Решение по делу № 2-359/2018 от 19.06.2018

Дело № 2-359/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нелидово 19 сентября 2018 года

    РќРµР»РёРґРѕРІСЃРєРёР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Тверской области РІ составе:

    РїСЂРµРґСЃРµРґР°С‚ельствующего СЃСѓРґСЊРё Ивановой Р•.РЎ.,

    РїСЂРё секретаре Руженцевой Р•.Р’.,

с участием истца Стыренковой С.В.,

представителей ответчика Антоненковой Н.С., Лукашенкова М.В.,

третьего лица Фувенлян Г.А.,

    СЂР°СЃСЃРјРѕС‚рев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Стыренковой Светланы Владимировны Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «УК «ЖКО», обществу СЃ ограниченной ответственностью «ЕРКЦ» Рѕ признании действий РїРѕ необоснованному увеличению Рё взиманию платы Р·Р° содержание общедомового имущества РїРѕ электроэнергии незаконными, Рѕ возложении обязанности прекратить незаконное удержание денежных средств, взыскании денежных средств, оплаченных Р·Р° содержание общедомового имущества РїРѕ электроэнергии, взыскании штрафов, компенсации морального вреда,

установил:

    РЎС‚ыренкова РЎ.Р’. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РћРћРћ «УК «ЖКО» Рѕ признании действий РїРѕ необоснованному увеличению Рё взиманию платы Р·Р° содержание общедомового имущества РїРѕ электроэнергии незаконными, Рѕ возложении обязанности прекратить незаконное удержание денежных средств, взыскании денежных средств, оплаченных Р·Р° содержание общедомового имущества РїРѕ электроэнергии, взыскании штрафов, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указаны следующие обстоятельства. Истица является собственником квартиры по адресу: ......, ул. ....... Управляющей компанией и исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, в том числе и по начислению платы за данные услуги является ООО «УК «ЖКО». До 01.01.2017 года расходы на ОДИ эл.эн. входили в состав коммунальных услуг. С 01.01.2017 года в ЖК РФ внесены изменения. В соответствии с ЖК РФ, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах с 01.01.2017 года меняется структура платы за жилищно-коммунальные услуги, то есть расходы на общедомовые нужды по холодной и горячей воде, электрической энергии исключаются из состава коммунальных услуг и переходят в состав платы за содержание жилого помещения. Соответственно сумма стоимости коммунальных услуг уменьшится на сумму ОДН, а сумма стоимости жилищных услуг, напротив вырастет на эту же сумму. Плата за жилое помещение увеличиться не должна. Несмотря на данные разъяснения ООО УК ЖКО в феврале 2017 года начислило истице на содержание ОДИ эл.эн. 143,97 руб. В марте 2017 года произведен перерасчет на сумму 53,92 руб., сумма начислений составила 90,01 руб. В апреле 2017 года произведено еще одно снижение стоимости ОДИ эл.эн. на 10,78 руб., но без перерасчета и сумма начислений составила 79,23 руб.. С данными начислениями истица не согласна. Полагает, что согласно технического паспорта и конструктивных особенностей ......, норматив потребления электроэнергии на ОДИ составляет 0,58 кВт.ч. Согласно технического паспорта общая площадь всего дома составляет 585,3 кв.м., общая площадь всех жилых помещений – 535 кв.м., площадь коридоров, лестниц и лестничных площадок двух подъездов – 50 кв.м., то есть площадь помещений, входящая в состав общего имущества, позволяющая потребление электроэнергии на общедомовые нужды. В соответствии с расчетами истицы, норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды – 0,58 кВт.ч. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников, тарифы на электроэнергию для населения на 2017 год, месячная плата на ОДИ эл.эн. квартиры истицы составляет соответственно с января по июнь 2017 года – 11,57 рубля, с июля 2017 по март 2018 года – 11,77 рубля. Согласно платежного документа за 17 месяцев ООО «УК «ЖКО» начислила на содержание общего имущества электроэнергии на сумму 1319,13 рубля. В нарушение действующего законодательства ООО «УК «ЖКО» при начислении содержания на ОДИ эл.эн. применила коэффициент 1,6. Данный коэффициент применяется только при начислении коммунальных услуг, где не установлены приборы учета за данные услуги. Также управляющая компания применяла дополнительно норматив 0,14 кВт.ч, который применяется в домах, где в подъезде на входной двери имеется запорное устройство, кроме того включила площадь чердачного помещения 292,65 кв.м., что противоречит п. 9.1 ст. 156 ЖК РФ и решения Правления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29.05.2017 года. При таких обстоятельствах за 17 месяцев управляющая компания излишне начислила Стыренковой на содержание ОДИ эл.эн. сумму в размере 1120,24 рубля, в результате чего были нарушены ее права и причинен материальный ущерб. С учетом увеличения исковых требований истица просит признать действия ООО «УК «ЖКО» по необоснованному увеличению и взиманию платы на содержание общедомового имущества по электроэнергии незаконными, прекратить незаконное удержание денежных средств на ОДИ эл.эн. сверх установленного тарифа, взыскать с ООО «УК ЖКО» сумму в размере 1326,82 руб. необоснованного увеличения размера платы за содержание ОДИ эл.эн. с января 2017 года по июль 2018 года, взыскать с ООО «УК «ЖКО» штраф в размере 50% от присужденной суммы необоснованного увеличения размера платы за содержание ОДИ эл.эн. п.6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» в размере 663,41 руб., взыскать с ООО «УК «ЖКО» штраф в размере 50 % от присужденной суммы необоснованного увеличения размера платы за содержание ОДИ эл.эн. п. 11 ст. 156 ЖК РФ в размере 264,33 руб., взыскать с ООО «УК ЖКО» компенсацию морального вреда ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» в размере 5000 руб.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «ЕРКЦ».

В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что не согласна с произведенными начислениями, поскольку помещение, включенное в расчет на оплату ОДН электроэнергии (чердак) должно быть оснащено электрооборудованием, на чердаке их дома такого оборудования нет.

Представители ответчика с исковыми требованиями не согласились, при этом представитель ответчика Антаненкова Н.С. пояснила, что согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 № 45099-АЧ/О4 в целях расчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, используется значение площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, указанное в технической документации на многоквартирный дом; норматив 0,14 начислялся, поскольку дом значился в списке оснащенных оборудованием ТВ-ком, затем были предоставлены другие сведения и начисления были прекращены; полагала, что со стороны ООО «УК «ЖКО» отсутствовали действия, нарушающие права Стыренковой С.В.

Третье лицо Фувенлян Г.А. в судебном заседании пояснил, актом визуального осмотра чердачного помещения многоквартирного ...... установлено, что на чердачном помещении отсутствуют силовые кабели, сети электроснабжения, электроприборы, розетки, плафоны, а также отражено, что несанкционированного подключения к сетям электроснабжения не выявлено, в связи с чем площадь чердачного помещения в расчет платы за электроэнергию на ОДИ входит не должна.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Стыренкова С.В. является собственником жилого помещения – квартиры, площадью ...... кв.м., расположенной по адресу: .......

Управление многоквартирным жилым домом по адресу: ...... осуществляет ООО «УК «ЖКО».

Статьей 210 ГК РФ, статьей 30 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания имущества и обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Положения указанного пункта в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ (ч. 9 в ред. Федерального закона

от 30.03.2016 № 73-ФЗ).

При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 10 (в ред. Федерального закона от 30.03.2016 № 73-ФЗ) ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ).

Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.

Таким образом, в переходный период с 01.01.2017 при определении размера платы за содержание жилого помещения следует учитывать расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, размер которых при первоначальном включении в плату не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.

Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды по состоянию на 01.11.2016 года установлены приказом Главного управления РЭК Тверской области от 23.08.2013 № 337-нп в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома.

Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для потребителей Тверской области установлены приказом Главного управления РЭК Тверской области от 29.05.2017 № 40-нп также в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома.

Тариф на электрическую энергию для населения Тверской области на 2017 год установлен приказом Главного управления РЭК Тверской области от 29.12.2016 № 381-нп и составил: на I полугодие 2017 года в размере 3,96 руб./кВтч, во II полугодии 2017 года в размере 4,03 руб./кВтч.

Тариф на электрическую энергию для населения Тверской области на 2018 год установлен приказом Главного управления РЭК Тверской области от 27.12.2017 № 554-нп и составил: на I полугодие 2018 года в размере 4,03 руб./кВтч, во II полугодии 2018 года в размере 4,23 руб./кВтч.

Из технического паспорта на многоквартирный дом, расположенный по адресу: ......, а также акта технической инвентаризации от 11.01.2018 года следует, что общая площадь помещений в данном доме составляет 539,1 кв.м., кроме того согласно технической документации уборочная площадь лестниц в данном доме составляет 50 кв.м., также имеется чердак площадью 292,65 кв.м.. Таким образом площадь помещений, входящих в состав общего имущества помещений в многоквартирном ...... составляет 342,65 кв.м..

Пунктом 1 ст. 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), п. 2 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», содержащего аналогичные нормы.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.

Согласно п. 13, 19 указанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам. Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определялся по формуле 10, одним из показателей которой является Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04 площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 ч.1 с.36 ЖК РФ.

В письме от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения № 1 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов; Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Материалами дела установлено, что в многоквартирном ...... в период январь – март 2017 года применялся норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды в размере 0,72 кВт.ч на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества; в период апрель 2017 года – июль 2018 года применялся норматив 0,58 кВт.ч.

Из представленного управляющей компанией расчета, а также платежных документов следует, что плата Стыренковой С.В. за электрическую энергию, потреблённую при содержании общедомового имущества в многоквартирном доме управляющей компанией ООО «УК «ЖКО» в спорный период обоснованно начислялась исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме по установленным нормативам. Каких либо нарушений при производстве указанных начислений со стороны управляющее компании судом не установлено. В соответствии с актом проверки ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 12.01.2018 года по обращению Стыренковой С.В. со стороны компании действий по начислению платы за электрическую за период январь-ноябрь 2017 года не установлено. Применение в период с января по март 2017 года норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды в размере 0,72 кВт.ч на 1 кв.м. общей площади помещений обусловлено наличием в чердачном помещении многоквартирного дома усилителя телевизионной антенны в спорный период, что подтверждается сведениями ООО ГК «ТВ-ком» на 01.03.2017 года.

Кроме того, в рассматриваемой спорной ситуации суд не усматривает со стороны управляющей организации нарушения по включению в расчет платы за услугу электроснабжения, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, площади чердака, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса. В данном случае включение в состав платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, площади чердака, вопреки доводам истицы, отвечает критериям, установленным ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика в спорный период времени по начислению истице платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, соответствуют требованиям действующего жилищного законодательства, не противоречит установленному Правительством Российской Федерации порядку, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Стыренковой С.В. и признания неправомерными действий ООО «УК «ЖКО» по начислению платы за коммунальную услугу в спорный период не имеется. Также не имеется оснований и к удовлетворению производных от первоначального требования - требований о возложении обязанности прекратить незаконное удержание денежных средств, взыскании денежных средств, оплаченных за содержание общедомового имущества по электроэнергии, взыскании штрафов, компенсации морального вреда.

По этим же основаниям не подлежат удовлетворению исковые требования к ответчику ООО «ЕРКЦ».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Стыренковой Светланы Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью «УК «ЖКО», обществу с ограниченной ответственностью «ЕРКЦ» о признании действий по необоснованному увеличению и взиманию платы за содержание общедомового имущества по электроэнергии незаконными, о возложении обязанности прекратить незаконное удержание денежных средств, взыскании денежных средств, оплаченных за содержание общедомового имущества по электроэнергии, взыскании штрафов, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.С. Иванова

Решение в окончательной форме принято 24.09.2018 года

2-359/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Стыренкова С. В.
Ответчики
ООО "УК "ЖКО"
ООО ЕРКЦ
Другие
Фувенлян Г. А.
ПАО МРСК-Центра
Филиал ПАО МРСКА-Центра-Тверьэнерго
Суд
Нелидовский межрайонный суд Тверской области
Судья
Иванова Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
nelidovsky.twr.sudrf.ru
19.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2018Передача материалов судье
21.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2018Судебное заседание
30.07.2018Судебное заседание
22.08.2018Судебное заседание
31.08.2018Судебное заседание
19.09.2018Судебное заседание
24.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2019Дело оформлено
24.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее