Решение по делу № 21-845/2018 от 11.10.2018

Судья Ямбаев Р.Р.                      Дело № 21-845/2018

РЕШЕНИЕ

    

17 октября 2018 года г. Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев жалобу государственного инспектора труда (по охране труда) Воркутинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А. на решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2018 года, которым постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Воркутинского отдела Зиборова М.А. от 13 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» отменено; производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление,

установил:

постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Воркутинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А. № <Номер обезличен> от 13 июля 2018 года ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Должностным лицом административного органа установлено, что юридическим лицом допущено нарушение норм действующего трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» обратилось в Воркутинский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения жалобы вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В жалобе, адресованной в Верховный Суд Республики Коми, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор труда (по охране труда) Воркутинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборов М.А. просит решение судьи городского суда отменить, указывая на неправильное толкование судом норм трудового и федерального законодательства, регулирующих вопросы относительно порядка и проведение проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, на основании обращения работника Войсковой части <Номер обезличен> ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» ФИО6 о нарушении его трудовых прав и распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Коми (по охране труда) Воркутинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Новикова С.Е. № <Номер обезличен> от 24 мая 2018 года должностным лицом указанного органа в отношении данного предприятия проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 09 июня 2018 года.

Согласно этому акту в нарушение требований статьи 152 Трудового кодекса РФ работодатель не произвел оплату за сверхурочную работу работнику ФИО6

По факту выявленных нарушений 06 июня 2018 года должностным лицом административного органа в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Учреждения постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной приведенной нормой.

Рассматривая жалобу ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» на постановление должностного лица юрисдикционного органа в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 КоАП РФ, судья городского суда, проанализировав нормы части 8 статьи 360 Трудового кодекса РФ и части 12 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» пришел к выводу о нарушении административным органом требований при проведении проверки в части согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры и, поскольку не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в частности результатов проверки? проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), если указанные доказательства получены с нарушением закона, прекратил производство по административному делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Данный вывод судьи городского суда является правомерным, поскольку основан на требованиях трудового и федерального законодательства, касающихся организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), представленных материалах дела. При этом доводы, изложенные в жалобе должностным лицом Государственной инспекции труда, основаны на неверном и ошибочном толковании приведенного законодательства.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).

Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

При этом в силу пунктов 12, 19 части 4 статьи 1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; государственного контроля (надзора) на территории особой экономической зоны.

Частью 8 статьи 360 Трудового кодекса РФ установлено, что в случае поступления в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Исходя из положений данной нормы и части 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, такое извещение осуществляется посредством направления в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов в порядке, предусмотренном Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ», соответствующего заявления органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с приложенными к нему документами, относящимися к мероприятию по контролю.

Как установлено в ходе производства по делу, внеплановая выездная проверка ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» была проведена на основании обращения работника предприятия о нарушении его трудовых прав, в котором указано о фактах неполной выплате заработной платы, выразившееся в не начисление оплаты за сверхурочную работу.

Из содержания части 8 статьи 360 Трудового кодекса РФ следует, что в случае поступления в федеральную инспекцию труда подобного обращения внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Вместе с тем, вопреки предусмотренным данной нормой требованиям закона, проверка проведена без извещения органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом.

Положения названной нормы допускают проведение внеплановой выездной проверки по указанным в ней основаниям незамедлительно без согласования с органами прокуратуры, однако из материалов дела не следует, что проверка осуществлялась незамедлительно после поступления соответствующего обращения работника предприятия в инспекцию труда.

В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ нарушение требований данного Закона в части согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры является грубым нарушением.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о том, что документы, полученные по результатам проведенной в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» проверки с нарушением требований закона, в том числе акт проверки и протокол об административном правонарушении, неправомерно использованы административным органом в качестве доказательств виновности предприятия в совершении вмененного административного правонарушения, в связи с чем, признал обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, не доказанными.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт, принятый по настоящему делу об административном правонарушении, является законным как основанный на анализе федерального законодательства, фактических обстоятельств и материалов дела.

Существенных процессуальных требований при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, которые могли повлиять на законность вынесенного судьей городского суда решения, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2018 года, которым постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Воркутинского отдела Зиборова М.А. от 13 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» отменено; производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление оставить без изменения, жалобу государственного инспектора труда (по охране труда) Воркутинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А. - без удовлетворения.

Судья -                              И.Г. Пристром

21-845/2018

Категория:
Административные
Ответчики
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пристром И Г
Статьи

5.27

Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Материалы переданы в производство судье
28.01.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее