91RS0012-01-2023-005594-15 № 2-439/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2024 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего ФИО7 С.О.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Керчи Республики Крым к ФИО1, ФИО2 о признании постановления органа местного самоуправления недействительным, исключении сведений из ЕГРН, истребовании имущества из чужого незаконного владения, по встречному иску ФИО1 к Администрации г. Керчи Республике Крым о признании незаконным постановления органа местного самоуправления,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: ФИО3, ФИО2, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
15.11.2023 Администрация г. Керчи Республики Крым обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2 уточнив который просила: признать недействительным постановление администрации г. Керчи Республики Крым от 09.06.2023 № 1547/2-п «О постановке в очередь и передаче бесплатно в собственность гражданину Российской Федерации ФИО1 С.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Керчь, <адрес>, кадастровый №»; исключить из ЕГРН сведения о наличии зарегистрированного права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1; истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 земельный участок кадастровый №, распложенного по адресу: <адрес>.
В обоснование искового заявления, Администрация г. Керчи Республики Крым указывала на то, что постановлением Администрации г. Керчи от 09.06.2023 ФИО1 был предоставлен вышеуказанный земельный участок как ветерану боевых действий, принимавших участие в СВО. Однако после принятия постановления истцу стало известно, что ФИО1 уже получил земельный участок как ветеран боевых действий и участник СВО, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Сакский, с/п Молочненское, уч. №, кадастровый №. Полагая, что земельный участок был предоставлен ответчику в результате ошибочных действий Администрации <адрес> и неверного толкования закона и поскольку согласно действующему законодательству предоставление земельного участка указанной категории лиц возможно однократно, обратились в суд с указанным иском.
16.05.2024 ФИО1 обратился со встречным исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, ФИО2, в котором просил признать незаконным постановление администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О постановке в очередь и передаче бесплатно в собственность гражданину Российской Федерации ФИО1 С.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Керчь, <адрес>, кадастровый №».
В обоснование встречного иска ФИО1 указывал на то, что в результате ошибочных действий истца, ему был представлен в собственность земельный участок, который был продан ФИО2, что в свою очередь привело к нарушению условий договора задатка и у ФИО1 возникли обязательства перед ФИО2 о возврате задатка в двойном размере. В связи с чем полагает, действия ответчика незаконными.
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 26.12.2023, занесенного в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (л.д. 103-104).
Определением Керченского городского суда Республики Крым, занесенного в протокол судебного заседания от 31.01.2024, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: ФИО2, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (л.д. 127).
Администрация г. Керчи Республики Крым подало в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, просили удовлетворить иск.
ФИО1 направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца, его представителя, просили удовлетворить их встречное исковое заявление.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил возможным рассмотреть дело без участия сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015 от 15.01.2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее: Закон Республики Крым № 66-ЗРК) предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют следующие категории совершеннолетних граждан Российской Федерации: ветераны боевых действий, лица, имеющие правоотношения с организацией, осуществляющей защиту интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов, направлявшиеся для обеспечения выполнения служебно-боевых задач или принимавшие участие в боевых действиях в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области (далее - специальная военная операция), которые по состоянию на 24.02.2022 были зарегистрированы по месту жительства на территории Республики Крым, а при отсутствии такой регистрации - по месту пребывания на территории Республики Крым по состоянию на 24 февраля 2022 года при условии их постоянного проживания на территории Республики Крым не менее пяти лет, предшествующих указанной дате.
В силу ч. 1 ст. 6-1 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015 лица, указанные в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, имеют право на однократное внеочередное предоставление земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым, в собственность бесплатно по одному из оснований, предусмотренных пунктами 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона.
Таким образом, приведенная норма закона не допускает возможности предоставления земельного участка, два раза по одному и тому же основанию.
Судом установлено и как следует из материалов дела, ФИО1, проходит службу в ОМОН «Грифон» ГУ Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю, с 25.03.2019 по настоящее время. Также ФИО1 принимал участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики Крым, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областях, что подтверждается ответом ГУ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> и <адрес> №дсп от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 138 т. 1).
ФИО1 является ветераном боевых действий, что следует из ответа № 400/10-12441 от 03.05.2024 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (л.д. 208 т. 1).
Также ответчик по первоначальному иску зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97).
Реализуя свое право на получение земельного участка как участника СВО, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Администрацию <адрес> Республики Крым о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка (л.д. 13-27 т. 1).
09.06.2023 Постановлением Администрации г. Керчи № 1547/2-п от 09.06.2023 «О постановке в очередь и передаче бесплатно в собственность гражданину Российской Федерации ФИО1 ФИО1 земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: Российская Федерация, <адрес>, городской округ Керчь, <адрес>, кадастровый №» ФИО1 поставлен в очередь и ему передан бесплатно в собственность земельный участок, площадью 727 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 148-149 т. 1).
Право собственности на вышеуказанный земельный участок, было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 (л.д. 29-34 т. 1).
28.08.2023 ФИО1 получил уведомление от Администрации <адрес> о возможности предоставления ему земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с/п Молочненское, участок № 110 (л.д. 6 т. 1).
22.09.2023 ФИО1 обратился с заявлением в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о предоставлении земельного участка на основании п. 11 ч. 1 ст. 4 ЗРК № 66, к заявлению приложил копию удостоверения ветерана боевых действий, справку о том, что он является участником СВО (л.д. 218-228 т. 1).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № 1/27-508дсп от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен земельный участок, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 90:11:150501:6541, расположенного по адресу: <адрес>, с/п Молочненское, участок № (л.д. 216-217 т. 1).
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ФИО1 02.10.2023 (л.д. 10-11, 78 т. 1).
В последующем земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с/п Молочненское, участок №, был продан ФИО6 – ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, переход права зарегистрирован в ЕГРН (л.д. 79-81 т. 1).
В письменных пояснениях МИЗО РК № 01-13/3472 от 15.05.2024 указывает на то, что учет граждан, которым предоставляется земельный участок, предусмотренный п. 11 ч. 1 ст. 4 ЗРК № производит орган местного самоуправления (Постановление Совета Министров Республики Крым № 1288 от 29.12.2022). Однако в результате ошибочных действий администрации и неверного толкования закона ФИО1 был направлено уведомление о возможности получения еще одного земельного участка. Поскольку действующим законодательством предусмотрено право на однократное внеочередное получение земельного участка, полагает, что оспариваемое постановление принято с нарушением охраняемых законом интересов, а именно получение двух земельных участков по одному и тому же основанию (л.д. 209-211 т. 1).
С целью реализации права на получение земельных участков отдельным категориями граждан Советом министров Республики Крым от 29.12.2022 № 1288 принято Постановление «Об утверждении порядка учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым» (далее: Постановление № 1288, Порядок).
Согласно п. 1.2 Порядка учет граждан, указанных в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 Закона, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Республики Крым, на территории которых по состоянию на 24.02.2022 были зарегистрированы по месту жительства граждане, указанные в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона, а при отсутствии такой регистрации - по месту пребывания по состоянию на 24.02.2022 (далее - уполномоченные органы местного самоуправления).
Прием и рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участника СВО осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (п. 2.1).
Согласно п. 3.1. Постановления № 1288 учет граждан, указанных в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 Закона, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность бесплатно, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления путем формирования списка указанных лиц (далее - список) посредством АИС на основании регистрации заявлений указанных лиц.
Доступ к списку имеет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым и Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в объеме, необходимом для осуществления возложенных на них функций и задач.
В АИС формируется единый список граждан, указанных в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 Закона, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность бесплатно, по всем муниципальным образованиям в Республике Крым в зависимости от даты и времени подачи заявления (п. 3.2).
Пунктом 3.5. Постановления предусмотрено, что уполномоченный орган местного самоуправления в случае отсутствия оснований для отказа в приеме заявления или для возврата заявления, указанных в пункте 2.10 раздела 2 настоящего Порядка, вносит сведения о гражданине, указанном в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона, в список в день приема (поступления) заявления.
Уполномоченный орган местного самоуправления после внесения сведений о заявителе в АИС с целью подтверждения соответствия гражданина, указанного в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона, требованиям, указанным в части 2 статьи 6-1 Закона, в порядке межведомственного информационного взаимодействия направляет запросы в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в целях получения информации: о наличии у гражданина, указанного в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона, земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности; об отчуждении гражданином, указанным в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона, земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности; уполномоченный орган местного самоуправления по месту регистрации и (или) по месту проживания гражданина, указанного в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона, в целях получения информации: о принятии в отношении гражданина, указанного в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона, решения о предоставлении ему в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 4 Закона, за выполнение задач или участие в боевых действиях в ходе проведения специальной военной операции; о нахождении гражданина, указанного в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона, в очереди на предоставление земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 4 Закона, за выполнение задач или участие в боевых действиях в ходе проведения специальной военной операции.
Уполномоченный орган местного самоуправления вносит в АИС сведения об исключении заявителя (заявителей) из списка в следующих случаях наличие у гражданина, указанного в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона, земельного участка, предоставленного ему по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 4 Закона, за выполнение задач или участие в боевых действиях в ходе специальной военной операции (п. 3.14. Порядка).
В соответствии с п. 3.16. уполномоченный орган местного самоуправления по месту постановки гражданина на учет несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за постановку на учет граждан, указанных в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 Закона, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность бесплатно, и внесение сведений о них в АИС.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 10 рабочих дней после утверждения соответствующего перечня земельных участков или внесения в утвержденный перечень изменений сообщает уполномоченному органу местного самоуправления по месту постановки гражданина на учет о возможности предоставления гражданину определенного земельного участка (с указанием кадастрового номера, месторасположения, площади и вида разрешенного использования земельного участка) с целью информирования указанного гражданина о необходимости подачи заявления о предоставлении земельного участка (п. 5.8. Порядка).
Согласно п. 5.9. Постановления № 1288 уполномоченный орган местного самоуправления по месту постановки гражданина на учет в течение 10 рабочих дней со дня получения от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым информации, указанной в пункте 5.8, подпункте 2 пункта 5.23, подпункте 1 пункта 5.26 настоящего Порядка, уведомляет гражданина о возможности предоставления земельного участка (с указанием кадастрового номера, месторасположения, площади и вида разрешенного использования земельного участка) и необходимости подачи в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 90 календарных дней со дня получения указанного уведомления заявления о предоставлении такого земельного участка, а также последствия отказа гражданина от реализации права на предоставление земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым, в собственность бесплатно.
Пункт 5.13. Порядка (в ред. от 15.03.2023 на дату выдачи земельных участков ответчику) перед принятием решения о предоставлении гражданину (гражданам) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым, в собственность бесплатно Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым не проводится проверка принадлежности указанного гражданина (граждан) к отдельной категории граждан, указанной в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 Закона, и документов, послуживших основанием для учета указанного гражданина (граждан) в списке в АИС.
В случае если в отношении гражданина, указанного в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 Закона, учтенного в соответствии с настоящим Порядком, принималось решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок, находящийся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и указанный гражданин желает получить указанный земельный участок, право на который не оформлено в порядке завершения оформления прав, уполномоченный орган местного самоуправления по месту постановки гражданина на учет в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об учете указанного гражданина в списке в АИС информирует Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (в случае если испрашиваемый земельный участок находится в собственности Республики Крым) или уполномоченный орган местного самоуправления по месту расположения испрашиваемого земельного участка (в случае если испрашиваемый земельный участок находится в муниципальной собственности) путем направления соответствующего письма почтовым отправлением или посредством системы межведомственного электронного документооборота с приложением заявления гражданина и копии решения, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок (п. 5.20 Порядка).
В силу п. 5.29. Порядка в случае выявления недостоверных сведений, послуживших основанием для предоставления гражданину земельного участка, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым принимает меры по возврату земельного участка в собственность Республики Крым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенных норм следует, что учет граждан, а также внесения в отношении них достоверных сведений, соответствующих изменений, исключение лиц, указанных в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 Закона № 66-ЗРК, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления, как и запросы в регистрирующие органы, в т.ч. и о наличии в собственности земельных участков, также ответственным за ведение данного учета, является орган местного самоуправления, МИЗО РК, при этом, не осуществляет проверку достоверности внесенных данных в АИС. При наличии сведений об изменений данных о лице, которое состоит на учете, орган местного самоуправления уведомляет МИЗО РК.
Согласно материалам дела, оспариваемым постановлением земельный участок из муниципальной собственности был предоставлен ФИО1 09.06.2023, по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 4 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015, поскольку ответчик соответствует всем условиям, предусмотренным законодательством, для предоставления такого земельного участка как участнику СВО.
Последующие предоставление земельного участка из собственности Республики Крым, которое было осуществлено МИЗО РК - 22.09.2023, также по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 4 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015, было произведено на оснований данных, которые внесены в АИС органами местного самоуправления, которые содержали недостоверные сведения в отношении ФИО1, что привело к тому, что ответчику было предоставлено два земельных участка по одному и тому же основанию.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что первоначальное предоставление земельного участка ФИО1 в июне 2023 года, является правомерным и оснований для признания оспариваемого постановления недействительным и незаконным у суда не имеется.
Вопросы по возврату земельного участка, который был выдан в последующим из собственности Республики Крым на основании недостоверных сведений внесенных органом местного самоуправления относится к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
На основании изложенного, следует, что в удовлетворении иска Администрации г. Керчи Республики Крым, а также встречного искового заявления ФИО1 следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г. Керчи Республики Крым к ФИО1, ФИО2 о признании постановления органа местного самоуправления недействительным, исключении сведений из ЕГРН, истребовании имущества из чужого незаконного владения, встречные исковые требования ФИО1 к Администрации г. Керчи Республике Крым о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 1 июля 2024 года.