Дело № 2-632/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2018 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Шустовой И.Н.,
при секретаре Мажидовой Д.С.,
с участием представителя истца Евсеевой В.В. – Никифоровой И.М, действующей на основании доверенности от 20.12.2017 года, представителя ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова – Максимчевой А.Ю., действующей на основании доверенности от 15.02.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евсеевой Валентины Владимировны к Государственному учреждению - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
истец Евсеева В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее по тексту - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, ответчик) указав, что решением комиссии по пенсионным вопросам ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по тем основаниям, что ею не была предоставлена выписка на её ребенка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом с детства. Евсеева В.В. является матерью ФИО3, который признан ребенком-инвалидом с диагнозом <данные изъяты>. В ноябре 1993 года ФИО3 был направлен в Орловский детский дом-интернат для умственно отсталых детей.ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер в возрасте 8 лет. Истец полагает, что отказ ответчика назначить её досрочную страховую пенсию по старости является неправомерным.
Считая свои прав нарушенными, истец просит решение УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № от 24.10.2017 года признать незаконным и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23.05.2017 года.
Истец Евсеева В.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель истца Евсеевой В.В. по доверенности Никифорова И.М. в судебном заседании поддержала требования по изложенным в иске основаниям, указав, что поскольку ребенок-инвалид достиг возраста 8 лет, истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Представитель ответчика УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова по доверенности Максимчева А.Ю. исковые требования не признала и дала пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях на иск, указав, что одним из обязательных условий назначения трудовой пенсии по указанному истцом основанию является достижение ренебком-инвалидом с детства возраста 8 лет. Вместе с тем, истцом не были предоставлены документы, подтверждающие наличие у её сына ФИО3 статуса ребенка-инвалида.
При таких обстоятельствах, поскольку извещение сторон произведено судом в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч. 2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.
В силу ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01 января 2015 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Аналогичные положения содержались в пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.
Данная норма права, устанавливающая право одного из родителей ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.11.2009 N 1365-О-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал, что положения указанной нормы, устанавливающие право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком-инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным оспариваемым законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж (пять лет). При этом необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Для назначения досрочной трудовой пенсии одному из родителей возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (например, после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеют.
Для назначения указанной пенсии следует представить документы в соответствии с п. п. 6, 7, 12 Перечня документов необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958Н. Так, в соответствии с п. 12 указанного Перечня для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренных п. п. 6, 7 Перечня, необходимы документы о рождении ребенка (детей); о том, что гражданин является родителем ребенка (детей); документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом; документы, подтверждающие, что другой родитель не является получателем страховой пенсии по старости, установленной за этого же ребенка, признававшегося инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, истец ФИО8 является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении III-РУ №.
Согласно свидетельства о расторжении брака I№ ФИО9 присвоена фамилия Евсеева В.В.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер в возрасте 8 лет, что подтверждается свидетельством о смерти I-РУ №.
23.05.2017 года Евсеева В.В. обратилась в УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа № от 24.10.2017 года истице отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием предусмотренного законом условия - воспитание ребенка-инвалида с детства до возраста 8 лет, поскольку истицей не подтвержден статус ребенка-инвалида.
Документом, подтверждающим, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, является (являлся) инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Приказом Минздрава РСФСР от 04.07.1991 N 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» (действовавшим до 12.05.2000 года) предусмотрены форма медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет и корешок медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.
Вопрос об установлении инвалидности рассматривается после проведения диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Медицинское заключение по установленной форме оформляется детскими городскими поликлиниками и больницами, городскими, центральными районными и районными больницами и поликлиниками, поликлиниками на водном и железнодорожном транспорте, специализированными диспансерами (отделениями, кабинетами) и другими лечебно - профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, на основании коллегиального решения специалистов в соответствии с "Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом".
Медицинское заключение оформляется за подписью главного врача лечебно - профилактического учреждения или заместителя главного врача по медицинской части и лечащего врача соответствующего профиля, представившего ребенка на инвалидность, заверяется круглой печатью и в 3-дневный срок направляется в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или опекуна ребенка. На руки родителям (опекуну) выдается справка, подтверждающая, что медицинское заключение на их ребенка - инвалида направлено в отдел соцобеспечения.
Для назначения пенсии по старости женщинам, достигшим возраста 50 лет, по п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходима совокупность двух условий: воспитание ребенка-инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет и наличие страхового стажа не менее 15 лет.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют документы установленной формы, подтверждающие, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся инвалидом.
Отсутствие сведений об оформлении инвалидности ФИО3 подтверждается так же справкой <данные изъяты> от 02.02.2018 года, справкой <данные изъяты> от 05.02.2018 года, справкой Министерства социального развития Саратовской области от 19.01.2018 года.
Кроме того, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет.
Воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее - Закон об образовании).
Согласно ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Отсюда позволителен вывод о довольно сложном содержании ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, имеющей не во всем совпадающие термины. Но основная идея в данном случае выражена четко. К основополагающей, ключевой ее позиции относится воспитание ребенка, но не вообще, а именно в семье.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривается истцом ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 передан ФИО10 (Евсеевой) В.В. на пребывание в Орловский детский дом-интернат для <данные изъяты> на основании путевки № от 15.11.1993 года и заявления от 10.11.1993 года.
Таким образом, в период с 25.11.1993 года по 07.06.1998 года воспитанием ФИО3 занимался Орловский детский дом-интернат для <данные изъяты>, а не истец Евсеева В.В.
Непосредственное воспитание ребенка истец осуществляла до достижения им трех летнего возраста, а не до 8 лет.
Доводы Евсеевой В.В. о том, что она навещала сына в доме-интернате и осуществила его захоронение, не могут служить доказательством осуществления воспитания несовершеннолетнего в период его жизни.
Таким образом, нарушений прав истца со стороны ответчика судом не установлено, следовательно, требования истца о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 11 ░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░