Решение по делу № 2-476/2018 от 01.08.2018

Дело № 2-476/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре Кривобоковой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 11 октября 2018 года гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах Шаронова Леонида Геннадьевича к Администрации муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» об обязании включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента первоначального обращения,

установил:

Прокурор обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» об обязании включить Шаронова Л.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента первоначального обращения- 24 апреля 2017 года, мотивируя тем, что Шаронов Л.Г. право на обеспечение жилым помещением не реализовал.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Администрация сельского поселения «Тракт».

Представитель прокурора Яшник Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Истец – Шаронов Л.Г. надлежащим образом уведомлённый о времени и месте, в судебное заседание не явился.

Представитель Администрации муниципального района «Княжпогостский», надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Третье лицо - Администрация сельского поселения «Тракт» не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, при имеющихся в деле доказательствах.

Суд, выслушав сторону истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа установлен Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной в действие с 01 января 2013 года.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пункт 9 настоящей статьи предусматривает право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В Республике Коми с 01 января 2013 года государственными полномочиями по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (Закон Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ, утративший силу с 01 января 2016г., и действующий Закон Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ).

24 апреля 2017 года Шаронов Л.Г. обратился в Администрацию муниципального района «Княжпогостский» с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.

Постановлениями Администрации муниципального района «Княжпогостский» от 31 мая 2017 года № 212 и № 214 установлено отсутствие возможности установить факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, находящегося по адресу: адрес 2 так как квартира принадлежит иному лицу, который её в 1994 году, и Шаронову Л.Г. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, по причине того, что предоставлены документы и сведения, не подтверждающие право гражданина на включение в список, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан».

Прокурор и Шаронов Л.Г. не согласны с принятым решением Администрации муниципального района «Княжпогостский» об отказе Шаронову Л.Г. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку Шаронов Л.Г., имевший статус лица, оставшегося без попечения родителей в 1995 году, не реализовал свое право на внеочередное получение жилого помещения по возвращению из государственного детского учреждения на основании пункта 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, которое за ним было закреплено постановлением главы администрации Трактовского сельсовета от 09.02.1999 № 6. В предоставленном в 2000 году жилом помещении, находящемся по адрес: адрес 2 не проживал, так как находился в детском дома с 11 марта 1997 года по 25 марта 2002 года, затем в связи с осуждением находился в местах лишения свободы, откуда освободился 04 февраля 2004 и прибыл в детский дом, где проживал до поступления в училище 01 сентября 2004 года. В училище обучался до осуждения к лишению свободы - 27 октября 2004 года. Освободился из мест лишения свободы 23 октября 2008 года. В 2005 году Шаронов Л.Г. был снят с регистрационного учета в предоставленном жилом помещении, квартира предоставлена иному лицу.

Судом установлено, что решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 21 ноября 1995 года ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении Шаронова Л.Г., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения. Родители истца умерли, ФИО5 умер 24 марта 1997 года, ФИО4 - 07 января 2000 года.

Шаронов Л.Г. в период с 11 марта 1997 года по 25 марта 2012 года и в период с февраля 2004 года и до поступления 01 сентября 2004 года в <данные изъяты> находился на воспитании в <данные изъяты>.

В период с 25 марта 2002 года по 03 февраля 2004 года несовершеннолетний Шаронов Л.Г. находился в местах лишения свободы. После освобождения он прибыл в <данные изъяты>, поскольку не достиг совершеннолетнего возраста, и находился там до поступления на учебу в училище, о чем в судебном заседании показала свидетель ФИО6

В период с 01 сентября 2004 года по 27 октября 2004 года несовершеннолетний Шаронов Л.Г. обучался в <данные изъяты>, из учебного заведения отчислен на основании приговора Княжпогостского районного суда Республики Коми от 27 октября 2004 года, которым он был осужден к 4 годам лишения свободы, освободился из мест лишения свободы- 24 октября 2008 года.

В последующем Шаронов Л.Г. вновь был осужден к лишению свободы и находился в местах лишения свободы с 14 сентября 2009 года по 12 апреля 2011 года и с 18 мая 2012 года по 17 апреля 2017 года (<данные изъяты>).

После лишения родителей ФИО10 родительских прав, постановлением главы администрации п. Тракт от 26.11.1996 № 41 за Шароновым Л.Г. сохранена квартира общей площадью 20 кв.м., находящаяся по адресу: адрес 1

Шаронов Л.Г. при рассмотрении дела пояснил, что в п. Тракт, в том числе по указанному адресу он никогда не проживал, а проживал с родителями в п. Лемью Княжпогостского района. Согласно имеющейся в материалах дела информации администрации Трактовского сельсовета от 28.11.2001 года семья Шаронова проживала в п. Лемью, жилья в п. Тракт не имела. В решении Княжпогостского районного народного суда Республики Коми от 21 ноября 1995 года указано о том, что родители Шаронова Л.Г. не имели жилья для постоянного проживания. Шаронов Л.Г. регистрацию по указанному адресу не имел, о чем указано в имеющейся в материалах дела информации администрации сельского поселения «Тракт» от 19.05.2017.

По состоянию на 16 сентября 2015 года межведомственной комиссии администрации сельского поселения «Тракт» установлен факт отсутствия данного жилого помещения по указанному адресу и в реестре муниципальной собственности (акт и заключение межведомственной комиссии администрации сельского поселения «Тракт» от 16.09.2015).

Доказательства того, на каком основании за Шароновым Л.Г. было закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: адрес 1, суду не представлены, судом не добыты.

Постановлением главы администрации Трактовского сельсовета от 09.02.1999 № 6 Шаронов Л.Г. поставлен на учет для получения вне очереди жилого помещения по возвращению из государственного детского учреждения, на основании пункта 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР.

Постановлением главы администрации Трактовского сельсовета муниципального образования «Княжпогостский район» от 11.02.2000 № 8 с учетом постановления от 11.01.2018 № 1 (об исправлении описки в номере квартиры с «<адрес>» на «<адрес>») Шаронову Л.Г. и ФИО7 предоставлена однокомнатная квартира адрес 2 В данном жилом помещении Шаронов Л.Г., был зарегистрирован 01 апреля 2004 года, а снят с учета 25 марта 2005 года, что подтверждается поквартирной карточкой. Данная квартира Шаронову Л.Г. была предоставлена, когда он проживал в детском доме и не достиг совершеннолетнего возраста, а снят с регистрационного учета в период его нахождения в местах лишения свободы и до достижения совершеннолетнего возраста (27 июня 2005 года). На основании постановления администрации сельского поселения «Тракт» от 14.12.2012 № 87 данная квартира предоставлена по договору социального найма ФИО8, который был зарегистрирован в жилом помещении 18 декабря 2012 года. В паспорте гражданина РФ Шаронова Л.Г. отсутствует отметка о снятии с учета в жилом помещении.

При рассмотрении дела Шаронов Л.Г. пояснил, что в предоставленном ему жилом помещении проживают иные лица.

На момент включения (09 февраля 1999 года) администрацией Трактовского сельсовета Шаронова Л.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по возвращению из государственного детского учреждения действовал Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункт 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 24.06.1983 и действовавший до 01 марта 2005 года.

Согласно части 1 статьи 8 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 08.02.98 № 17-ФЗ и действовавшей до 01.02.2012) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу части 3 настоящей статьи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.Пункт 2 статьи 37 Жилищного кодекса РФ, утративший силу с 01 марта 2005 года, предусматривал внеочередное предоставление жилого помещения гражданам детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали (в редакции Федерального закона от 28.03.1998 № 45-ФЗ). При этом, граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, в соответствии со статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР включались в отдельные списки.

Таким образом, на момент постановки Шаронова Л.Г. на учет как имеющего право на внеочередное предоставление жилья обязательным условием предоставления вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являлся факт отсутствия закрепленного за ними жилого помещения.

Учитывая установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что Шаронов Л.Г. был постановлен на учет для получения вне очереди жилого помещения по окончании пребывания в государственном детском учреждении в связи с отсутствием жилого помещения.

В период с 01 марта 2005 года до 01 января 2013 года действовал пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В связи с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма законодатель предусмотрел предоставление указанной категории лиц благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда.

В части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Учитывая фактические обстоятельства дела и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что постановлением главы администрации Трактовского сельсовета от 09.02.1999 № 6 на законных основаниях (пункт 2 статьи 37 ЖК РСФСР) было признано за Шароновым Л.Г. право на внеочередное получение жилого помещения по окончании пребывания в государственном детском учреждении, в связи с отсутствием у него жилого помещения для постоянного проживания, куда бы он мог вернуться из образовательного учреждения и по достижении совершеннолетнего возраста (27 июня 2005 года). По достижению совершеннолетнего возраста (26 июня 2005 года) и освобождению из исправительного учреждения Шаронов Л.Г. не был обеспечен жилым помещением. При этом суд не принимает во внимание тот факт, что Шаронову Л.Г. в период его нахождения на полном государственном обеспечении в <данные изъяты> и профессиональном училище <данные изъяты> было представлено жилое помещение, находящееся по адресу: адрес 2, поскольку истец был снять с регистрационного учета в данном жилом помещении до достижения им совершеннолетнего возраста, а жилое помещение в последующем предоставлено для проживания иному лицу. Согласно данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, Княжпогостского производственного участка Сыктывкарского отделения Филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми в собственности Шаронова Л.Г. объектов недвижимости на территории Российской Федерации не имеется.

Таким образом, Шароновым Л.Г. не было реализовано право на внеочередное получение жилого помещения.

До января 2007 года в соответствии со статьей 6 Закона Республики Коми от 25.12.1998 № 53-РЗ «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми» (утратившего силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Закона Республики Коми от 08.11.2007 № 96-РЗ) полномочия по постановке на регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относились органам опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства в силу статьи 4 настоящего Закона являлись органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Республики Коми.

В Республике Коми принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми осуществлялось в порядке, установленном Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190. Согласно которым принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы - совместным решением администрации и выборного органа (пункт 18). Вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 статья 37 Жилищного кодекса РСФСР.

Таким образом, до 01 января 2007 года учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, и предоставление жилого помещения осуществлялись органами местного самоуправления по месту жительства указанной категории лиц.

В рассматриваемом случае- это администрация Трактовского сельсовета.

В период с 01 января 2007 года до 01 января 2011 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались жилым помещениями на основании пункта 9 статьи 1 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма». В силу статьи 4 настоящего Закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется, в том числе, граждан из числа категорий, указанных в пунктах 5 - 9 статьи 1 настоящего Закона, - органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми.

В статье 11 настоящего Закона указано, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года с целью последующего предоставления им жилого помещения по договорам социального найма, сохраняют право состоять на указанном учете исходя из даты постановки на учет до 1 марта 2005 года.

На основании постановления Правительства Республики Коми от 18 января 2007 года № 3 государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляло Министерство образования и высшей школы Республики Коми.

В период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляло Агентство Республики Коми по социальному развитию (постановления Правительства Республики Коми от 09.10.2006 № 252 и от 08.02.2011 № 10).

Администрация муниципального района «Княжпогостский», отказывая во включении Шаронова Л.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, не приняла во внимание, что постановлением главы администрации Трактовского сельсовета от 09.02.1999 № 6 Шаронов Л.Г. поставлен на учет для получения вне очереди жилого помещения по возвращению из государственного детского учреждения, право получения вне очереди жилого помещения истец не воспользовался в виду нахождения на полном государственном обеспечении в детском доме и училище, а также нахождения в местах лишения свободы, жилого помещения для проживания не имеет, в связи с чем право на обеспечение жилым помещением за ним сохранилось.

Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений статей 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Согласно статье 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. В соответствии с частью 3 статьи 155.1 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из содержания приведенных положений нормативных правовых актов применительно к спорным отношениям следует, что в период нахождения Шаронова Л.Г. под опекой и попечительством, уполномоченные органы, должны были осуществить специальный учет истца как лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения после пребывания в государственных детских учреждениях, в которых он находился на воспитании после лишения его родителей родительских прав. Указанная обязанность носит публичный характер, является условием реализации права на жилище данной категории граждан. Неисполнение такой обязанности не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего реализации права гражданина на получение жилого помещения. В этой связи суд считает, что поскольку Шаронов Л.Г. остался без попечения родителей и жилого помещения, находился под опекой и попечительством государства, то на основании пункта 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством.

В силу пункта 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности принятого администрацией муниципального района «Княжпогостский» решения об отказе Шаронову Л.Г. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку данным решением нарушено право истца на получение жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения, поэтому иск прокурора о включении Шаронова Л.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента первоначального обращения, то есть с 24 апреля 2017 года, заявлено на законных основаниях, подлежит удовлетворению.

Прокурор и ответчик, являясь органом местного самоуправления, в силу пунктов 9 и 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Княжпогостского района удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» включить Шаронова Леонида Геннадьевича, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента первоначального обращения, то есть с 24 апреля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения – 16 октября 2018 года вынесения путем подачи апелляционных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья                                    О.В. Черникова

2-476/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Княжпогостского района
Шаронов Леонид Геннадьевич
Ответчики
Администрация МР "Княжпогостский"
Другие
Администрация сельского поселения "Тракт"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее