Дело № 2-1268/2024
УИД 42RS0016-01-2024-001395-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Мартыновой Н.В., при секретаре судебного заседания Звягинцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 13 августа 2024 года гражданское дело по иску Сорокиной Натальи Геннадьевны к Спирину Евгению Юрьевичу о понуждении к действию, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истица Сорокина Н.Г. обратилась в суд с иском к ответчику Спирину Е.Ю., в котором просит обязать последнего в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения и перезахоронить прах ФИО2 в первоначальное место захоронения и компенсировать моральный вред в сумме № руб. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер её отец ФИО2, захоронением праха которого на кладбище <адрес> занималась она, ей была выдана урна с прахом отца. Урна с прахом была захоронена в могиле ФИО1 – мамы умершего. ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что урна с прахом ФИО2 была перезахоронена в неизвестном месте ответчиком Спириным Е.Ю., которому она никаких разрешений на перезахоронение не давала. В добровольном порядке возвратить урну с прахом на первоначальное место захоронения ответчик отказывается. Действия ответчика она расценивает как глумление над памятью умершего, проявление неуважения к близким родственником, издевательством над прахом, в связи с чем она испытывает глубочайшие нравственные страдания.
В судебном заседании истица Сорокина Н.Г., представитель истца – адвокат Гильмутдинов А.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили требования удовлетворить поскольку действия ответчика не отвечают требованиям законодательства, регламентирующего деятельность, связанную с похоронным делом.
Ответчик Спирин Е.Ю. исковые требования не признал, пояснил, что действительно без согласования с согласования с дочерями умерших супругов ФИО11 перезахоронил урну с прахом своего деда в могиле, в которой покоится урна с прахом его супруги, а его бабушки ФИО3 Это была воля ФИО3, которая пожелал быть похороненной в одной могиле со своим мужем. Он выполнил воля бабушки. В силу сложившихся неприязненных отношений с матерью и теткой – истицей по делу Сорокиной Н.Г. он их об этом в известность не поставил, но и скрывать в последующем место захоронения деда он также не намеревался, на могиле проводятся работы по благоустройству месту захоронения, изготовлен памятник, установка которого приостановлена на время рассмотрения дела судом.
Представитель третьего лица – начальник Загорского территориального управления Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса Лимонова О.В. показала в судебном заседании, что территории Бунгурского кладбища не охраняется, в дневное время на территории кладбища находится рабочий, который следит за порядком, занимается уборкой территории, принимает заявления от родственников на захоронение. Также размещены объявления о необходимости обращения в Управление для надлежащего оформления документов на захоронение. На дату рассмотрения дела судом заявлений от родственников умерших ФИО11 в Управление не поступало, документы не выдавались.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему:
ДД.ММ.ГГГГ5 года в <адрес> умер ФИО2, который по день смерти состоял в зарегистрированном браке с ФИО3, которая умерла в г. Новокузнецке ДД.ММ.ГГГГ. Изложенное подтверждается представленными свидетельствами о записи акта гражданского состояния.
ФИО2 и ФИО3 захоронены на общественном кладбище, расположенном в границах с. Бунгур Загорского территориального управления Новокузнецкого муниципального округа <адрес>-Кузбасса.
Ответчиком в судебном заседании не отрицался тот факт, что урна с прахом ФИО2 была изъята из захоронения ФИО1 и перезахоронена.
Вопросы, связанные с организацией похорон и захоронением в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 12.02.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.02.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее – прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 5 Федеральным законом от 12.02.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти – пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям, рядом с теми или иными ранее умершими.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 7 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 18 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.2.4 Межгосударственного стандарта. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения, удостоверение о захоронении - это документ, содержащий сведения о захоронении и лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающий его право дальнейшего использования места захоронения.
Примечание - под правом дальнейшего использования места захоронения подразумевается принятие решений о последующих погребениях, перезахоронениях, установке намогильных сооружений и т.д.
Пункт 2.10.4 захоронение праха умерших или погибших: процесс помещения урн с прахом в могилы и колумбарные ниши или развеивания праха на специально отведенных участках.
Пунктом 2.10.9 признано, что эксгумация - это извлечение тела, останков умершего или погибшего из места захоронения для судебно-медицинской или криминалистической экспертизы, или для перезахоронения.
Пунктом 2.11.2 установлено место захоронения - это часть пространства объекта похоронного назначения (кладбища, колумбария и т.п.), предназначенная для захоронения останков или праха умерших или погибших.
Пункт 2.11.3 могила: место, находящееся на участке для погребения в земле, склепе, ином ритуальном сооружении, кроме колумбария, и предназначенное для захоронения останков умершего или погибшего в гробу или без него, или урн с прахом.
Пункт ДД.ММ.ГГГГ лицо, ответственное за место захоронения - это лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним.
С учетом приведенных требований действующего законодательства, суд считает установленным, что истица Сорокина Н.Г. не являлась лицом, ответственным за захоронение умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, поскольку у нее отсутствовало удостоверение о захоронении и разрешение муниципального органа на захоронение праха отца в существующую могилу. И в настоящее время у нее отсутствует такое удостоверение.
В судебном заседании ответчиком Спириным Е.Ю. суду представлено удостоверение о захоронении №, выданное Загорским территориальным управлением, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ он является ответственным за захоронение на кладбище <адрес> ФИО3 и ФИО2.
Перезахоронение (эксгумация для целей перезахоронения) возможно только в установленном законом порядке. Обязанность перезахоронения в силу одного лишь волеизъявления заинтересованных лиц законом не предусмотрена, основания для понуждения Спирина Е.Ю. к изъятию урны с прахом умершего у суда отсутствует, в связи с чем, в данной части исковые требования Сорокиной Н.Г. удовлетворению не подлежат.
Стороной истца не представлено доказательств того, что Сорокиной Н,Г. был предоставлен участок земли для создания семейного захоронения матери, сына и дочери ФИО1, договор на семейное захоронение не заключался, участок земли, на котором захоронены мать и сестра ФИО2 в собственность или на ином законном основании истцу не предоставлялся, в связи с чем, ФИО8 не вправе оспаривать законность захоронения отца вместе с его супругой или требовать перезахоронения.
Кроме того, исходя из общего понимания норм действующего законодательства, существующих традиций и сложившихся обычаев на захоронение в одной могиле либо рядом имеют право супруги. Установлено, что супруги ФИО11 по день смерти ФИО2 состояли в зарегистрированном браке и проживали совместно, вырастили двух дочерей, а также воспитали внука Спирина Е.Ю. – ответчика по делу. Умершая ФИО3 выражала пожелание быть погребенной вместе с супругом. Таким образом, суд находит то обстоятельство, что в настоящее время прах супругов ФИО11 покоится в одной захоронении, соответствует как общепринятым традициям, так и волеизъявлению ФИО3 Представленные ответчиком фотографии свидетельствуют о том, что место захоронения облагорожено, изготовлен единый памятник с изображением и датами жизни супругов ФИО11 и свидетельствует об уважении и почтении ответчика к памяти своих родных.
При этом суд считает необходимым отметить, что каких-либо нарушений личных неимущественных прав истца Сорокиной Н.Г. не имеется, поскольку захоронение ФИО2 и ФИО3 произведено на том же кладбище <адрес>, исходя из принципа достойного отношения к умершим, отсутствуют какие-либо препятствия для посещения могилы ФИО2, почитанию его памяти, сведения о захоронении имеются в Загорском территориальном управлении.
Таким образом, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда, основания для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют.
В связи с тем, что требования о взыскании судебных издержек ставится в зависимость от удовлетворения судом исковых требований, а суд не нашел оснований для удовлетворения иска Сорокиной Н.Г., то и в удовлетворении требований о взыскании расходов по оплате услуг представителя, также надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Сорокиной Наталье Геннадьевне в иске к Спирину Евгению Юрьевичу о понуждении устранить нарушения в виде перезахоронения права ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ в первоначальное место захоронения в 10-дневный срок, взыскании компенсации морального вреда, судебных издержек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме через Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка.
Решение суда в окончательной форме изготовлено судом 20 августа 2024 года.
Председательствующий: Н.В.Мартынова