Судья Ахметшин М.А. дело №33-9755/2015
учёт №22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2015 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Мигуновой О.И. и Сазоновой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Шароновой М.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мигуновой О.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от <дата>, которым постановлено:
удовлетворить иск Валовой Е.В в интересах дочери В..
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны предоставить семье Валовой Е.В составом трех человек, имеющей ребенка-инвалида В., <дата> года рождения, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны М.., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Валова Е.В., действуя в интересах дочери В., обратилась к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны (далее – ИК МО г. Набережные Челны) с иском о признании действий (бездействия) незаконными, о понуждении предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование требований указано, что с <дата> истица со своей семьей, а именно дочерью В., <дата> года рождения, являющейся инвалидом с детства, и сыном Д. состоит на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как семья, имеющая в своем составе ребенка-инвалида. В настоящее время истица проживает в квартире общей площадью 96,4 кв.м, где зарегистрировано 9 человек.
<дата> истица обратилась к ответчику с просьбой предоставить её семье жилое помещение по договору социального найма, однако ей в этом было отказано в связи с отсутствием свободных помещений в муниципальном жилом фонде.
Полагая данный отказ противоречащим Федеральному закону от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Валова Е.В. просила признать незаконным бездействие ИК МО г. Набережные Челны, возложить на ИК МО г. Набережные Челны обязанность предоставить её семье во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, общей площадью не менее 90 кв.м.
Валова Е.В. в суде первой инстанции иск поддержала.
Представитель ИК МО г. Набережные Челны Т. в суде первой инстанции иск не признала.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, приняв решение в приведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г. Набережные Челны К. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что предоставление жилья во внеочередном порядке осуществляется исходя из даты постановки на учет среди внеочередников. Удовлетворение требований Валовой Е.В. повлечет нарушение прав иных граждан, поставленных на учет до <дата>.
В возражениях на апелляционную жалобу Валова Е.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Валова Е.В. в суд не явилась, извещена надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для ее участия в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании положений частей 2, 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
По делу установлено, что дочь истицы В., <дата> года рождения, является инвалидом с детства. Инвалидность установлена с <дата>.
Из справки врачебной комиссии филиала «Республиканской клинической психиатрической больницы им. акад. В.М. Бехтерева МЗ РТ» от <дата> следует, что В. страдает заболеванием, которое согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> .... дает ей право на дополнительную жилую площадь, и при котором в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации .... от <дата> невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением .... руководителя ИК МО г. Набережные Челны от 17 февраля 2010 года «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» семья Валовых, как имеющая ребенка-инвалида, в составе трех человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением ИК МО г. Набережные Челны .... от <дата> Валова Е.В. назначена опекуном над В., признанной решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от <дата> недееспособной.
Из копии справки с места жительства от <дата> следует, что В., ее мать Валова Е.В., брат Д., <дата> года рождения, в составе семьи из девяти человек проживают по договору найма в <адрес> общей площадью 96,4 кв. м <адрес> по проспекту Чулман г. Набережные Челны Республики Татарстан.
21 января, 14 апреля и <дата> истица обращалась в ИК МО г. Набережные Челны с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и жилого помещения по договору социального найма, однако <дата> получила отказ в связи с отсутствием свободных жилых помещений в муниципальном жилом фонде и свободных земельных участков.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска Валовой Е.В., суд первой инстанции указал на наличие установленных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для возложения на ИК МО г. Набережные Челны обязанности для обеспечения истицы жилым помещением по договору социального найма, поскольку семья истицы органом местного самоуправления поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении отдельного жилого помещения во внеочередном порядке как имеющая ребенка-инвалида.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации также подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 того же Федерального закона. При этом пунктом 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле Федерального закона 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные названным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 17 того же Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учёт после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьями 2, 3, 8.2 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (в редакции от 23 июля 2014 года) предусмотрено, что меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных статьей 8.2 настоящего Закона, производятся в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период уполномоченному Кабинетом Министров Республики Татарстан органу исполнительной власти Республики Татарстан.
Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что ИК МО г. Набережные Челны в установленном порядке не наделен полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде обеспечения их жилыми помещениями в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Из материалов дела и пояснений представителя ИК МО г. Набережные Челны Макарова В.В. в суде апелляционной инстанции следует, что Валовы малоимущими гражданами органом местного самоуправления в установленном законом порядке не признаны.
При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на ИК МО г. Набережные Челны обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
При этом судебная коллегия отмечает, что Валова Е.В. не лишена права обратиться с иском о защите нарушенных прав к надлежащему ответчику.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от <дата> по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Валовой Е.В в интересах дочери В. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны о признании действий (бездействия) незаконными, о понуждении предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи