Дело № 2-3401/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
при секретаре Филипповой У.А., с участием:
прокурора ФИО2,
представителей ответчика – ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
22 октября 2024 года гражданское дело по иску прокурора города о возложении обязанности на администрацию муниципального образования,
установил:
Прокурор города Ухты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с исковым заявлением, о возложении на администрацию муниципального округа «Ухта» Республики Коми обязанности в срок до <...> г. обустроить дорогу от оси .... до проектируемой оси ...., а также дорогу по .... в соответствии с проектом по объекту «Улично-дорожная сеть с наружным освещением индивидуальной жилой застройки района « » в
....».
В обоснование указано, что администрацией муниципального образования не обеспечена необходимая транспортная инфраструктура в жилом районе, где предоставлены земельные участки в качестве мер социальной поддержки для многодетных семей, ветеранам боевых действий и лицам с инвалидностью. Наличие грунтовой дороги между вышеуказанными улицами, являющейся единственным путем доступа (как пешеходного, так и транспортного) к земельным участкам, препятствует подъезду экстренных служб, завозу строительных материалов для осуществления застройки индивидуальных жилых домов, что существенно нарушает право на безопасность дорожного движения, на доступную городскую среду, создает угрозу здоровью и имуществу граждан.
Определениями суда от <...> г. и <...> г. к участию в деле привлечены: муниципальное учреждение Управление капитального строительства – в качестве третьего лица, не заявляющим самостоятельных требований, на стороне ответчика; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми – для дачи заключения по рассматриваемому спору.
Прокурор требования поддержал и просил иск удовлетворить.
Представители ответчика и третьего лица с заявленными требованиями не согласились по доводам отзыва.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми направило заключение в виде отзыва на исковое заявление.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. .... утверждена документация по проекту планировки и межевания территории объекта: «Индивидуальная застройка жилого района « ) с инженерными сетями», в соответствии с которой образованы земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Согласно проекту предусмотрено строительство четырех жилых улиц с проезжей частью шириной 7 м с асфальтовым покрытием, общая протяженность улично-дорожной сети 3,43 км, площадь покрытия 21 350 м?, заказчик документации - МУ «Управление капитального строительства».
Генеральным планом МОГО «Ухта», утвержденным решением Совета МОГО «Ухта» от <...> г. ...., вышеуказанной документацией учтены ...., запланированы как проектируемые объекты.
Проектная документация на строительство новых дорог согласно проекту планировки территории разработана в <...> г. году, получено положительное заключение государственной экспертизы.
На основании соответствующих постановлений администрации МОГО «Ухта» от <...> г., <...> г., <...> г. гражданам, имеющим трех и более детей, а также гражданам – ветеранам боевых действий, гражданам – инвалидам 2 группы, имеющим ребенка-инвалида, в льготном порядке предоставлены в собственность бесплатно 116 земельных участков в жилом районе « , разрешенное использование – под индивидуальное жилищное строительство.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, в районе указанных земельных участков проходит грунтовая дорога, по которой осуществляется проезд к указанным участкам.
Из неоднократных обращений владельцев земельных участков следует, что дорога по .... накатана по глиняной почве, в период дождей на ней образуется слякоть, глубокие лужи, препятствующие проходу пешеходов и проезду легковых автомобилей, пожарной техники, машин скорой помощи, полиции, отсутствие дороги препятствует собственникам осуществлять индивидуальное жилищное строительство, то есть использовать земельные участки по их целевому назначению.
Так, <...> г. состоялся комиссионный осмотр с участием представителей прокуратуры города, администрации муниципального округа, управления капитального строительства, сотрудника госавтоинспекции, по результатам которого составлен акт о выявленных недостатках в виде многочисленных выбоин и повреждений асфальтобетонного и грунтового покрытия с превышением нормативных показателей.
Прокурором города проверены действия администрации муниципального округа МО «Ухта» по реализации проекта планировки территории в части обустройства дорожной инфраструктуры в районе УРМЗ по .... и установлено, что в соответствии с выкопировкой из Карты планируемого размещения объектов местного значения .... (инженерная и транспортная инфраструктуры) Генерального плана МОГО «Ухта» дорога по .... предусмотрена от заезда со стороны .... до границ земельного участка с кадастровым номером .... с поворотом налево на .....
Вместе с тем, в соответствии с разделом III технического паспорта на сооружение дорожного хозяйства мкр. (составленного по результатам инвентаризации <...> г.) протяженность дороги составляет 890 м, площадь 44 500 м?, и проходит через земельные участки, предоставленные гражданам под индивидуальное жилищное строительство, находящихся в частной собственности, что не соответствует Карте планируемого размещения объектов местного значения .... плана МОГО «Ухта».
Администрация муниципального округа полагает, что строительство дорожной инфраструктуры жилого района « » является дорогостоящим мероприятием, для его реализации необходимы субсидии республиканского бюджета, в связи с чем, в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее Минстрой Республики Коми) неоднократно направлялись заявки на включение объекта по строительству улично-дорожной сети в адресную инвестиционную программу Республики Коми.
Так, письмом администрации муниципального округа «Ухта» от <...> г. в адрес Минстроя Республики Коми направлены документы на включение объекта «Уличная дорожная сеть с наружным освещением индивидуальной жилой застройки района » в адресную инвестиционную программу .... на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 гг.
По итогам рассмотрения представленной администрацией документации по земельному участку, выделенному под строительство объекта, <...> г. комиссией принято решение о невозможности размещения объекта на выбранном земельном участке без образования земельного участка, расположенного в границах кадастровых кварталов: ...., в связи с отсутствием сведений о согласии правообладателей объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках, на снос этих объектов. Комиссией установлено, что необходим демонтаж индивидуальных жилых домов, подлежащих сносу (.... по ...., .... по ....), ветхих деревянных жилых строений 3 шт., общей площадью 215 м?, ветхих деревянных нежилых строений 38 шт. общей площадью 2 339 м? (погреба, сараи, балки), находящихся на указанном земельном участке, при этом администрацией не представлены сведения от собственников жилых домов и нежилых строений о согласовании сноса указанных зданий и сооружений или решений суда об их сносе или соглашений о выплате компенсаций за сносимые здания и сооружения (иных документов, подтверждающих правомерность указанного решения).
Копия протокола комиссии направлена письмом от <...> г. .... в адрес администрации муниципального округа «Ухта» для организации необходимой работы по устранению замечаний.
В связи с отсутствием необходимого объема документов, соответствующего требованиям Порядка формирования и реализации адресной инвестиционной программы Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от <...> г. ...., объект «Улично-дорожная сеть с наружным освещением индивидуальной жилой застройки района « » в ....» включен в Дополнительный перечень объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд Республики Коми, предлагаемых органами исполнительной власти Республики Коми для включения в Проект адресной инвестиционной программы Республики Коми на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, направленный для сведения в адрес Министерства финансов Республики Коми.
В администрацию муниципального округа «Ухта» направлен запрос от <...> г. .... о предоставлении на повторное рассмотрение комиссией актуализированного в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 года № 522 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми» перечня документов и подтверждающую информацию об образовании земельного участка под строительство объекта, соответствующего требованиям земельного законодательства Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности с учетом заключения комиссии от <...> г., а также сведения о согласии правообладателей объектов недвижимости, подлежащих сносу.
По сведениям Минстроя Республики Коми вопрос о возможности включения объекта в адресную инвестиционную программу Республики Коми будет рассмотрен повторно после устранения администрацией МО «Ухта» замечаний, предъявленных по результатам рассмотрения ранее представленных документов.
Также по информации Минстроя Республики Коми по состоянию на <...> г. участие проекта «Улично-дорожная сеть с наружным освещением индивидуальной жилой застройки района « » в ....» в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни» не представляется возможным, в связи с тем, что проект «Инфраструктура для жизни» находится в стадии разработки на федеральном уровне, отсутствуют правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Однако администрация муниципального округа «Ухта» вправе организовать работу по подготовке заявки на участие в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни» в рамках проведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявочной компании в 2025 году.
Изложенное подтверждается исследованными в суде доказательствами.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (часть 1 статьи 7), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9, 36 и 40 Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан может осуществляться в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 статьи 39.5 ЗК РФ).
Законом Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно осуществляется, в том числе ветеранам боевых действий; инвалидам I и II групп, гражданам, имеющим детей-инвалидов.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно приказу Минрегиона России от 9 сентября 2013 года № 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа помимо прочего относится организация в границах городского округа электро-тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; а так же дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1); дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
В силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Из части 1 статьи 52 Устава МОГО «Ухта», принятого решением Совета МО городского округа «Ухта» от 26 октября 2023 года № 242, в действующей редакции, следует, что администрация муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа федеральными законами и законами Республики Коми.
Статьей 10 Устава предусмотренного, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6); создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа (пункт 8); организация благоустройства территории муниципального округа (пункт 30).
Согласно части 2 статьи 55 Устава администрация муниципального округа в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия: организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа (пункт 20); разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 65).
Соответственно, администрация муниципального округа организовывает дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, исполнение муниципалитетом обязанности о предоставлении гражданам в собственность земельных участков в качестве мер социальной поддержки, возлагает также необходимость обеспечения объектами инфраструктуры таких земельных участков, в том числе дорожной.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципального образования, о которой указывает административный ответчик, позволяет обеспечить исполнение предусмотренной законом обязанности посредством использования правовых механизмов, закрепленных в региональном и федеральном законодательстве.
Так, в соответствии со статьей 68(3) Закона Республики Коми от 1 октября 2007 года № 88-РЗ «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми» бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства осуществляются за счет средств республиканского бюджета в соответствии с адресной инвестиционной программой Республики Коми, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 года № 522 утвержден Порядок формирования и реализации адресной инвестиционной программы Республики Коми.
Согласно пункту 2 которого адресная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Коми, а также на предоставление субсидий местным бюджетам на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности в разрезе государственных программ Республики Коми по органам исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности.
Таким образом, адресная программа является основным инструментом организации проведения работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства за счет средств республиканского бюджета, в том числе объектов муниципальной собственности, а государственные программы Республики Коми, предусматривающие реализацию конкретных мероприятий и софинансирование этих мероприятий, фактически выступают в качестве основания для включения объекта капитального строительства в адресную программу.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 года № 520 утверждена Государственная программа Республики Коми «Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» (далее – Государственная программа).
Правилами предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства (далее Правила предоставления субсидий), являющихся Приложением 1.1 к Государственной программе, определяют цели, порядок и условия предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период, в рамках реализации ведомственного проекта «Реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства» подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Республики Коми» Государственной программы, на соответствующий финансовый год (далее - субсидии).
Целью предоставления субсидии является софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в Республике Коми по реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований, прошедших конкурсный отбор в порядке, определенном Положением об отборе муниципальных образований (пункт 5 Правил предоставления субсидий).
Таким образом, реализация мероприятий по объекту «Улично-дорожная сеть с наружным освещением индивидуальной жилой застройки района « может осуществляться на основании указанной Государственной программы в рамках адресной инвестиционной программы Республики Коми.
Действующее законодательство возлагает на органы публичной власти, в частности, на органы местного самоуправления, обязанность по организации обеспечения граждан, которым уже предоставлены земельные участки в качестве мер социальной поддержки, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
Основной целью местного самоуправления является удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.
Оценивая установленные в деле обстоятельства, суд полагает, что у администрации муниципального округа от даты выделения земельных участков в качестве мер социальной поддержки имелась возможность избрать оптимальные варианты для решения вопросов софинансирования за счет средств республиканского бюджета в целях обеспечения граждан транспортной и иной инфраструктурой, что с учетом последующего ненадлежащего оформления необходимых документов для получения субсидии из республиканского бюджета Республики Коми в рамках адресной инвестиционной программы Республики Коми, является основанием для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд учитывает, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, инвалидов, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Исходя из существа действий, которые необходимо выполнить административному ответчику для восстановления нарушенных прав собственников земельных участков, с учетом того, что объект «Улично-дорожная сеть с наружным освещением индивидуальной жилой застройки района « » включен в Дополнительный перечень объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд Республики Коми, предлагаемых органами исполнительной власти Республики Коми для включения в Проект адресной инвестиционной программы Республики Коми на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда установить срок до <...> г..
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования прокурора.
Возложить на администрацию муниципального округа «Ухта» Республики Коми обязанность в срок до <...> г. обустроить дорогу от оси .... до проектируемой оси ...., а также дорогу по .... в соответствии с проектом по объекту «Улично-дорожная сеть с наружным освещением индивидуальной жилой застройки района « ».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми с подачей жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-
Мотивированное решение составлено 31 октября 2024 года.
Судья- М.О. Никулин