Дело № 2- 723/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 21 ноября 2016 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Таипова Э.Р.,
при секретаре Плясуновой О.С.,
с участием истца - представителя Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО4,
ответчика ФИО1,
третьего лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» к ФИО1 о понуждении к заключению договора найма жилого помещения и взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» (далее Общество, ООО) обратились в суд с иском к ФИО1 о понуждении к заключению договора найма жилого помещения и взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование своих требований указали, что ФИО1 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ООО «<данные изъяты>». Ответчик был вселен в данное жилое помещение в 1997 году как работник <данные изъяты> - филиала ООО «<данные изъяты>» (с 2008 года - «<данные изъяты>»). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ между Обществом и ответчиком был заключен и действовал договор по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с которым ФИО1 оплачивал наём данного жилого помещения. После истечения срока договора по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг № Ф02100269 от ДД.ММ.ГГГГ ответчику был направлен проект договора коммерческого найма, от подписания которого он отказался. Далее ответчику неоднократно направлялись предложения о заключении договора найма жилого помещения на новый срок либо о выкупе занимаемой квартиры в собственность, на что согласия от ответчика не последовало. Ответчик не имеет права безвозмездного пользования имуществом коммерческой организации в силу ст.ст. 50,690 ГК РФ, поскольку Общество является коммерческой организацией, имеющей основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Фактически между сторонами сложились отношения по найму жилого помещения в частном жилом фонде. Поскольку между Обществом как собственником жилого помещения и ответчиком фактически сложились отношения по договору найма жилого помещения в частном жилищном фонде, ответчик до настоящего времени пользуется жилым помещением, принадлежащим Обществу, и освобождать его не намерен, обязанность заключить договор найма у ответчика возникает в силу добровольно принятого обязательства. Ввиду того, что ответчик без установленных договором, либо законом оснований бесплатно пользовался жилым помещением, принадлежащим Обществу, тем самым сберег имущество (денежные средства) за счет другого лица, с него подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере установленной платы за найм жилого помещения в жилищном фонде <данные изъяты>. Сумма неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 50026,20 рублей.
Просят обязать ответчика заключить с Обществом договор найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> редакции, приложенной к данному исковому заявлению, взыскать с ответчика в пользу истца сумму неосновательного обогащения в размере 50026,20 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7700,79 рублей, итого 57726,99 рублей.
В судебном заседании истец - представитель ООО «<данные изъяты>» ФИО4 на доводах заявления настаивала по доводам, изложенным в иске, дополнив, что ранее действовавший с ответчиком договор по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут по соглашению сторон ДД.ММ.ГГГГ. Указанная выше квартира принадлежит на праве собственности Обществу. С июня 2015 года ответчику неоднократно предлагалось заключить договор найма жилого помещения, однако ответчик уклоняется от его заключения, оспаривая некоторые пункты проекта договора, о чем ФИО1 в адрес Общества был направлен протокол разногласий. После рассмотрения протокола разногласий сторонами, ФИО1 вновь не желает подписывать договор, продолжая проживать в жилом помещении без законных на то оснований. Полагают, что тем самым ФИО1 добровольно принял на себя обязательства по найму и оплате жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ Обществом установлена фиксированная плата за наём 1 кв.м жилого помещения, которая для квартиры по <адрес>22 <адрес> составляет 42,59 рублей и складывается из расходов, понесенных Обществом в связи с оплатой налога на имущество и взносов за капитальный ремонт. В связи с тем, что с июля 2015 года по настоящее время Общество понесло расходы, а ФИО1 сберег денежные средства за счет другого лица, с него подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере 50026 рублей 20 копеек (42,59 х 83,9 (площадь квартиры) х 14 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Ответчик ФИО1 иск не признал и пояснил, что проживает в <адрес> на основании решения профкома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Октябрьского поссовета. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его супруге было отказано в признании права на приватизацию указанного жилого помещения. Летом 2015 года ему было предложено заключить договор коммерческого найма, от подписания которого он отказался, оспаривая некоторые пункты договора, в том числе в части размера оплаты жилья, о чем направил протокол разногласий в Общество. ДД.ММ.ГГГГ протокол разногласий Обществом был рассмотрен и согласован лишь по п.1.5 проекта договора. Полагает, что поскольку вселение в квартиру произошло на основании ордера в порядке улучшения жилищных условий, в данной квартире он и его семья проживает на условиях социального найма.
Третье лицо ФИО8 исковые требования не признала и в судебном заседании изложила позицию, аналогичную объяснениям ФИО1, просила в исковых требованиях отказать.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменных пояснений суду не представила.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно свидетельству о праве собственности <адрес>1, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>, ООО «<данные изъяты>» на основании акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности трехкомнатная квартира общей площадью 83,90 кв.м., расположенная по адресу <адрес> (л.д. 6).
Согласно Уставу общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, копий свидетельства о государственной регистрации и иных учредительных документов ООО «Пермтрансгаз» как юридическое лицо создано ДД.ММ.ГГГГ путем преобразования дочернего предприятия по транспортировке и поставкам газа «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>». Решением участника ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № Общество переименовано в ООО «<данные изъяты>» (л.д. 34-50).
Постановлением профсоюзного комитета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был поставлен на учет на улучшение жилищных условий (л.д. 60).
Постановлением профсоюзного комитета <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена 3-х комнатная квартира в 24-х квартирном доме (л.д. 61), в связи с чем постановлением администрации Октябрьского поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены решение профкома и администрации Алмазного ЛПУ о выделении квартир работникам ЛПУМГ и постановлено выдать ордер ФИО1 - инструктору по физвоспитанию, по <адрес>22 трехкомнатную на 4 человек (л.д. 62)
Согласно ордеру на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного исполнительным комитетом Октябрьского Совета народных депутатов, он выдан ФИО1 на семью из 4 человек: ФИО1, ФИО8, ФИО5, ФИО6 на право занятия жилого помещения по адресу: <адрес> на основании постановления главы администрации Октябрьского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 58).
В ходе судебного разбирательства судом были исследованы материалы гражданского дела №, согласно которым решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 в удовлетворении требований к ОАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» о признании права на приватизацию занимаемого жилого помещения и признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> края общей площадью 83,9 кв.м. было отказано. Данными судебными решениями установлено, что жилое помещение по <адрес>22 <адрес>, в силу п. 1 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ относится к частному жилищному фонду, относилось к такому на момент вселения ФИО9, а потому по основаниям, установленным Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизировано быть не может, а из установленных фактов и правоотношений сторон спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 применительно к положениям главы 35 Гражданского кодекса РФ.
В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При изложенных обстоятельствах доводы ФИО1 и третьего лица ФИО8 о проживании в спорном жилом помещении на основании ордера на условиях социального найма судом признаются необоснованными и подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно ст. 674 ГК РФ договор коммерческого найма жилого помещения должен быть заключен в письменной форме. Письменная форма заключения договора коммерческого найма жилого помещения между наймодателем и нанимателем способствует конкретизации прав и обязанностей сторон по пользованию жилым помещением.
Материалами дела установлено, что договором по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и ФИО1, предприятие приняло на себя оказание услуг по отоплению, по горячему водоснабжению согласно утвержденным нормативам, по горячему водоснабжению по счетчику, по холодному водоснабжению согласно утвержденным нормативам потребления, ремонту и обслуживанию жилищного фонда, по вывозу твердых бытовых отходов, найму жилого помещения. Пунктом 5.1 Договора установлен размер стоимости услуг по тарифам; новые тарифы вступают в силу и действуют для потребителя с момента их принятия, допсоглашение к договору при изменении тарифов не оформляется. В силу п.6.1, 7.1 договора, изменение условий договора, прекращение его действия допускается по согласованию сторон; договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре (л.д. 7-9).
Указанный договор от ДД.ММ.ГГГГ прекратил свое действие с ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения сторон в связи с несоответствием его требованиям закона и невозможностью исполнения Обществом своих обязательств по договору (л.д.95), что не оспаривается сторонами.
Приказом начальника <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, введены новые тарифы за найм жилых помещений на 2015 год с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11,12,13,64), в частности по квартире по <адрес>22 <адрес> плата за наём составляет 42,59 рублей за кв.м жилой площади.
Ответчику ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено уведомление об изменении тарифов за наём жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ начальник <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» направил ответчику ФИО1 предложение о заключении договора коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на срок 5 лет, определив плату за наём в сумме 3573,30 руб. в месяц. Предложение о заключении договора коммерческого найма с проектом договора было направлено заказным письмом ФИО1 и получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15,16).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» направило ответчику ФИО1 претензию о заключении договора найма с предложением о его заключении в кратчайшие сроки, от подписи договора ФИО1 отказался (л.д.17, 18-21).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в адрес <данные изъяты> был направлен протокол разногласий к проекту договора найма жилого помещения, в котором оспаривались пункты 1,2,1.5,2.1.3,ДД.ММ.ГГГГ,2.6,3.4,5.2.1,6.2, касающиеся, в том числе, оплаты по договору и срока начала действия договора (л.д.71-74).
Указанный протокол разногласий был рассмотрен истцом и ДД.ММ.ГГГГ, согласован лишь в части п.1.5 проекта договора относительно срока начала действия договора (л.д.131-132).
Из содержания протокола разногласий, представленных ответчиком и пояснений ответчика в судебном заседании следует, что им оспаривается в том числе размер платы за жилое помещение.
В соответствии с п.1 ст.682 ГК РФ размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. В случае, если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
С учетом указанных норм действующего законодательства, а также возражений ответчика относительно оснований проживания в жилом помещении и предложенных истцом условий договора, в том числе по размеру платы за жилое помещение, у суда отсутствуют основания для понуждения ответчика к заключению договора найма жилого помещения частного жилищного фонда коммерческой организации, поскольку плата за жилое помещение в силу прямого указания закона устанавливается только по соглашению сторон такого договора.
Вместе с тем, отказ в понуждении ответчика к заключению договора найма жилого помещения, не лишает истца права на защиту гражданских прав иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ФИО1 неосновательного обогащения в размере установленной платы за найм жилого помещения в жилищном фонде <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 50026,20 рублей.
Расчет тарифов за наем жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 83,9 кв.м. (согласно данным технического паспорта), предоставленного ФИО1 составляет 42,59 руб. за 1 кв.м (л.д. 12-13,22-25).
В судебном заседании установлено, что размер платы за наём установлен истцом исходя из фактически понесенных Обществом расходов по оплате налога на имущество и оплаты в Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес> (л.д.102-130,133-171).
В силу части 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Поскольку Общество понесло расходы в связи с содержанием жилого помещения, а ФИО1 сберег имущество, а именно денежные средства за счет Общества, с ФИО1 в пользу ООО «<данные изъяты> <данные изъяты>» следует взыскать неосновательное обогащение в размере фактически понесенных Обществом расходов в размере 50026 рублей 20 копеек. При этом, в силу ст. 196 ГК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ч. 1 ст. ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 7700 рублей 79 копеек (6000 рублей - требование неимущественного характера, 1700,79 рублей - -требование имущественного характера. Таким образом, с ФИО1 в пользу истца следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1700 рублей 79 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «<данные изъяты>» к ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» 50026 рублей 20 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1700 рублей 79 копеек, в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, начиная с 28 ноября 2016 года.
Председательствующий: подпись Таипов Э.Р.
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда
Пермского края и подшит в деле 2-723/2016.