УИД: 68RS0007-01-2024-000352-10
Дело №2-240/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2024 г. г. Жердевка
Жердевский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Плыкиной А.В.,
при секретаре Никитиной А.В.,
с участием прокурора Жердевского района Тамбовской области Яковлева И.И.,
представителя ответчика ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» по доверенности Жегульского Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Жердевского района Тамбовской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Жердевская центральная районная больница» о возложении обязанности оборудовать Лихаревский фельдшерско-акушерский пункт системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Жердевского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Жердевская центральная районная больница» (далее по тексту – ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ») о возложении обязанности оборудовать Лихаревский фельдшерско-акушерский пункт системой видеонаблюдения указав, что прокуратурой Жердевского района проведены надзорные мероприятия соблюдения федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ».
В соответствие с пп. «б, н» п. 16 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территории) независимо от присвоенной им категории, осуществляются следующие мероприятия:
-оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;
- своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации.
Однако, в нарушение указанных требований в Лихаревском фельдшерско-акушерском пункте по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, д. Лихаревка, ул. 2 Садовая, д. 27А, отсутствует система видеонаблюдения.
В судебном заседании прокурор Жердевского района Тамбовской области Яковлев И.И. на удовлетворении исковых требований настаивает, пояснив вышеизложенное.
В судебном заседании представитель ответчика ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» по доверенности Жегульский Е.А. не против удовлетворения исковых требований, однако считает решение суда не исполнимым, поскольку необходимо определиться с источником финансирования и конкретизировать техническую часть исполнения данных требований.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области по доверенности Краснослободцев И.О. не явился, извещен надлежащим образом, представив в суд возражения на исковое заявление, суть которых сводится к следующему: в случае удовлетворения требований прокурора о защите нарушенного права, решение суда должно быть исполнимо, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено. Средства обязательного медицинского страхования не покрывают полный объем расходов медицинских организаций. Включение наименований статей расходов медицинских организаций в структуру тарифа по ОМС не освобождает органы государственной власти области от обязанности по финансовому обеспечению за счет средств бюджета Тамбовской области указанных расходов Учреждения в объеме разницы между страховым обеспечением по ОМС и фактическими расходами Учреждения, превышающими указанное страховое обеспечение по этим видам расходов. По мнению представителя ТФОМС Тамбовской области, надлежащим способом защиты прав граждан в данном деле является разрешение вопроса об источниках финансового обеспечения оплаты расходов на охранные услуги учреждения и возложение обязанности на соответствующий орган власти. При этом обеспечение антитеррористической защищенности больницы путем установки и монтажа системы видеонаблюдения возможно лишь посредством заключения договора подряда. Заключение такого договора финансового обеспечения неизбежно приведет к возникновению просроченной кредитной задолженности Больницы перед исполнителем услуг, что также будет являться правонарушением.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Тамбовской области не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области не явился, извещены о дате и времени рассмотрения надлежащим образом. Представили отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что данный фельдшерско-акушерский пункт закреплен на праве оперативного управления за ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ», Просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
На основании ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу п.п."д" п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. (далее Концепция), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Исходя из требований п.13 вышеуказанной Концепции, основным направлением осуществления деятельности по предупреждению терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее Требования).
Согласно п.п. «б, н» п. 16 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территории) независимо от присвоенной им категории, осуществляются следующие мероприятия:
-оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;
- своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации.
Из содержания вышеуказанных требований следует, что в Лихаревском фельдшерско-акушерском пункте по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, д. Лихаревка, ул. 2 Садовая, д. 27А, отсутствует система видеонаблюдения.
В соответствии с п. 40 Концепции, финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Согласно п. 42 Концепции, расходы на финансирование мероприятий в области противодействию терроризму определяется каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств, своих бюджетов.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В судебном заседании было установлено, что согласно Уставу ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» создано как лечебно-профилактическое учреждение постановлением администрации Жердевского района Тамбовской области №51 от 24.01.2001 и принято в государственную собственность области в соответствии с постановлением администрации области от 28.12.2011 № 1921. Учредителем ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» и собственником его имущества является Тамбовская область; функции и полномочия учредителя осуществляет управление здравоохранения Тамбовской области. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Тамбовской области, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим полным наименованием, соответственно может от своего имени осуществлять и приобретать имущественные и личные неимущественные права, самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.
Согласно п.3. 2 Устава, источниками формирования имущества и финансового обеспечения деятельности учреждения являются: имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделяемых учредителем на приобретение такого имущества, а также за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности; субсидии из бюджета Тамбовской области на выполнение государственного задания; средства обязательного медицинского страхования; субсидии из бюджета Тамбовской области на иные цели; доходы, полученные от оказания платных услуг и иной приносящей доходы деятельности; доходы, поступающие от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждением; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
22.03.2024 прокуратурой Жердевского района Тамбовской области в адрес ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» выносилось представление об устранении нарушений законодательства.
ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих, а именно: изучено действующее законодательство в сфере антитеррористической защищенности объектов здравоохранения. В течение 2024 года планируется осуществить разработку проектно-сметной документации в целях определения необходимого количества финансирования мероприятий по приведению объекта в соответствие с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 18.
При этом в силу п.п. «б, н» п. 16 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территории) независимо от присвоенной им категории, осуществляются следующие мероприятия:
-оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;
- своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации.
В Лихаревском фельдшерско-акушерском пункте по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, д. Лихаревка, ул. 2 Садовая, д. 27А, отсутствует система видеонаблюдения.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора о возложении обязанности оборудовать Лихаревский фельдшерско-акушерский пункт системой видеонаблюдения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности находящихся в нем граждан и несовершеннолетних лиц, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие должного финансирования мероприятий по охране учреждения здравоохранения не может освобождать ответчика от выполнения данной функции, так как исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности объекта здравоохранения является обязанностью учреждения, а непринятие данных мер влечет нарушение прав граждан, в том числе и несовершеннолетних лиц.
В соответствие со ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок для устранения нарушения с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Жердевская центральная районная больница» оборудовать Лихаревский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, д. Лихаревка, ул. 2 Садовая, д. 27А, системой видеонаблюдения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения уведомить суд незамедлительно.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Жердевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Плыкина
Решение в окончательной форме принято судом 18.07.2024.
Председательствующий А.В. Плыкина