Дело №2а-663/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Буйнакск 10 сентября 2020 года
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Амирханова Р.А.,
при секретаре Гаджиевой И.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Темирханов Э.Ш.,
представителя административного ответчика -Администрации городского округа «город Буйнакск» по доверенности Шамхалова М.З.,
представителя заинтересованного лица -МКУ «УАГИЗО» по доверенности Ханбабаевой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюТемирханова М.Ш. к Администрации городского округа «город Буйнакск» о признании незаконными действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Темирханов М.Ш. в лице своего представителя по доверенности Темирханова Э.Ш. обратился в суд с выше указанными с административным исковыми требованиями к Администрации ГО «город Буйнакск» по тем основаниям, что административным ответчиком было издано Постановление администрации городского округа «город Буйнакск» от ДД.ММ.ГГГГ, №, которым было отменено Постановление администрации городского округа «город Буйнакск» от ДД.ММ.ГГГГ, № и разрешение на строительство RU №-РС от ДД.ММ.ГГГГ. Он считает, что принятием указанного постановления, административный ответчик совершил действия, в результате которых нарушены его законные праве и интересы, в связи с чем Постановление администрации городского округа «город Буйнакск» от ДД.ММ.ГГГГ, №, подлежит признанию незаконным и подлежащем отмене по следующим основаниям:
Темирханову М.Ш. на праве личной собственности принадлежит земельный участок площадью 60,00 кв.м. с кадастровым номером: 05:44:000045:425 (категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства коммерческого объекта) расположенный по адресу: <адрес>, №А.
Постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, № «О разрешении на строительство» и выданного МКУ УАГИЗО на основании данного постановления Разрешения на строительство RU №-РС от ДД.ММ.ГГГГ, Темирханову М.Ш. было разрешено строительство объекта капитального строительства – магазин, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> № «а» (государственный кадастровый №).
На основании полученной разрешительной документации Темирханов М.Ш. приступил к строительству объекта.
6 августа 2020 года, Темирханов М.Ш. был приглашен в МКУ «Управление архитектуры градостроительства имущественных и земельных отношений», где ему было вручено Постановление администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, №, которым отменено Постановление администрации городского округа «<адрес>» от 07.05.2020 года, № и разрешение на строительство RU №-РС от 07.05.2020 года. На вопрос Темирханова М.Ш. о причинах отмены и почему само постановление вручается спустя практически две недели со дня его принятия, Темирханов М.Ш. не получил каких-либо внятных объяснений.
Ранее вопрос выдачи Темирханову М.Ш. разрешения на строительство, был предметом судебного разбирательства в Буйнакском городском суде (дело №2а-131/2020) по его административному исковому заявлению в связи с тем, что ему было отказано в выдаче разрешения на строительство по причине якобы не предоставления им необходимых документов. Судом решением от 5 марта 2020 года, отказ был признан незаконным и суд обязал повторно рассмотреть заявление Темирханова М.Ш. о выдаче разрешения на строительство. При этом суд в решении указал: «Таким образом, Темирханов М.Ш. обратился в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина на принадлежащем ему земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив полный комплект документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения, в связи с чем МКУ УАГИЗО отказало ему в выдаче разрешения на строительство неправомерно. При этом суд отмечает, что при необходимости недостающие документы, в силу действующего законодательства, органы местного самоуправления должны были запросить самостоятельно в государственных органах и организациях, в которых они находятся».
В связи с изложенным просит признать незаконными действия административного ответчика выражающиеся в издании Постановления администрации городского округа «город Буйнакск» от 24 июля 2020 года, № об отмене Постановления администрации городского округа «город Буйнакск» от 07.05.2020 года, № и разрешения на строительство RU №-РС от 07.05.2020 г. также просит признать незаконным Постановление администрации городского округа «<адрес>» от 24 июля 2020 года, № и отменить данное постановление.
Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.
Предусматривая полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления отменять или приостанавливать действие принятых ими ненормативных правовых актов в целом, оснований, по которым такая отмена либо приостановление действия ненормативного правового акта могут быть совершены, Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации не содержит. Следовательно, такие основания в каждом конкретном случае должны следовать из законодательства, в рамках которого возникли правоотношения, повлекшие принятие ненормативного правового акта
Между тем, разрешение на строительство, выданное в рамках своих полномочий соответствующим субъектом градостроительной деятельности, может быть прекращено исключительно в случаях и по основаниям, прямо предусмотренным ГрК РФ.
В соответствии с частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления исключительно в следующих случаях:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы закона, имеющей императивный (обязательный) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований.
В судебном заседании представитель административного ответчика- Администрации ГО «город Буйнакск» по доверенности Шамхалов М.З. против удовлетворения административных исковых требований не возражал и пояснил, что все необходимые документы Темирхановым М.Ш. были представлены при получении разрешения на строительства, претензий к нему у администрации не имеется,с доводами административного искового заявления согласился, административный иск признал полностью.
Представитель заинтересованной стороны- МКУ «Управление архитектуры, градостроительства и имущественно-земельных отношений городского округа «город Буйнакск» по доверенности Ханбабаева П.А. административные исковые требования признала, пояснила, что все необходимые документы административным истцом при получении разрешения на строительства были представлены, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административному истцу Темирханову М.Ш. на праве собственности принадлежит земельный участок за кадастровым номером 05:44:000045:425, расположенный по адресу: <адрес>, возле <адрес>, с видом разрешенного использования «для строительства коммерческого объекта».
Постановлением Администрации ГО «город Буйнакск» от ДД.ММ.ГГГГ № изменен адрес объекта адресации на Россия, <адрес> № «а» и разрешено Темирханову М.Ш. строительство объекта капитального строительства- магазин, на земельном участке расположенном по выше указанному адресу и кадастровым номером, поручив отделу архитектуры и градостроительства МКУ УАГИЗО выдать разрешение на строительство ФИО5
Указанное Постановление Постановлением Администрации ГО «город Буйнакск» по результатам рассмотрения протеста прокурора города Буйнакска от 17.07.2020 года №/-02-2020, отменено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
Перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство определен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Установлено, что истцу на праве личной собственности принадлежит земельный участок площадью 60,00 кв.м. с кадастровым номером: 05:44:000045:425 (категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства коммерческого объекта) расположенный по адресу: <адрес>, №А.
Истцом был получен в установленном порядке градостроительный план указанного земельного участка № RU№ГП от 16.12.2020 г. на основании которого ООО «Интерстрой» была разработана и подготовлена проектная документация, включающая в себя: пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, проект организации строительства.
Истцом получен отчет по инженерно-геодезическим изысканиям для разработки проекта, подготовленный ООО «ГЕОЛОГИЯ - ПОИСК».
Постановлением администрации городского округа «город Буйнакск» от 07.05.2020 года, № «О разрешении на строительство» и выданного МКУ УАГИЗО на основании данного постановления Разрешения на строительство RU №-РС от 07.05.2020 года, истцу было разрешено строительство объекта капитального строительства – магазин, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> № «а» (государственный кадастровый №).
Постановлением администрации городского округа «город Буйнакск» от 24 июля 2020 года, №, которым отменено Постановление администрации городского округа «город Буйнакск» от 07.05.2020 года, № и разрешение на строительство RU №-РС от 07.05.2020 года.
Право уполномоченного органа на издание ненормативных актов о прекращении действия разрешения на строительство допускается в исключительных случаях, перечисленных в пункте 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно части 21.5. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Основанием для отмены ненормативного акта ОМСУ может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме этого, пунктом 2.1. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. № 3094-О прямо указано: « 2.1. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положениечасти 1 статьи 48Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной встатье 12Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 года N 739-О-О и от 22 марта 2012 года N 486-О-О).».
Реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных ст. 48 Закона о местном самоуправлении, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных субъектов. Орган местного самоуправления должен обосновать необходимость отмены предыдущего решения в самом принятом акте, а в случае его оспаривания в суде, отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Таким образом, орган местного самоуправления должен представить доказательства того, что отмененный ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действовавшего на момент его принятия законодательства, а отменяющий акт соответствует закону и не нарушает законные права и интересы заинтересованных лиц.
В оспариваемом постановлении не указаны нарушения требования градостроительного законодательства, послужившие основанием для отмены разрешения на строительство, просто сделана ссылка на удовлетворение протеста прокурора города Буйнакска.
В этой связи суд считает необходимым отметить, что в соответствии со ст.1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Принятые акты, непосредственно затрагивающие права и интересы собственника, возводимого на основании отмененных и измененных постановлений объекта, могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Ссылка АдминистрацииГО «город Буйнакск»в издаваемом постановлении об отмене разрешения на строительство, на протест прокуратурыгорода Буйнакска,без раскрытия существа выявленных нарушений земельного и (или) градостроительного законодательства, судом не должна быть признана достаточным основанием для отмены, ранее принятых и не оспоренных в судебном порядке, правовых актов, о чем говорит и судебная практика.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Однако прокуратура не обратилась в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Административным ответчиком не представлено доказательств наличия предусмотренных законом оснований отмены разрешения на строительство и градостроительного плана, более того в судебном заседании представителем административного ответчика было заявлено об отсутствии претензий к истцу в связи с чем, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Положения статьи 10 Конституции Российской Федерации, пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ не предусматривают полномочия суда по возложению на ответчика обязанности принятия конкретного решения, которое находится в его исключительной компетенции.
При этом, в целях реализации положений статьи 46 Конституции Российской Федерации пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ предписывает суду в случае удовлетворения административного иска принять решение об обязанности соответствующего публичного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца (Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1310-О-О).
С учетом обстоятельств, послуживших основанием для признания действий Администрации ГО «город Буйнакск» незаконными, права административного истца подлежат восстановлению исключительно путем отмены Постановления администрации городского округа «город Буйнакск» от 24 июля 2020 года, №.
Таким образом, суд полагает, что в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ следует возложить на Администрацию ГО «город Буйнакск» отменить Постановления администрации городского округа «город Буйнакск» от 24 июля 2020 года, №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175- 180 и ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеТемирханова М.Ш.удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия административного ответчика выразившиеся в издании Постановления администрации городского округа «город Буйнакск» от 24 июля 2020 года, № об отмене Постановления администрации городского округа «город Буйнакск» от 07.05.2020 года, № и разрешения на строительство RU №-РС от 07.05.2020 г.
Признать незаконным Постановление администрации городского округа «город Буйнакск» от 24 июля 2020 года, №.
Резолютивная часть решения объявлена10 сентября 2020 года.
Решение в окончательной форме принято15 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Амирханов Р.А.