ ПК «ГКБ №2 имени Ф.Х. Граля» учреждение является бюджетным (пункт 1.1). Учреждение является некоммерческой бюджетной организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края, уставом и заданиями учредителя (п.1.7). Финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Пермского края (пункт 3.11).

В соответствии с изменениями в устав ГБУЗ ПК «ГКБ №2 имени Ф.Х. Граля», утвержденными приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 14.10.2021 года, функции и полномочия учредителя от имени Пермского края осуществляет Министерство здравоохранения Пермского края.

Постановлением Правительства Пермского края от 18 сентября 2012 года № 880-п «О реорганизации Министерства здравоохранения Пермского края в форме присоединения к нему Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края и утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пермского края (далее – Положение).

Согласно пункту 1.1 Положения Министерство здравоохранения Пермского края является исполнительным органом власти Пермского края, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения и осуществляющим полномочия Российской Федерации в сфере охраны здоровья и оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции, установленной действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения, Министерство является главным распорядителем и получателем средств бюджета Пермского края, в том числе средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Пермскому краю в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

В ведении Министерства находятся государственные учреждения, осуществляющие функции в сферах деятельности, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения, в том числе, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №2 имени Ф.Х. Граля».

Министерство для достижения поставленных задач осуществляет следующие функции: в части обеспечения проведения единой государственной политики в области охраны здоровья населения Пермского края в пределах полномочий, установленных законодательством, в том числе: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения качества и доступности. В части организации оказания медицинской помощи населению на территории Пермского края, в том числе: формирование доведение до медицинских организаций, подведомственных Министерству организация исполнения ими государственного задания в сфере здравоохранения; осуществление ведомственного контроля качества безопасности медицинской деятельности в соответствии со статьей 89 Закона № 323-ФЗ; осуществление контроля за деятельностью медицинских и иных организаций, подведомственных Министерству, в том числе психиатрического и психоневрологического профиля; осуществление контроля за выполнением капитального и текущего ремонта зданий, техническим оснащением медицинских организаций, подведомственных Министерству, подготовкой их к работе в зимних условиях. Также выполняет иные функции, в том числе: утверждение бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных бюджетных учреждений.

Соответственно, объем ответственности Министерства здравоохранения Пермского края за выявленные в ГБУЗ ПК «ГКБ №2 Ф.Х. Граля» нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Нормативное регулирование в области санитарной безопасности предполагает соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований санитарной безопасности. Устанавливая субъектов ответственности и исполнения обязанности по устранению нарушений требований санитарной безопасности, суд исходит из того, что наряду с ГБУЗ ПК «ГКБ №2 имени Ф.Х.Граля» ответственность несет Министерство здравоохранения Пермского края.

При этом юридическая основа и формы исполнения обязанности по устранению в медицинском учреждении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства у бюджетного учреждения и органа государственной власти являются следующими: исполнение судебного акта в части непосредственного устранения выявленных нарушений (в натуре) предполагается действиями самого бюджетного учреждения; финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарных требований должно осуществляться и с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.

Как указано выше, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю неоднократно в отношении ГБУЗ ПК «ГКБ №2 имени Ф.Х.Граля» проводилась плановая проверка, выдавалось предписания об устранении нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требования которого в полном объеме до настоящего времени не исполнены. Нарушения не устранены по причине отсутствия у учреждения денежных средств для их выполнения. Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Пермского края как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.

На основании вышеизложенного, с учетом отсутствия у бюджетного учреждения – ГБУЗ ПК «ГКБ №2 имени Ф.Х.Граля» иных денежных средств кроме субсидий из бюджета Пермского края суд считает возможным возложить на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность выделить ГБУЗ ПК «ГКБ №2 имени Ф.Х.Граля» денежные средства на реализацию мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №2 имени Федора Христофоровича Граля» (ИНН 5903004076) обязанность устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно:

1) в здании по адресу: г.Пермь, ул.Плеханова, 36 обеспечить внутреннюю отделку помещений в соответствии с требованиями п.2.7, п.4.3.2 санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44, а именно покрытия пола и стен в отделении офтальмологии, урологии, рентгенкабинете; оборудовать умывальники режимных помещений смесителями с бесконтактным управлением в соответствии с требованиями п.4.4.6 санитарных правил СП 2.1.3678-20, а именно: процедурные, предоперационные, операционные, перевязочные кабинеты отделения офтальмологии и колопроктологии, перевязочные приемного отделения, процедурный кабинет, предоперационные, перевязочные кабинеты урологического отделения; установить дублирующее горячее водоснабжение в приемном отделении офтальмологии, в помещении для хранения биксов на первом этаже, в перевязочном кабинете второго этажа отделения офтальмологии в соответствии с требованиями п.4.4.2 санитарных правил СП 2.1.3678-20; обеспечить прокладку инженерных коммуникаций систем водоснабжения и водоотведения в закрытые короба в соответствии с требованиями п.4.4.10 санитарных правил СП 2.1.3678-20 в помещениях отделения офтальмологии и колопроктологии, в урологическом отделении - в процедурном кабинете, перевязочной приемного отделения, в палатах №106, 107, 108, 109, 110, 112, в перевязочной, клизменной, в комнате хранения грязного белья, в предоперационной;

2) в здании по адресу: г.Пермь, ул.Пермская, 228 оборудовать умывальники режимных помещений смесителями с бесконтактным управлением в соответствии с требованиями п.4.4.6 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20, а именно: рабочие помещения клинико-диагностической лаборатории,

в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Министерство здравоохранения Пермского края (ИНН 5902293308) обязанность выделить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №2 имени Федора Христофоровича Граля» денежные средства на реализацию мероприятий по устранению указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Копия верна.

Судья - О.В. Будилова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-126/2024 (2-3860/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю)
Ответчики
Министерство здравоохранения Пермского края
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница № 2 им. Ф.Х. Граля"
Другие
Государственная инспекция по охране культурного наследия Пермского края
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Будилова Ольга Васильевна
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
26.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
02.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.09.2023Предварительное судебное заседание
31.10.2023Предварительное судебное заседание
31.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.01.2024Предварительное судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее