УИД 62RS0026-01-2020-000510-70
Производство №2а-281/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Спасск-Рязанский 13 июля 2020г.
Спасский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего – судьи Панкина Д.Н.,
при секретаре – Суворовой О.В.,
с участием административного истца Мочалова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Мочалова Алексея Сергеевича к администрации муниципального образования – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков,
У С Т А Н О В И Л :
Мочалов А.С. обратился в суд с административным иском к администрации МО - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков, что ДД.ММ.ГГГГ он направил на в администрацию МО - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области два заявления с просьбой предварительно согласовать предоставление ему в аренду для индивидуального жилищного строительства следующих земельных участков:
- участок площадью <данные изъяты>, расположенный между земельным участком с кадастровым номером № и земельным участком с кадастровым номером № в <адрес>, и участок площадью №, расположенный между земельным участком с кадастровым номером № и земельным участком с кадастровым номером № в <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ врио главы администрации МО - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области Лебин В.Н. сообщил ему со ссылкой на пп.3 п.8 ст.39.15 и п.20 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, что администрация городского поселения отказывает ему в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, в связи с отсутствием градостроительного регламента и разрешенного использования.
Он считает отказ администрации МО - Спасск-Рязанское городское поселение в предварительном согласовании предоставления земельных участков незаконным.
Так, отказ в предварительном согласовании предоставления земельных участков мотивирован отсутствием градостроительного регламента в Правилах землепользования и застройки в г.Спасск-Рязанский Рязанской области, в связи с чем не определен вид разрешенного использования в отношении испрашиваемых земельных участков.
Между тем, из текста обжалуемого решения следует, что испрашиваемые земельные участки расположены в зоне 1-этажной застройки.
Согласно таблице 1 «Градостроительные регламенты разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства» статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Спасск-Рязанский Рязанской области, утвержденных решением Совета депутатов Спасск-Рязанского городского поселения Спасского муниципального района Рязанской области от 16.10.2017 № 60/13, в зоне 1-этажной застройки усадебного типа (Ж1) основным видом разрешенного использования земельных участков является «для индивидуального жилищного строительства», то есть размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не более трех надземных этажей).
Таким образом, вопреки утверждению административного ответчика для испрашиваемых земельных участков определен как градостроительный регламент (зона Ж1), так и вид разрешенного использования (для индивидуального жилищного строительства).
Мотивы администрации городского поселения не соответствуют действующему законодательству, что влечет недействительность принятого по его заявлениям решения, изложенного в письме исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах администрация Спасск-Рязанского городского поселения как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») должна была обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей и разместить извещение на официальном сайте в сети «Интернет».
Обжалуемый отказ администрации Спасск-Рязанского городского поселения нарушает его права в области земельных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также ущемляет его интересы при реализации такого принципа земельного законодательства, как участие граждан в решении вопросов, касающихся их прав на землю (п.4 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ).
На основании изложенного, административный истец Мочалов А.С. просит признать отказ администрации МО - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в предварительном согласовании ему предоставления земельных участков, выраженный в письме исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ., незаконным.
Обязать администрацию МО - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить опубликование извещения о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства двух земельных участков, площадью ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ, расположенных между земельным участком с кадастровым номером № и земельным участком с кадастровым номером № в <адрес>, и разместить извещение на официальном сайте в сети «Интернет».
В судебном заседании административный истец Мочалов А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик администрация МО – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области был надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства, но в судебное заседание представитель административного ответчика не прибыл, при этом врио главы МО – Спасск-Рязанское городское поселение Лебин В.Н. обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации МО – Спасск-Рязанское городское поселение, а также сообщил, что причина отказа, указанная в письме исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ., является ошибочной. Строительство жилых домов на земельных участках, обозначенных в заявлениях Мочалова А.С. невозможно из-за нахождения на земельном участке площадью <данные изъяты> хозяйственных построек граждан и отсутствия свободного доступа к участку площадью ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим администрация городского поселения просит считать ответ, изложенный в письме исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ., недействительным и обязуется повторно рассмотреть заявления Мочалова А.С. в установленном законом порядке.
Суд, выслушав объяснения административного истца Мочалова А.С., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 и ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании подп.3 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подп.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов установлен п.1 ст.39.14 Земельного кодекса РФ, в частности, предусмотрена подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п.1 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, а перечень прилагаемых к заявлению документов установлен в п.2 той же статьи Земельного кодекса РФ.
Согласно п.3 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п.7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст.39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст.39.16 настоящего Кодекса.
На основании п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно п.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.8 ст.39.15 или ст.39.16 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что административный истец Мочалов А.С. ДД.ММ.ГГГГ. обратился в администрацию МО – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков:
- участок площадью <данные изъяты>, расположенный между земельным участком с кадастровым номером № и земельным участком с кадастровым номером № в <адрес>;
- участок площадью <данные изъяты>, расположенный между земельным участком с кадастровым номером № и земельным участком с кадастровым номером № в <адрес>.
Администрация МО – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области, рассмотрев заявления Мочалова А.С., письмом от ДД.ММ.ГГГГ. исх. № сообщила Мочалову А.С., что об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков на основании подп.20 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, в связи с отсутствием в Правилах землепользования и застройки в <адрес> градостроительного регламента для зоны 1 этажной застройки, в которой расположены указанные земельные участки, и соответственно, не возможности определения для данных земельных участков вида разрешенного использования.
Суд полагает, что отказ администрации МО – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в удовлетворении заявлений административного истца Мочалова А.С., выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ. №, является незаконным.
Так, Согласно таблице 1 «Градостроительные регламенты разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства» статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Спасск-Рязанский Рязанской области, утвержденных решением Совета депутатов Спасск-Рязанского городского поселения Спасского муниципального района Рязанской области от 16.10.2017 № 60/13, в зоне 1-этажной застройки усадебного типа (Ж1) основным видом разрешенного использования земельных участков является «индивидуальное жилищное строительство», в частности, размещение индивидуального жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не более трех надземных этажей).
Таким образом, для испрашиваемых административным истцом земельных участков определен как градостроительный регламент - зона Ж1, так и вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Факт ошибочного отказа Мочалову А.С. в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков на основании подп.20 ст.39.16 Земельного кодекса РФ признает и административный ответчик в своем сообщении суду от ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, судом установлено, что ответ администрации МО – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области на заявления Мочалова А.С. о предварительном согласовании предоставления в аренду двух земельных участков площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> в <адрес> в выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ. №, не соответствует требованиям законодательства, нарушает права административного истца на рассмотрение его заявлений в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
В целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов административного истца Мочалова А.С. суд полагает необходимым обязать административного ответчика администрацию МО - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления Мочалова А.С. от <данные изъяты>. о предварительном согласовании предоставления в аренду двух земельных участков площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> в <адрес>.
Требования Мочалова А.С. об обязании администрации МО - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить опубликование извещения о предоставлении в аренду земельных участков и разместить извещение на официальном сайте в сети «Интернет» в настоящее время не могут быть удовлетворены, поскольку восстановление нарушенных прав административного истца возможно путем повторного рассмотрения административным ответчиком поданных административным истцом заявлений, поскольку обоснованность заявлений Мочалова А.С. по иным основаниям отказа администрацией МО - Спасск-Рязанское городское поселение не проверялась. Тогда как из сообщения администрации МО - Спасск-Рязанское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что могут быть иные основания для отказа Мочалову А.С. в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, а на основании п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
В связи с этим в случае, если при повторном рассмотрении административным ответчиком поданных административным истцом заявлений администрация МО - Спасск-Рязанское городское поселение придет к выводу об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, то решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Мочалова А.С. подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Мочалова Алексея Сергеевича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в предварительном согласовании Мочалову Алексею Сергеевичу предоставления в аренду двух земельных участков площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> в <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Обязать администрацию муниципального образования - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Мочалова Алексея Сергеевича и в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления Мочалова Алексея Сергеевича от ДД.ММ.ГГГГ. о предварительном согласовании предоставления в аренду двух земельных участков площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> в <адрес>.
Отказать в удовлетворении остальной части требований Мочалова Алексея Сергеевича об обязании администрации муниципального образования - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить опубликование извещения о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства двух земельных участков площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> в <адрес> и разместить извещение на официальном сайте в сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.Н.Панкин