Решение по делу № 33-6928/2024 от 10.06.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-6928/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Зинченко Н.С.

(2а-535/2024) УИД 91RS0007-01-2024-000354-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    17 сентября 2024 года                                                            <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи Морозко О.Р.
судей Бойко З.А.,Подлесной И.А.
при секретаре ФИО9

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, ФИО1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО3, о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, в котором просила признать незаконным решение МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в предоставлении государственной услуги – распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, на основании сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ; обязать МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым удовлетворить заявление         ФИО2 о предоставлении государственной услуги – распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, на основании сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований истец указала, что является матерью ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на ее имя ДТСЗН администрации <адрес> Республики Крым выдан сертификат , согласно которому она имеет право на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым -ЗРК/2019 от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» в размере 856 854,00 рубля. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент с заявлением о распоряжении средствами указанной единовременной выплаты, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении заявления, свое решение ответчик мотивировал тем, что у заявителя отсутствует право на дополнительную меру социальной поддержки в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния. Истец не согласна с решением ответчика, указывает, что при рассмотрении заявления о выдаче сертификата истцом был предоставлен пакет документов о том, что ФИО2 совместно с членами семьи зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, а сертификат выдан ДД.ММ.ГГГГ, то есть после регистрации по месту жительства, ответчик в решении об отказе факт намеренного ухудшения жилищных условий истца не устанавливал, мотивированные причины не указаны, решение в адрес истца не направлялось. Полагает, что решение Департамента является незаконным, нарушает права истца на улучшение ее жилищных условий, в связи чем и обратилась в суд с данным административным иском.

Определением Белогорского районного суда Республики Крым от       ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Протокольным определением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечена <адрес> Республики Крым.

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО2 удовлетворен частично. Решение МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в предоставлении государственной услуги – распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, на основании сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено. На МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении государственной услуги – распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, на основании сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Автор жалобы указывает, что при принятии судом решения не было учтено, что при определении права на получение жилищного сертификата нуждаемость семьи ФИО14 определялась исходя из расчета занимаемой ими площади по месту жительства. В квартире, расположенной по адресу:            <адрес>, семья ФИО14 проживала по договору социального найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем нуждаемость семьи была определена исходя из общей площади указанной квартиры. Жилищный сертификат выдан ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, предоставила договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, из которого следует, что семьей ФИО14 за счет средств единовременной выплаты на улучшение жилищных условий у ФИО10 была приобретена квартира, находившаяся ранее в муниципальной собственности и в которой проживала семья ФИО14. По информации администрации Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым указанная квартира ДД.ММ.ГГГГ была передана в собственность супругу заявителя ФИО1, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, супруг заявителя ФИО1, получив в собственность муниципальную квартиру, ДД.ММ.ГГГГ передал данную квартиру ФИО11, а ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО14 приобрела данную квартиру у ФИО11 за счет средств единовременной выплаты на улучшение жилищных условий.

Автор жалобы обращает внимание, что судом не были учтены доводы Департамента относительно того, что супруг заявителя, имея в собственности данную квартиру, до получения средств единовременной выплаты, передал право собственности на нее стороннему лицу, тем самым ухудшив имущественное положение семьи, в течение трех дней после передачи права собственности, заявитель обратилась за распоряжением средствами жилищного сертификата для приобретения этой же квартиры, то есть в результате действий заявителя, использование средств жилищного сертификата не привело к увеличению площади, находящейся в собственности семьи, то есть семья не улучшила свои жилищные условия.

Истец решение суда в неудовлетворенной части не обжалует.

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ дело передано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым для рассмотрения по правилам гражданского судопроизводства.

Определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО3, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Истец в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в возражении на иск и апелляционной жалобе.

Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возражала против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица ФИО1, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями, от представителя <адрес> Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителей ответчика и третьего лица, проверив материалы дела и обсудив доводы искового заявления и возражений ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО2 и ФИО1 являются родителями ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т. 1 л.д. 8-10, 34-35). Семья зарегистрирована по адресу: Республика Крым, <адрес>, ФИО1 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 - с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 27, 34-37, 202, 204).

На основании постановления Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ с             ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма однокомнатной квартиры общей площадью 34,25 кв.м, жилой площадью 17,8 кв.м по адресу: Республика Крым, <адрес> (т. 1 л.д. 45-51). В качестве членов семьи нанимателя указаны: ФИО2, ФИО4, ФИО3.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в сумме 856 854,00 рублей (т. 1 л.д. 40). При определении права на получение жилищного сертификата нуждаемость семьи ФИО14 определялась исходя из расчета занимаемой ими площади по месту жительства. В квартире, расположенной по адресу: <адрес>, семья ФИО14 проживала по договору социального найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , нуждаемость семьи была определена исходя из общей площади занимаемой вышеуказанной квартиры (т. 1 л.д. 44).

По запросу суда апелляционной инстанции Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым предоставлена копия реестрового дела в отношении объекта недвижимости – квартиры с кадастровым номером 90:02:030101:1748, расположенной по адресу: Республика Крым, <адрес> (т. 1 л.д. 219-242, т. 2 л.д. 1-86).

Согласно материалам реестрового дела указанная квартира ДД.ММ.ГГГГ под реестровым номером 36 была включена в реестр муниципального имущества муниципального образования Ароматновское сельское поселение <адрес> Республики Крым, общая площадь квартиры составляет 34,25 кв.м (т. 1 л.д. 232).

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым и ФИО1 заключен договор передачи жилого помещения в собственность, по которому администрация передала бесплатно, в порядке приватизации, а гражданин ФИО1 приобрел жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (т. 2              л.д. 16-19).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым вынесено постановление о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 34,2 кв.м в собственность ФИО1 в порядке приватизации (т. 2 л.д. 21-22).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО12 заключен договор купли-продажи квартиры с кадастровым номером 90:02:030101:1748, находящейся по адресу: <адрес>, общей площадью 34,2 кв.м. Стоимость квартиры определена сторонами в сумму 10 000 рублей (п. 3 договора). Расчет между сторонами произведен полностью до подписания договора            (п. 3.2 договора) (т. 2 л.д. 30-31).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО12 с одной стороны и                  ФИО1, ФИО2, действующей от себя и как законный представитель несовершеннолетних ФИО4 и ФИО1, с другой стороны, заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 34,2 кв.м. Стороны оценили квартиру в 1 114 212,34 руб. (п. 3 договора). ФИО1 и ФИО2, действующей от себя и как законный представитель несовершеннолетних ФИО4 и ФИО1, квартира приобретена в долевую собственность в равных долях по ? доле каждому          (п. 3.1. договора). Порядок расчетов определен пунктом 3.4 договора: 257 358,34 руб. будет перечислено Социальным Фондом России, сумма в размере 856 854 руб. будет перечислена ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» (т. 2 л.д. 55-56, 60-65).

На основании указанного договора зарегистрирован переход права собственности на указанную квартиру к ФИО1 и ФИО2, ФИО4 и ФИО1 в равных долях по ? доли каждому (т. 1 л.д. 52-63).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты администрации <адрес> с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым (т. 1 л.д. 23-24). В качестве основания выплаты предоставила, в том числе, договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 38-39), а также выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым право собственности на <адрес> в <адрес> зарегистрировано в равных долях за ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО1 (т. 1 л.д. 52-63).

В рамках рассмотрения данного заявления Департаментом направлен ряд запросов, на которые поступили ответы Администрации Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилое помещение (квартира) по адресу:                               <адрес> не признавалась непригодной для проживания, аварийной и подлежащей сносу или реконструкции; от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 был заключен договор социального найма жилого помещения на <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ согласно поданному заявлению и договору передачи жилого помещения в собственность, администрация Ароматновского сельского поселения передала                 ФИО1 вышеуказанную квартиру в собственность, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 оформил за собой право собственности на указанную квартиру (т. 1 л.д. 42-43).

ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департаментом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым принято решение об отказе в назначении «Дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьи, имеющих детей», оформленное в виде протокола, причина отказа: установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния, в адрес истца направлено соответствующее уведомление (т. 1 л.д. 21-22).

Дополнительная мера социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым установлена Законом Республики Крым N631-ЗРК/2019 от 14 августа 2019 года "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (действующим на момент выдаче истцу сертификата).

Законом Республики Крым "О внесении изменений в закон Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 23.09.2020 г. N 110-ЗРК/2020 внесен ряд изменений в Закон Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", в частности статья 2 дополнена пунктом 6 следующего содержания: намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 кв.м:

обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;

перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;

вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).

Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до 1 января 2030 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления о распоряжении средствами сертификата).

Согласно ст. 2 Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020 порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым

Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 (далее Порядок, в редакции, действующей на дату подачи заявления о распоряжении средствами сертификата).

Согласно п. 1 Порядка он разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым (далее - органы труда и социальной защиты населения) по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым N 631-ЗРК/2019) до дня вступления в силу Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 (далее - Закон Республики Крым N 116-ЗРК/2020).

Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.

Для целей Порядка используются следующее понятие: намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров:

обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;

перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;

вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей).

Пунктом 4 Порядка установлено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым на год, предшествующий году обращения за получением сертификата, а также распоряжением единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Граждане, заключившие договоры купли-продажи жилого помещения, участия в долевом строительстве или ипотечного кредита с участием средств единовременной выплаты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также находящиеся в процессе государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым либо переданные на государственную регистрацию через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", если договор был нотариально удостоверен, передан на государственную регистрацию нотариусом, но не обратившиеся в органы труда и социальной защиты населения с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты подают в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты) в срок до 10 ноября 2020 года (п. 16 Порядка).

Принятие решений о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты гражданам, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, осуществляется органами труда и социальной защиты населения с учетом требований, изложенных в пунктах 27 - 32, подпунктах 1 - 6 пункта 33, пунктах 34 - 42 настоящего Порядка.

В случае необращения до 10 ноября 2020 года с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в орган труда и социальной защиты населения дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, с учетом требований, предусмотренных пунктами 20 - 38 настоящего Порядка (п. 17).

В силу пункта 26 Порядка в целях распоряжения средствами единовременной выплаты лицо, получившее уведомление, в срок до 1 октября соответствующего года подает в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку. Приведен перечень документов, прилагающихся к заявлению, в том числе: договор купли-продажи жилого помещения, договор участия в долевом строительстве или договор ипотечного кредита, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, сведения о доходах членов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи (за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты).

Согласно п. 31-33 Порядка решение о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления ответов на межведомственные запросы, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.

О принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае принятия решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования.

Решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:

1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;

2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах;

3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;

4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния;

6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки;

7) обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 1 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году;

8) отсутствие права на получение дополнительной меры социальной поддержки.

Судебной коллегией установлено, что истцу сертификат на улучшение жилищных условий был выдан с учетом того, что семья ФИО14 проживала в <адрес>, в <адрес> площадью 34,2 кв.м, то есть нуждалась в улучшении жилищных условий, исходя из наличия в пользовании указанного жилого помещения, площадь которого не достигала 18 квадратных метров применительно к каждому члену семьи.

В последующем данная квартира была приобретена в собственность в порядке приватизации ФИО1, что не изменило факта нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий.

Между тем, отчуждение ФИО1 данной квартиры в силу приведенных выше положений действующего законодательства, в том числе в понимании статьи 2 Закона Республики Крым №631-ЗРК/2019, является ничем иным как ухудшением жилищных условий семьи и основанием для отказа органом труда и социальной защиты населения в распоряжении средствами единовременной выплаты, а последующее приобретение указанной квартиры в течение нескольких дней семьей ФИО14 за счет, в том числе, средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, не привело к улучшению жилищных условий семьи, не изменив ранее установленный уполномоченным органом фактор нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий, тогда как в силу приведенного правового регулирования предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, направлено, прежде всего, на изменение существующего положения семьи в части обеспеченности жилой площадью, однако, такой результат семьей ФИО14 достигнут не был.

Таким образом, утверждение истца о том, что Департаментом при принятии решения не устанавливался факт намеренного ухудшения жилищных условий семьи истца, опровергнут предоставленными в ходе рассмотрения дела доказательствами.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Департаментом оспариваемое решение об отказе ФИО2 в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, принято законно, обоснованно и в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.

Поскольку судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных статьей 39 ГПК РФ, решение суда первой инстанции, исходя из положений статьи 330 ГПК РФ, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований по изложенным мотивам.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия отказать.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

    Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи З.А. БойкоИ.А. Подлесная

33-6928/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Крючкова Екатерина Андреевна
Ответчики
Муниципальное казённое учреждение -Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республик Крым
Другие
Администрация Белогорского района Республики Крым
Госкомрегистр РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.07.2024Передача дела судье
30.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
17.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024Передано в экспедицию
17.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее