Дело №
УИД 16RS0№-33
Р Е Ш Е Н И Е
17 сентября 2020 года <адрес>
Судья Зеленодольского городского суда Республики Татарстан Батталов Р.Г., при секретаре Степановой М.В., рассмотрев в судебном заседании заявление инженера-эколога Акционерного общества «ЗВКС» Фурсовой В.Н. о снижении размера административного штрафа, назначенного постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Гайнутдиновой Л.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - инженера-эколога Акционерного общества «ЗВКС» Фурсовой В.Н.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Гайнутдиновой Л.А. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - инженер-эколог Акционерного общества «ЗВКС» Фурсова В.Н., привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Фурсова В.Н., не согласившись с постановлением, обратилась с заявлением в суд, в котором указывает, что она привлекается к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ впервые. С ее стороны были совершены все возможные действия, чтобы не допустить нарушение указанных лицензионных требований: документы предоставлялись в срок, в Татнедра были направлены заявления о переносе сроков лицензионных условий завершения работ по переоценке запасов. В связи с тем, что она ДД.ММ.ГГГГ только вышла из декретного отпуска и приступила к обязанностям инженера-эколога, она не могла предпринять меры по недопущению нарушения лицензионных условий. Просит за совершение административного правонарушения в форме штрафа установить его в размере менее минимального размера, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, либо заменить штраф наказанием в форме устного предупреждения, так как находится в трудном материальном положении.
В судебном заседании Фурсова В.Н., поддержала доводы жалобы, факт нарушения признает. Суду пояснила, что она является инженером-экологом АО «ЗВКС». Фурсова В.Н. как должностное лицо, ответственное за соблюдение законодательства в сфере недропользования, предприняла все зависящие от нее меры, чтобы не допустить нарушение указанных лицензионных требований, в Татнедра были направлены заявления о переносе сроков лицензионных условий для завершения работ по переоценке запасов. ДД.ММ.ГГГГ вышла из декретного отпуска. Ранее указанной даты она не могла предпринять меры по недопущению нарушения лицензионных условий. Просит смягчить наказание, так как она находится в трудном материальном положении, на ее иждивении находятся двое несовершеннолетних детей. Сумма штрафа является для нее значительной. Просит за совершение административного правонарушения в форме штрафа установить его в размере менее минимального размера, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, либо заменить штраф наказанием в форме устного предупреждения.
Представитель Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) на суд не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, на пользователе недр лежат обязанности по выполнению условий, установленных лицензией.
Должностное лицо, привлекая к административной ответственности Фурсову В.Н., исходило из того, что ДД.ММ.ГГГГ в 10.30 час, при рассмотрении информации о задолженности по сдаче отчетов, направленной Татарстанским филиалом ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу» (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что АО «ЗВКС» юридический адрес: 422541. <адрес>, г <адрес> <адрес>. осуществляет пользование недрами с целью разведки и добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения населения и промышленных объектов с нарушением п.п. 3.1. 5.1 лицензионных условий лицензиям №, а именно:
- в установленные сроки предприятием не представлены в фонды Татарстанского филиала ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу» отчеты о результатах геологоразведочных работ по объектам «Переоценка запасов подземных вод на участке недр, эксплуатируемом водозабором "Западный" для водоснабжения г. Зеленодольска Республики Татарстан». «Переоценка запасов подземных вод на участке недр эксплуатируемом водозабором "Васильевский" для водоснабжения пгт. Васильево Республики Татарстан». «Переоценка запасов подземных вод на участке недр эксплуатируемом водозабором "Восточный" для водоснабжения г. Зеленодольск Республики Татарстан», что является нарушением требований п. 4 ч. 2 ст. 22, п. 10 ч. 2 с: 22. ст. 27. 36.1 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1:
В силу п.4 ч.2 ст.22 данного закона, пользователь обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;
В соответствии с п.10 ч.2 ст.22 данного закона, пользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
В соответствии со ст.27 данного закона, первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды. Геологическая информация о недрах в отношении участка недр местного значения, полученная пользователем недр, также подлежит представлению пользователем недр в фонд геологической информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот участок недр местного значения
В силу ст.36.1 данного закона, работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
Согласно положениям статьи 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых, составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлено, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в должностной инструкции инженера-эколога Фурсовой В.Н. установлены обязанности:
п.2.6 - принимает участие в подготовке документов и выполнению мероприятий, связанных с получением лицензий для осуществления производственной деятельности АО «ЗВКС»;
п.2.8 – составляет и предоставляет в установленные сроки отчеты по утвержденным формам в контролирующие природоохранные организации.
АО «ЗВКС» в целях выполнения лицензионных условий, а именно представления подготовленных в установленном порядке материалов по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее 48 месяцев с даты государственной регистрации Изменения к лицензии (ДД.ММ.ГГГГ.), АО «ЗВКС» заблаговременно заключило договора на выполнение работ по переоценке запасов подземных вод на участках, эксплуатируемых водозаборами «Западный», «Восточный» и «Васильевский»:
Договор № от ДД.ММ.ГГГГ. с ООО «Экостандарт «Технические решения» на сумму 4 450 000,00 руб. на выполнение переоценки запасов подземных вод на участках, эксплуатируемых водозаборами «Западный» и «Восточный» (по данному договору были выполнены полевые работы);
Договор № от ДД.ММ.ГГГГ. с ООО «Симбирская группа КМ» на сумму 1 492 000,00 руб. на выполнение переоценки запасов подземных вод на участке, эксплуатируемом водозабором «Васильевский»;
Договор № от ДД.ММ.ГГГГ. с ООО «Симбирская группа КМ» на сумму 1 594 000,00 руб. на выполнение переоценки запасов подземных вод на участках, эксплуатируемых водозаборами «Западный» и «Восточный» (по данному договору осуществлялась камеральная обработка полевых работ, выполненных ООО «Экостандарт «Технические решения», и переоценка запасов методом математического моделирования на участках, эксплуатируемых водозаборами «Западный» и «Восточный»).
В соответствии с указанными договорами лицензионные условия должны были быть выполнены в срок, а именно по Западному и Восточному водозабору проекты переоценки запасов должны были быть поданы на экспертизу до ДД.ММ.ГГГГ., по Васильевскому - до ДД.ММ.ГГГГ.
АО «ЗВКС» выполнило все условия договора, предоставляя исходные данные и осуществляя допуск специалистов на участки водозаборов для проведения работ, целью которых является переоценка запасов подземных вод.
По результатам выполненных работ был составлен отчет по переоценке запасов подземных вод на участках, эксплуатируемых водозаборами «Западный» и «Восточный», который 09.08.2019г. был подан в Казанский филиал ФБУ «ГКЗ» на государственную экспертизу.
Казанским филиалом ФБУ «ГКЗ» были выданы протоколы совещания при заместителе начальника Приволжскнедра №№-К3 и № от ДД.ММ.ГГГГ. с заключением государственной экспертизы, в соответствии с которыми запасы питьевых подземных вод на участках, эксплуатируемых водозаборами «Западный» и «Восточный», утверждены не были, рекомендовано выполнить доизучение месторождений с учетом замечаний и рекомендаций экспертизы.
В соответствии с данными протоколами (п.2.1 на стр.6 протокола №-К3 от ДД.ММ.ГГГГ. и п.2.1 на стр.7 протокола №-К3 от ДД.ММ.ГГГГ.) лицензионные условия, предусмотренные п.4.1.4 по водозаборам «Западный» и «Восточный» выполнены.
В связи с тем, что запасы утверждены не были, рекомендовано доизучение месторождений, договор с ООО «Симбирская группа КМ» не исполнен в полном объеме и не расторгнут, материалы будут дорабатываться и дополняться с целью устранения замечаний комиссии ГКЗ. По указанной причине готовый отчет о переоценке запасов подземных вод на участках, эксплуатируемых водозаборами «Западный» и «Восточный», не передавались в фонды Татарстанского филиала ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу». В соответствии с письмом ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу» о сдаче в ТФГИ отчета о геологическом изучении недр № от ДД.ММ.ГГГГ. промежуточный (некондиционный) вариант отчета ТФГИ не принимается. Принимается только окончательный, доработанный по результатам замечаний вариант отчета.
Поскольку АО «ЗВКС» не является специалистом в области гидрогеологии и проведения работ по переоценке запасов подземных вод, самостоятельно выполнить указанные работы не представляется возможным. А в связи с тем, что договор с ООО «Симбирская группа КМ» по выполнению переоценки запасов по водозаборам «Западный» и «Восточный» не расторгнут, АО «ЗВКС» является заложником ситуации до полного исполнения обязательств по договору ООО «Симбирская группа КМ». Это же подтверждается решением Арбитражного суда № от ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичная ситуация сложилась с выполнением лицензионного условия по водозабору «Васильевский». Договор на выполнение работ заключен с ООО «Симбирская группа КМ», сроки в договоре указаны (ДД.ММ.ГГГГ.). Тем не менее, по обстоятельствам, не зависящим от АО «ЗВКС», работы были выполнены и переданы АО «ЗВКС» в полном объеме только ДД.ММ.ГГГГ. (вх.№).
Соответственно, материалы отчета по переоценке запасов подземных вод на участке, эксплуатируемом водозабором «Васильевский», были поданы на экспертизу в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ. (вх.№РТ-№). В данный момент указанные документы находятся на экспертизе в Казанском филиале АО «ГКЗ».
Таким образом, должностное лицо – инженер-эколог АО «ЗВКС» Фурсова В.Н. предприняла все необходимые меры для выполнения лицензионных условий, предусмотренных лицензионными соглашениями к лицензиям №.
Кроме того, ввиду невозможности исполнения лицензионных условий по независящим от АО «ЗВКС» причинам, были поданы заявления в Отдел геологии и лицензирования по Республике Татарстан Департамента по недропользованию РТ с просьбой изменения срока лицензионных условий, предусмотренных пп.4.1.4 и 4.1.5, в целях доизучения месторождений подземных вод и завершения работ по переоценке запасов подземных вод по водозаборам «Западный», «Восточный» и «Васильевский» (№ от ДД.ММ.ГГГГ.). Однако Комиссией было принято решение отказать во внесении изменений в лицензии на право пользования недрами (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.).
Данный факт подтверждается материалами дела, а именно: постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к; копией должностной инструкцией инженера-эколога; копией уведомления о составлении протокола; копиями лицензионных условий к лицензиям № копией ходатайства, копией письма Татарстанского филиала ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, должностным лицом Росприроднадзора Фурсова В.Н. привлечена к административной ответственности обоснованно.
Суд учитывает, доводы заявителя о том, что Фурсова В.Н. привлекается к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ впервые, правонарушение совершено неумышленно и явилось следствием затруднительной ситуации, в которой оказалось АО «ЗВКС», поскольку было связанно договорными обязательствами с Исполнителями (ООО «Симбирская группа КМ») проекта Переоценки запасов подземных вод на участках недр, эксплуатируемых водозаборами «Западный», «Восточный» и «Васильевский», выполнившими работы по «Западному» и «Восточному» водозаборам, не прошедшие государственную экспертизу, и подавшие документы по водозабору «Васильевский» с опозданием более чем на 6 месяцев по сроку договора. С ее стороны были совершены все возможные действия, чтобы не допустить нарушение указанных лицензионных требований. А также учитывает трудное материальное положение, наличие на иждивении 2 детей.
Оснований для признания совершенного должностным лицом - инженером-экологом АО «ЗВКС» Фурсовой В.Н. административного правонарушения малозначительным не усматривается в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в неисполнении своих должностных обязанностей.
Отягчающих ответственность обстоятельств не усматривается.
Исходя из ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ - при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В связи с изложенным, Фурсовой В.Н. согласно санкции ч.2 ст.7.3 КоАП РФ назначен минимальный размер штрафа. Оснований для снижения назначенного административного наказания в виде штрафа не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Гайнутдиновой Л.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - инженера-эколога Акционерного общества «ЗВКС» Фурсовой В.Н., оставить без изменения, а жалобу Фурсовой В.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: