Дело № 2а-318/2020 года
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года с. Сюмси
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
под председательством судьи Н.В. Байгозина,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц к неустановленному ответчику о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Прокуратурой Сюмсинского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://tambov.silmag5.ru/, противоправной и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации. На указанном сайте размещены предложения о приобретении дистанционным способом неодимовых магнитов, останавливающих работу учетных приборов и позволяющих потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета, тем самым не оплачивая часть фактически полученных коммунальных ресурсов, что в силу действующего законодательства запрещено. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Установить собственника сайта для привлечения его к участию в рассмотрении дела в качестве административного ответчика не представляется возможным.
Cведения, размещенные на страницах указанного сайта, направлены на неограниченный круг лиц, которые могут провоцировать граждан на незаконное потребление коммунальных ресурсов, незаконное безучтенное потребление коммунальных ресурсов.
В ходе проверки установлено, что в сети «Интернет» по указанному адресу размещена информация, обладающая признаками запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а именно на указанном Интернет-ресурсе осуществляется продажа неодимовых магнитах, останавливающих работу учетных приборов и позволяющих потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета, тем самым не оплачивая часть фактически полученных коммунальных ресурсов, что в силу действующего законодательства запрещено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 39, 265.1, 265.2, 291 КАС РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит:
признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://tambov.silmag5.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено;
копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сайта с доменным именем https://tambov.silmag5.ru/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не просил рассмотреть дело без его участия, просил рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик по делу не установлен.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия и не возражал против рассмотрения дела в упрощенном производстве.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 291, ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке упрощённого (письменного) производства.
Из исследованных материалов дела установлено следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 и ч. 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1,2 ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» при применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации. Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п.п. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребитель не вправе осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учёта.
Статьями 7.19 и 7.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за самовольное (безучётное) использование электрической энергии, причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
На основании положения статьи 165 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное потребление, в том числе коммунальных ресурсов, а именно за причинение имущественного вреда собственнику (иному владельцу) путем обмана при отсутствии признаков хищения.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут провоцировать граждан на незаконное потребление коммунальных ресурсов, незаконное безучтенное потребление коммунальных ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228.
На момент рассмотрения дела, по сведениям Роскомнадзора, сайт с доменным именем https://tambov.silmag5.ru/, в реестре не значится.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27; п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 и ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Соответственно требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 265.4 КАС РФ, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением данного административного дела, не подлежат распределению судом.
В соответствии ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://tambov.silmag5.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сайта с доменным именем https://tambov.silmag5.ru/, в «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда через Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий: Судья Н.В. Байгозин
Копия верна: Судья Н.В. Байгозин
Секретарь судебного заседания Е.А. Морозова