Решение по делу № 2-5523/2021 от 27.04.2021

                                                                                              Дело № 2-5523/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«10» июня 2021 года                                                        г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кетовой Л.С.,

при секретаре     Сониной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Ирины Егоровны к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Администрации Одинцовского городского округа Московской области об урегулировании разногласий при заключении договора,

УСТАНОВИЛ:

Яковлева И.Е. обратилась в суд с иском Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Администрации Одинцовского городского округа об урегулировании разногласии при заключении договора купли-продажи земельного участка от 09 марта 2021 г., свои требования мотивировала тем, что решением Одинцовского городского суда Московской от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО1. о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка, на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области возложена обязанность в течении 30 дней для подписания направить в адрес ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка. В связи со смертью ФИО1 определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведено процессуальное правопреемство на Яковлеву И.Е. В процессе исполнительного производства 10.03.2021 г. истец получила договор АДРЕС купли-продажи земельного участка от 09.03.2021 г. Пункт 4.1.3. Договор содержит обязательство оплатить компенсацию упущенной выгоды за пользование земельным участком в размере 2135146,47 руб. не позднее срока, указанного в п.2.3. Договора, и представить документы, подтверждающие оплату. С указанным пунктом договора истец не согласна, поскольку сумма компенсации упущенной выгоды является спорной и по мнению истца не подлежит уплате. Истец является собственником нежилого здания площадью 641,5 кв.м., , расположенного по адресу: АДРЕС, в порядке наследования после смерти своего супруга ФИО1. Последний приобрел указанное нежилое здание на основании договора купли-продажи складских помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий». Здание расположено на земельном участке с площадью 1889 кв.м., который принадлежал ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий» на праве бессрочного пользования, что явилось основанием для отказа в предоставлении земельного за плату без торгов. Истец после смерти супруга ФИО1. приобрела право бессрочного пользования на земельный участок. При этом действующее законодательство не предусматривает обязанность по оплате стоимости права пользования земельным участком, находящимся на праве бессрочного пользования. Более того, компенсация за пользование участком рассчитанная за период с 28.05.2020 г. по 08.03.2021 г. не подлежит уплате, поскольку выкуп земельного участка у ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа не осуществлен по вине последнего. Обязанность по продаже земельного участка возникла по истечении 30 дней после подачи заявления в орган местного самоуправления о выкупе, т.е. в 2018 г. Однако выкуп не осуществлен по настоящее время по вине указанного ответчика, который уклоняется от исполнения решения суда. Таким образом, сумма 2135146,47 руб. не может явиться упущенной выгодой, поскольку права ответчиков не нарушались, напротив, в виду неправомерных действий ответчиков договор купли-продажи земельного участка своевременно заключен не был. Кроме того п. 2 Договора предусмотрена выкупная стоимость земельного участка, которая составляет 2577634,95 руб., цена участка установлена в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 и составляет 2577634,95 руб. из расчета 15% от кадастровой стоимости участка. ФИО1 приобрел нежилые здания в порядке приватизации государственного имущества. Таким образом, по мнению истца, при заключении договора купли-продажи земельного участка, его стоимость должна определятся исходя из размера – 2,5 % от кадастровой стоимости. Как следует из решения суда от 15.11.2018 г. заявление о передаче в собственность земельного участка за плату без торгов было подано в 2018 г., т.е. цена земельного участка должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка на 2018 АДРЕС стоимость земельного участка на 2018 г. составляла 16676734,26 руб., в связи с чем, выкупная цена земельного участка должна составлять 416918,36 руб., т.е. 2,5 % от кадастровой стоимости в размере 16676734,26 руб. Между тем 12.03.2021 г. истец подписала договор купли-продажи земельного участка с протоколом разногласий и направила его в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС, однако ответ на указанный протокол разногласий до настоящего времени не поступил. В связи с чем истец просит следующее:

- пункт 2.1. Договора купли-продажи земельного участка от 09.03.2021 г., заключенный между Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС, действующего от имени продавца Администрации Одинцовского городского округа Московской области, и Яковлевой И.Е., изложить в следующей редакции: «цена участка установлена в соответствии с п.1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ и составляет 416918,36 руб. из расчета 2.5 % от кадастровой стоимости на 2018 г.»;

- пункт 4.1.3. Договора купли-продажи земельного участка от 09.03.2021 г., заключенный между Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, действующего от имени продавца Администрации Одинцовского городского округа Московской области, и Яковлевой И.Е., исключить.

Истец в судебное заседание не явилась, направила своего представителя, которая заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков в судебном заседании не согласился с заявленными требования, поддержал доводы письменного отзыва на исковые требования, указав, что использование земельных участков является платным, цена участка установлена в размере 15 % от кадастровой стоимости, в соответствии с решением Совета депутатов Одинцовского городского округа, в связи с чем просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо Управление Росреестра по Московской области, извещенное о дате времени судебного заседания своего представителя не направило.

На основании ст.ст. 12, 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами - (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1). Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2).

Согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение об ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта (пункт 1).

Правила об указанных сроках применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами (пункт 3).

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4).

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Яковлева И.Е. является собственником нежилого здания с кадастровым номером площадью 641,5 кв.м., , расположенного по адресу: АДРЕС которое истец приобрела в порядке наследования после смерти супруга ФИО1

Вместе с тем наследодатель ФИО1 приобрел указанное нежилое здание в собственность у ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий» на основании договора купли-продажи складских помещений от 01.04.2001 г.

Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с , площадью 1889 кв.м., находящийся по адресу: АДРЕС

Земельный участок с имеет следующие характеристики: площадь 1889 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных целей, почтовый адрес: АДРЕС государственная собственность не разграничена.

Указанный земельный участок ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий» на праве бессрочного пользования, что явилось основанием для отказа в предоставлении ФИО1 земельного участка за плату без торгов.

Вместе с тем решением Одинцовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках гражданского дела по иску ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района МО, Администрации Одинцовского муниципального района МО, АО «Внуковский завод огнеупорных изделий» о признании незаконным решения, обязании осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка, постановлено признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с площадью 1889кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, в собственность за плату без проведения торгов.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи ФИО1 земельного участка с площадью 1889кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС в трех экземплярах и направить их для подписания истцу ФИО1

Апелляционным определением Московского областного суда от 04.02.2019г. решение Одинцовского городского суда от 15.11.2018г. было оставлено без изменения.

Для принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист, который был получен ФИО1 Не успев его предъявить в службу судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.

В права наследования вступила его супруга Яковлева И.Е., которой 27.05.2020 г. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, на основании которого зарегистрировано право собственности на здание по адресу: АДРЕС

Определением Одинцовского городского суда Московской области от 27 октября 2020 г. в связи со смертью ФИО1 произведена замена стороны ее правопреемником, в связи с чем, постановлено заменить в порядке процессуального правопреемства ФИО1 правопреемником Яковлевой И.Е. по гражданскому делу

10.03.2021 г. в процессе исполнения указанного решения Одинцовского городского суда Московской области от 15.11.2018 г. Яковлева И.Е. получила договор купли-продажи земельного участка от 09.03.2021 г., который содержит следующие условия по цене договора и оплате:

- п. 4.1.3. Договора обязанность покупателя Яковлевой И.Е. оплатить согласно сводному заключению Министерства имущественных отношений Московской области от 26.02.2021 компенсацию упущенной выгоды за пользование земельным участком в размере 2 135 146,47 руб. не позднее срока, указанного в п. 2.3. договора и предоставить продавцу документы, подтверждающие оплату;

- п. 2.1. Договора цена участка установлена в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 №639/16 и составляет 2577634,95 руб. из расчета 15 (пятнадцати) % от кадастровой стоимости.

Не согласившись с расчетом цены выкупа земельного участка исходя из размера кадастровой стоимости, а также в части возложения на покупателя обязательства по компенсации упущенной выгоды за пользование земельным участком в размере 2135146,47 руб. Яковлева И.Е. 12.03.2021 г. направила в адрес ответчика протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка от 09.03.2021 г. с требованием об исключении из указанного договора п. 4.1.3. Договора.

Однако указанный протокол разногласий ответчиком не рассмотрен, и ответ на него не последовал.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 (в редакции Земельного кодекса действующей на период возникших правоотношений).

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2010 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К этим лицам относятся: коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений и сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не предусмотрен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;

2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

При этом для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Липецкой области о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости и отметил следующее.

Из содержания пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ привело бы - в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении.

По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок (пункт 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О).

Следует также учесть, что установление в договоре выкупной цены сверх цены, установленной законом, противоречит пункту 1 статьи 422 ГК РФ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2016 N 310-ЭС16-1609).

Из пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому с собственниками объектов недвижимости, расположенных на участке, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющими критериями применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности.

При этом право на льготное приобретение земельного участка имеет любой собственник указанных объектов недвижимости независимо от того, приобрел ли он недвижимость при приватизации или в результате последующих сделок (пункт 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).

При таких обстоятельствах, учитывая, что стороны не вправе своим соглашением изменять нормативно-регулируемый размер выкупной стоимости земельного участка, условие пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 09.03.2021.

Судами установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, выбыли из государственной собственности в порядке приватизации, поскольку как следует из договора купли-продажи здания от 22.05.2001 г., заключенного между ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий» и ФИО1 нежилое здание по адресу: АДРЕС было приобретено ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий» на основании акта оценки стоимости имущества от 01.04.1992 г. и плана приватизации Внуковского завода огнеупорных изделий от 30.09.1992 г.

Таким образом, право собственности ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий» возникло в результате приватизации в 1992 г. государственного имущества.

Право собственности на указанный объект, ранее возникшее у ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий», в последующем перешло на основании договора купли-продажи здания от 22.05.2001 г. к ФИО1., после смерти, которого право собственности унаследовала Яковлева И.Е.

Согласно норм статьи 35 ЗК РФ, статей 217, 552 ГК РФ, в редакциях, действовавших на момент возникновения спорных отношений, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к покупателю переходит право на соответствующую часть земельного участка, занятую зданием, строением, сооружением и необходимую для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит выводу о том, что к приобретателю приватизированного объекта недвижимости переходит право приватизации земельных участков по льготной цене, распространяясь тем самым не только на первых собственников указанного здания, но и на последующих, ставших собственниками данного здания по договору купли-продажи или в результате иных сделок при переходе прав на данные объект недвижимости.

Поскольку ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий», равно как и прочие собственники, предшествовавшие нынешнему обладателю приватизированного имущества, имели право на выкуп земельного участка по льготной цене, Яковлева И.Е. также имеет данное право на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О также содержится ссылка на императивную норму пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Из положений п. 5 ст. 39.17 названного кодекса следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 39.16 указанного кодекса, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.

Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.

Как предусмотрено п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п. 3 ст. 39.4 указанного выше кодекса).

Ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что по общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

В связи с указанным цена земельного участка должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка на 2018 г.

Кадастровая стоимость земельного участка на 2018 г. составила 16 676 734,26 руб., что ответчиками не оспаривалось.

Таким образом, размер выкупной стоимости земельного участка на момент заключения договора купли-продажи земельного участка должен быть определен в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, на момент обращения собственника расположенных на нем строений, т.е. по состоянию на 2018 г., что составляет 416918,36 руб., установление в договоре выкупной цены сверх установленной Федеральным законом цены в части 2577634,95 руб. противоречит пункту 1 статьи 422 ГК РФ и пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.

Яковлева И.Е. является собственником недвижимого имущества и в силу действовавшей в момент заключения сделки статьи 36 ЗК РФ обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность. Учитывая обязанность ответчика Администрации Одинцовского городского округа Московской области заключить спорный договор и императивный характер указанной нормы, при ее соблюдении выкуп земельного участка должен был осуществляться именно по такой цене.

В силу ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с ч. 3 ст. 552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно положениям ст. 20 ЗК РФ гражданам (индивидуальным предпринимателям) земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

В силу указанных правовых норм покупатель здания, строения, сооружения может требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст. 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок, заключив договор аренды или приобретя его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Из представленных материалов дела следует, что как ФИО1, так и после его смерти Яковлевой И.Е., предпринимались активные попытки по переоформлению земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, в свою собственность.

Так, ФИО1 неоднократно обращался в Администрацию по вопросу приобретения в собственность земельного участка площадью 1189 кв.м., с 2005 года проводил работу по оформлению права собственности на земельный участок

При этом 12.03.2005 г. совета директоров №2 ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий» решен вопрос об отчуждении земельного участка площадью 0,1889 га, по адресу: АДРЕС

17.03.2005 г. на основании Постановления Главы администрации Одинцовского района от 09.10.1992 г. составлен акт о нормативной цене земельного участка, размер которой составил 1425556,25 руб.

Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 25.07.2005 утверждены границы земельных участков в том числе и участка площадью 0,1889 га

23.03.2006 г. ФИО1 обратился в Министерство имущественных отношений Московской области с письменным заявлением о выкупе земельного участка, которое было рассмотрено и заявителю рекомендовано обратится по данному вопросу в Администрацию Одинцовского муниципального района.

В 2008 г. целью передачи в собственность ФИО1. земельный участок ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий» направило в адрес руководителя Администрации отказное письмо об отказе от земельного участка в пользу ФИО1

При этом причиной отказа в передачи земельного участка ФИО1 явилось наличие оформленного у ОАО «Внуковский завод огнеупорных изделий» права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок.

Вместе с тем, согласно сводному заключению Министерства имущественных отношений Московской области от 26.02.2021 №27-3 (п. 311) Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области приняла решение согласовать проект договора купли-продажи земельного участка, с установлением размера платежей в качестве оплаты компенсации упущенной выгоды за пользование земельным участком с , площадью 1889 кв.м, без заключения договора аренды за период с 28.05.2020 г. по 08.03.2021 г.

П. 4.1.3. Договора купли-продажи земельного участка, содержит обязанность покупателя Яковлевой И.Е. оплатить согласно сводному заключению Министерства имущественных отношений АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ -З компенсацию упущенной выгоды за пользование земельным участком в размере 2 135 146,47 руб. не позднее срока, указанного в п. 2.3. договора и предоставить продавцу документы, подтверждающие оплату.

Однако Яковлева И.Е. в вышеуказанный период не имела возможности заключить договор купли-продажи по независящим от нее обстоятельствам.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 15.11.2018 г. на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с площадью 1889кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, в трех экземплярах и направить их для подписания истцу ФИО1

Решение вступило в законную силу 04.02.2019 г.

В связи с тем, что по истечению 30 дней возложенная обязанность ответчиком не исполнена, для принудительного исполнения решения был получен исполнительный лист 20.05.2019 г., однако не успев его предъявить ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

После оформления наследственных прав в отношении имущества умершего и процедуру процессуального правопреемства по замене стороны ФИО1 по вышеуказанному делу, на обращение по вопросу заключения договора купли-продажи земельного участка истец получила отказа, который ей был предоставлен в январе 2021 г.

С целью принудительного исполнения решения истец 01.02.2021 г. направила в службу судебных-приставов исполнительный документ, на основании которого 12.02.2021 г. было возбуждено исполнительное производство.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что причиной, по которой до настоящего времени истцом не переоформлены права на земельный участок, является отсутствие реакции органа местного самоуправления на исполнение вступившего в законную силу решения суда.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия истца не влекут упущенной выгоды, в виде неполучения доходов за пользование земельным участком, поскольку истец не уклоняется от заключения договора купли-продажи, учитывая, тот факт, что Яковлева И.Е. не имела объективной возможности оформить свое право на земельный участок, заключив договор аренды или приобретя его в собственность. Кроме этого, при наличии разногласий между сторонами, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании указанных денежных средств.

Таким образом, суд полагает возможным исключить пункт 4.1.3. Договора купли-продажи земельного участка от 09.03.2021 г.

На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Яковлевой Ирины Егоровны к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Администрации Одинцовского городского округа Московской области об урегулировании разногласий при заключении договора, удовлетворить.

Пункт 2.1 Договора купли-продажи земельного участка от 09.03.2021г. между Администрацией Одинцовского г.о. Московской области, КУМИ Администрации Одинцовского г.о. Московской области и Яковлевой Ириной Егоровной изложить в следующей редакции:

«цена участка установлена в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и составляет 416 918,36 руб. из расчета 2,5% от кадастровой стоимости на 2018г.».

Пункт 4.1.3 Договора купли-продажи земельного участка от 09.03.2021г. между Администрацией Одинцовского г.о. Московской области, КУМИ Администрации Одинцовского г.о. Московской области и Яковлевой Ириной Егоровной исключить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья                                                                              Л.С.Кетова

2-5523/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Яковлева Ирина Егоровна
Ответчики
Комитет по управлению Муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Другие
УФСГРКиК по Московской области
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Кетова Л.С.
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
27.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2021Подготовка дела (собеседование)
28.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее