Дело № 2-233/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2021 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Николаева О.В.,
с участием помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Кильмаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Андреевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал Ибресинского района» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал Ибресинского района» (далее – МУП «Водоканал Ибресинского района») об обязании совершить определенные действия. В обоснование искового заявления указал, что прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики проведена проверка полигона твердых бытовых отходов, в ходе которой установлено, что 18 июля 2013 года между администрацией Ибресинского района Чувашской Республики и МУП «Водоканал Ибресинского района» заключен договор аренды земельного участка № для содержания свалки, согласно которому МУП «Водоканал Ибресинского района» приняло в аренду земельный участок, расположенный по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый №. Согласно пункта 257 Санитарных правил и норм 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3, переносные сетчатые ограждения должны устанавливаться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, непосредственно у места разгрузки и размещения ТКО, перпендикулярно направлению ветра, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте. В нарушение указанных правил и норм при накоплении и размещении твердых бытовых отходов МУП «Водоканал Ибресинского района» по периметру зоны размещения отходов отсутствуют переносные сетчатые ограждения, из-за чего прилегающая территория (участки леса, автодорога) загрязняется мусором легких фракций. Свое право на обращение в суд с данным иском прокурор обосновал нормами ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Прокурор по указанным основаниям просил обязать МУП «Водоканал Ибресинского района» оборудовать свалку по периметру всей территории свалки, расположенной по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый №, переносными сетчатыми ограждениями для задержания мусора легких фракций в срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу, а также возложить на МУП «Водоканал Ибресинского района» обязанность очистить прилегающие к свалке земельные участки от загрязняющего их мусора.
Впоследствии прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным исковым заявлением к МУП «Водоканал Ибресинского района» об обязании совершить определенные действия. Прокурор просит возложить на МУП «Водоканал Ибресинского района» обязанность по оборудованию полигона твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке кадастровый №, по <адрес>, переносными сетчатыми ограждениями для задержания мусора легких фракций в местах разгрузки и складирования отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. А также просит возложить на МУП «Водоканал Ибресинского района» обязанность очистить земельный участок, прилегающий с юго-восточной стороны к земельному участку, кадастровый №, в кадастровом квартале: №, по <адрес>, от твердых коммунальных отходов, образовавшихся в результате разгрузки и складирования отходов, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Кильмаев Д.А. уточненное исковое заявление поддержал частично и пояснил, что на день рассмотрения данного дела в суде, ответчиком добровольно исполнены требования прокурора в части возложения на муниципальное унитарное предприятие обязанность очистить земельный участок, прилегающий с юго-восточной стороны к земельному участку, кадастровый №, в кадастровом квартале: №, по <адрес>, от твердых коммунальных отходов, образовавшихся в результате разгрузки и складирования отходов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части уточненное исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МУП «Водоканал Ибресинского района» Петров Г.М. исковое заявление не признал и пояснил, что на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке кадастровый №, по <адрес>, не возможно поставить переносные сетчатые ограждения для задержания мусора легких фракций в местах разгрузки и складирования отходов, поскольку край полигона уложен и утрамбован твердыми бытовыми отходами. В настоящее время у предприятия трудное финансовое положение, поскольку имеются большие долги, в том числе в рамках исполнительных производств. На день рассмотрения дела в суде, исковые требования прокурора в части возложения на ответчика обязанность очистить земельный участок, прилегающий с юго-восточной стороны к земельному участку, кадастровый №, в кадастровом квартале: №, по <адрес>, от твердых коммунальных отходов, образовавшихся в результате разгрузки и складирования отходов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, МУП «Водоканал Ибресинского района» устранены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Ибресинского района Чувашской Республики Андреева М.Д. пояснила, что установка переносных сетчатых ограждений для задержания мусора легких фракций в местах разгрузки и складирования отходов на полигоне твердых коммунальных отходов нецелесообразно, поскольку в 2022 году администрация Ибресинского района Чувашской Республики планирует закрыть указанный полигон.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что МУП «Водоканал Ибресинского района», расположенный по <адрес> осуществляет деятельность: по сбору отходов; обработке и утилизации отходов; по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 3.1, 3.2 Устава муниципального унитарного предприятия «Водоканал Ибресинского района» муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Ибресинского района», в дальнейшем именуемое «предприятие», создано в соответствии с Решением Собрания депутатов в целях оказания работ и услуг населению, предприятиям, организациям на территории Ибресинского района, в целях извлечения прибыли и действует на основании настоящего устава в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Учредителем предприятия является администрация Ибресинского района.
Права собственника имущества предприятия осуществляет администрация Ибресинского района.
Предприятие является юридическим лицом, не наделенным правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе работникам предприятия.
Предприятие создается: для осуществления деятельности в целях решения социальных задач; получения прибыли.
Для достижения целей, указанных в п. 3.1 Устава, предприятие осуществляет следующие виды деятельности, в том числе удаление и обработка твердых отходов.
Копиями договора аренды земельного участка для содержания свалки от 18 июля 2013 года № (л. д. 7-8), передаточного акта от 18 июля 2013 года (л. д. 9), подтверждается, что между администрацией Ибресинского района Чувашской Республики и МУП «Водоканал Ибресинского района» заключен договор аренды земельного участка для содержания свалки, согласно которому МУП «Водоканал Ибресинского района» приняло в аренду земельный участок, расположенный по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый №. Договор заключен сроком на 10 лет с 18 июля 2013 по 17 июля 2023 года.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно пунктам 20, 29 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2047, в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов. речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Положениями ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и произведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
Указанные санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Согласно п. 257 Санитарных правил переносные сетчатые ограждения должны устанавливаться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, непосредственно у места разгрузки и размещения ТКО, перпендикулярно направлению ветра, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Из акта проверки от 28 апреля 2021 года следует, что 12 апреля 2021 года помощником прокурора совместно со специалистом ФФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии <адрес>» проведена проверка деятельности полигона твердых бытовых отходов МУП «Водоканал Ибресинского района», расположенного по <адрес>, кадастровый №, в ходе которой установлено, что при накоплении и размещении твердых бытовых отходов МУП «Водоканал Ибресинского района» отсутствуют переносные сетчатые ограждения, из-за чего прилегающая территория (участки леса, автодорога) загрязняется мусором легких фракций.
Указанное свидетельствует о допущенных ответчиком нарушениях пункта 257 Санитарных правил.
Неприятие МУП «Водоканал Ибресинского района» мер по эксплуатации вышеуказанного объекта, размещения отходов в нарушение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, может оказать негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и на окружающую среду.
Таким образом, несоблюдение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данный иск подан в защиту неопределенного круга лиц, что соответствует требованиям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Определением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 12 июля 2021 года постановлено принять отказ прокурора Ибресинского района Чувашской Республики от искового заявления в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал Ибресинского района» в части возложения обязанности очистить земельный участок, прилегающий с юго-восточной стороны к земельному участку, кадастровый №, в кадастровом квартале: №, по <адрес>, от твердых коммунальных отходов, образовавшихся в результате разгрузки и складирования отходов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.
Суд, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора в оставшейся части.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений.
В силу ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из копии письма администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 16 декабря 2021 года № следует, что ООО «НПО Проектор» разработало проектно-сметную документацию для рекультивации полигона ТКО, расположенного на земельном участке с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв. м., <адрес>. В настоящее время указанная проектно-сметная документация находится на экспертизе. Рекультивация полигона ТКО планируется в 2021-2022 годах.
Ответчик просит суд отказать в удовлетворении искового заявления прокурора в связи с тяжелым материальным положением.
Из акта проверки от 28 апреля 2021 года следует, что по состоянию на 12 апреля 2021 года на полигоне твердых коммунальных отходов отсутствует переносное сетчатое ограждение, из-за чего прилегающая территория (участки леса, автодорога) загрязняется мусором легких фракций.
Судом установлено, что ответчиком обязанность по оборудованию полигона твердых коммунальных отходов переносными сетчатыми ограждениями для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте непосредственно у мест разгрузки и размещения твердых коммунальных отходов перпендикулярно направлению ветра, не исполняется, а потому требования прокурора о понуждении ответчика к выполнению возложенной на него законом обязанности подлежат удовлетворению. Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции МУП «Водоканал Ибресинского района» по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан на безопасность их жизни и здоровья. Доводы представителя третьего лица о том, что оборудование указанного полигона сетчатым ограждением для задержания легких фракций отходов не целесообразно в виду того, что запланировано закрытие данного полигона, являются необоснованными, поскольку указанный полигон вплоть до его закрытия не должен причинять вред окружающей среде, а также нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Вместе с тем данные обстоятельства представителями ответчика и третьего лица не оспариваются.
Из материалов дела следует, что денежные средства на указанные цели МУП «Водоканал Ибресинского района» на день разрешения спора не имеет, ответчиком какая либо часть работ из всего комплекса действий, связанных с оборудованием полигона твердых коммунальных отходов переносными сетчатыми ограждениями для задержания мусора легких фракций в местах разгрузки и складирования отходов не предприняты и не выполнены.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, учитывая необходимость совершения ответчиком действий для устранения нарушений вышеупомянутого законодательства потребуется значительное время, суд приходит к выводу о том, что ответчиком указанные нарушения закона могут быть устранены в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. По указанным основаниям суд постановляет возложить на муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Ибресинского района» обязанность по оборудованию полигона твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке, кадастровый №, по <адрес>, переносными сетчатыми ограждениями для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте непосредственно у мест разгрузки и размещения твердых коммунальных отходов перпендикулярно направлению ветра, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность ответчика в решении указанного вопроса, а направлены на понуждение МУП «Водоканал Ибресинского района» в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и подпунктом 8 пункта 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить истец при подаче искового заявления неимущественного характера, как физическое лицо, поскольку иск предъявлен в суд прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц.
Следовательно, в соответствии с нормами указанных законов и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал Ибресинского района» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Ибресинского района» обязанность по оборудованию полигона твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке, кадастровый №, по <адрес>, переносными сетчатыми ограждениями для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте непосредственно у мест разгрузки и размещения твердых коммунальных отходов перпендикулярно направлению ветра, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоканал Ибресинского района» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд
Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В. Николаев
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2021 года.