<данные изъяты>
УИД: 66RS0044-01-2023-000938-11
Дело № 2-1320/2023
Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2023 года
( с учетом выходных дней 15.04.2023 и 16.04.2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Первоуральск 12 апреля 2023 года
Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Логуновой Ю.Г.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Юровских А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1320/2023 по иску прокурора г. Первоуральска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Первоуральска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск/далее по тексту УЖКХ и С г.о. Первоуральск/ и с учетом уточнений просил суд:
- обязать ответчика в срок до 01.09.2024 организовать работы по обустройству дорожными боковыми ограждениями с обеих сторон проезжей части мост, проложенный через <адрес>, расположенный на участке дороги, проходящей от <адрес> до <адрес>, которые оборудовать светоотражающими элементами,
-обязать ответчика в срок до 31.12.2023 организовать следующие работы:
-на подъезде к мосту, через <адрес>, со стороны <адрес> примыкания к автомобильной дороге, обустроить дорожными знаками 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу»;
-на подъезде к мосту, через <адрес>, восстановить элементы удерживающих пешеходных ограждений;
-автомобильную дорогу, расположенную на участке от железнодорожного переезда до <адрес> обустроить стационарным электрическим освещением;
-остановку общественного транспорта, расположенную в 132 м от <адрес> обустроить дорожными знаками 5.16/л.д.65-67/.
Определением Первоуральского городского суда от 13.03.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ОМВД России по <адрес>, ПМУП «ПО ЖКХ»/л.д.2-3/.
В судебном заседании представитель истца- старший помощник прокурора г.Первоуральска Чалова О.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что прокуратурой <адрес> проведены проверочные мероприятия по информации ОГИБДД России по <адрес> по вопросам нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск, в том числе моста, проложенного через <адрес> и расположенного на участке дороги, проходящей от <адрес> до <адрес>, по результатам которых установлено следующее.
В ходе надзорных мероприятий 21.12.2022 прокуратурой города совместно с сотрудниками ГИБДД ОМВД России по городу Первоуральску проведено обследование автомобильной дороги общего пользования местного значения, ведущей в <адрес> в городе Первоуральске, по результатам которого выявлены следующие нарушения:
1) В нарушение п. 8.1.1, 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2019, мост проложенный через <адрес>, расположенный на участке дороги, проходящей от <адрес> до <адрес> не обустроен дорожными боковыми ограждениями с обеих сторон проезжей части.
2) В нарушение п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 на подъезде к мосту, через <адрес>, со стороны <адрес> расположены поврежденные транспортные металлические ограждения.
3) В нарушение п. 6.7.2 ГОСТ Р 50597-2017 на подъезде к мосту, через <адрес>, со стороны <адрес> на транспортных металлических ограждениях повреждены светоотражающие элементы.
4) В нарушение п. 5.3.1, 5.3.2,5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 на подъезде к мосту, через реку Чусовая, со стороны <адрес> расположены примыкания к автомобильной дороге, не обустроенные дорожными знаками 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу».
5) В нарушение п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 на подъезде к мосту, через <адрес>, повреждены элементы удерживающих пешеходных ограждений.
6) В нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 автомобильная дорога, расположенная на участке от железнодорожного переезда до <адрес> не обустроена стационарным электрическим освещением.
7) В нарушение п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019 остановка общественного транспорта, расположенная в 132 м от <адрес> не обустроена дорожными знаками 5.16.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 31.01.2012 № 187 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск» автомобильная дорога, расположенная в <адрес> (<адрес> - <адрес>, является дорогой общего пользования местного значения (66-480 ОП МГ 24003 вышеназванного Перечня).
По мосту, проходящему через <адрес> (участок дороги, проходящей от <адрес> до <адрес>) проходит школьный маршрут «Дом-школа-Дом» учащихся МАО СОШ № и воспитанников детского сада № №, ежедневно передвигается школьный автобус и автобус пригородного сообщения № «от <адрес> до автовокзала <адрес>», в связи с чем, в целях обеспечения безопасности дорожного движения участников дорожного движения и пешеходов, необходимо обустройство дорожными боковыми ограждениями с обеих сторон проезжей части моста и соответствующих дорожных знаков.
Таким образом, принимая во внимание, что в настоящее время состояние указанного участка автомобильной дороги не соответствует требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, в том числе прав несовершеннолетних на безопасную перевозку до учебных заведений, а обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ГО Первоуральск, в силу приведенных норм федерального законодательства и п. 5 ч. 1 ст. 6, ст. 38 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского совета от 23.06.2005 №94 возложена на соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления – УЖКХ и С г.о.Первоуральск, необходимо возложить на ответчика обязанности по организации обустройства дорожными боковыми ограждениями с обеих сторон проезжей части моста и соответствующими дорожными знаками.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», п. 5 ч. 1 ст. 6, ст. 38 Устава городского округа Первоуральск, п. 32 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» от 20.11.1989, ч. 1, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» просила удовлетворить уточненные исковые требования. указав, что определенный срок для выполнения выявленных недостатков является разумным и не подлежит продлению на более длительный срок.
Представитель ответчика УЖКХиС г.о. Первоуральск Татаурова Л.А., действующая на основании доверенности № от 19.07.2022 сроком действия один год со всеми правами/л.д.63/, также являющаяся представителем третьего лица Администрации г.о. Первоуральск на основании доверенности № от 10.01.2023 сроком действия по 31.12.2023 со всеми правами/л.д.62/ в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются расписки/л.д. 56, 57/, своим заявлением просила дело рассмотреть в свое отсутствие, представила письменный отзыв на иск, указав, что согласно подпункту 1 пункт 4 статьи 38 Устава городского округа Первоуральск организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения селения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к компетенции УЖКХиС г.о. Первоуральск, которое является самостоятельным отраслевым органом местного самоуправления.
Соблюдение органом местного самоуправления последовательности запланированных действий по поэтапному осуществлению строительства в населенном пункте с учетом очередности такого обеспечения отдельных территорий в границах городского округа согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать и свободы других лиц, тогда как в силу вышеприведенных положений закона возложение такой обязанности на Администрацию городского округа является вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления, к исключительным полномочиям которого относится принятие решения по вопросам местного значения, в том числе деятельности по организации дорожной деятельности и уличного освещения.
Строительство, ремонт, содержание автомобильных дорог и уличного освещения осуществляется УЖКХиС г.о. Первоуральск в рамках муниципальной программы «Безопасность дорожного движения в городском округе Первоуральск на 2018 - 2029 годы», утверждённой постановлением Администрации городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ №2088. В рамках данной муниципальной программы УЖКХиС ежегодно проводятся мероприятия по ремонту дорог и уличного освещения Так как ремонт и освещение по спорным улицам муниципальной программой не предусмотрены, необходимо провести ряд мероприятий, каждое из которого предусматривает бюджетное финансирование: проведение проектных работ, на их основании определение дальнейшего финансирования строительно- монтажных работ. Тем самым, в испрашиваемый срок ремонт моста и работы по обустройству уличного освещения не могут быть произведены. Кроме того, имеются вступившие в силу решения Первоуральского городского суда (дело №) с аналогичными требованиями, которые также требуют финансирования в 2023-2024 годах.
Автомобильный мост через реку Чусовая находится собственности Администрации городского округа Первоуральск, <адрес> (от <адрес> до <адрес>) - автомобильная дорога общего пользования местного значения с идентификационным номером 66-480 ОП МГ 5015, согласно приложения к постановлению Администрации городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск» от ДД.ММ.ГГГГ).
Автодорога <адрес> (<адрес> - <адрес> (от <адрес> и до с. (<адрес>, за исключением моста) - автомобильная дорога общего пользования местного значения с идентификационным номером 66-480 ОП МГ 24003, согласно приложению к Постановлению Администрации городского округа Первоуральск от 31 января 2012 №187 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск».
УЖКХиС г.о.Первоуральск заключен муниципальный контракт № от 02.12.2022 на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о. Первоуральск. В рамках муниципального контракта производятся работы по очистке проезжей части дорог и обочин от грязи, очистке проезжей части от снега, нанесению дорожной разметки, ремонту и установке дорожных знаков. В рамках муниципального контракта в текущем году могут быть выполнены работы по установке дорожных знаков.
На основании изложенного при удовлетворении исковых требований просила установить сроки реализации мероприятий до конца 2025 года/л.д.60-61/. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика УЖКХ и С г.о. Первоуральск и представителя третьего лица Администрации г.о. Первоуральск Татауровой Л.А..
Представитель третьего лица ПМУП «ПО ЖКХ» Терещенко П.А., действующий на основании доверенности от 09.01.2023 сроком действия по 31.12.2023 со всеми правами/л.д.34/ в судебном заседании разрешение заявленных исковых требований, а также установление сроков реализации мероприятий оставил на усмотрение суда, представил письменный отзыв на исковое заявление/л.д.35-36/. Суду пояснил, что надлежащим ответчиком по делу является УЖКХ и С г.о. Первоуральск. ПМУП «ПО ЖКХ» выполняет работы по содержанию автомобильных дорог местного значения городского округа Первоуральск в рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. По условиям контракта мост через <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>, включающий в себя барьерное и пешеходное ограждение, в содержании ПМУП «ПО ЖКХ» не значится, в связи с чем на ПМУП «ПО ЖКХ» не возложена обязанность по восстановлению (ремонту) удерживающих пешеходных ограждений. Вместе с этим, обязанность по установке дорожных знаков, по обустройству стационарного электрического освещения. указанным муниципальным контрактом, не предусмотрена.
В соответствии с проектом организации дорожного движения на автомобильную дорогу <адрес>aй - <адрес>, требуется установить дорожные знаки 5.16 (ранее знаки отсутствовали). Указаний, на момент поступления искового заявления, от УЖКХи С г.о. Первоуральск по обустройству дорожными знаками 5.16 автобусной остановки, расположенной в 132 метрах от <адрес>, в адрес ПМУП «ПО ЖКХ» не поступало. Кроме того, данная автомобильная дорога на содержании в ПМУП «ПО ЖКХ» в рамках Муниципального контракта № от 02.12.2022, не значится.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Велев А.Ю., действующий на основании доверенности № от 11.04.2023 сроком действия по 31.12.2023 со всеми правами/л.д.64/, в судебном заседании разрешение заявленных исковых требований, а также установление сроков реализации мероприятий оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка/л.д.31/. Заявлений, ходатайств суду не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица- представителя ОМВД России по <адрес>.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры РФ возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.
Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района, при этом финансовые обязательства, возникающие с решением данных вопросов, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Судом установлено, что в ходе надзорных мероприятий 21.12.2022 прокуратурой <адрес> совместно с сотрудниками ГИБДД ОМВД России по городу Первоуральску проведено обследование автомобильной дороги общего пользования местного значения, ведущей в <адрес> в городе Первоуральске, как следует из акта обследования от 21.12.2022, в ходе обследования было установлено:
1) В нарушение п. 8.1.1, 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2019 мост проложенный через <адрес> расположенный на участке дороги, проходящей от <адрес> до <адрес> не обустроен дорожными боковыми ограждениями с обеих сторон проезжей части.
2) В нарушение п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 на подъезде к мосту, через <адрес>, со стороны <адрес> расположены поврежденные транспортные металлические ограждения.
3) В нарушение п. 6.7.2 ГОСТ Р 50597-2017 на подъезде к мосту, через <адрес>, со стороны <адрес> на транспортных металлических ограждениях повреждены светоотражающие элементы.
4) В нарушение п. 5.3.1, 5.3.2,5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 на подъезде к мосту, через <адрес>, со стороны <адрес> расположены примыкания к автомобильной дороге, не обустроенные дорожными знаками 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу».
5) В нарушение п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 на подъезде к мосту, через <адрес>, повреждены элементы удерживающих пешеходных ограждений.
6) В нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 автомобильная дорога, расположенная на участке от железнодорожного переезда до <адрес> не обустроена стационарным электрическим освещением.
7) В нарушение п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019 остановка общественного транспорта, расположенная в 132 м от <адрес> не обустроена дорожными знаками 5.16/л.д.10/.
Кроме того, по мосту, проходящему через реку Чусовая (участок дороги, проходящей от <адрес> до <адрес>) проходит школьный маршрут «Дом-школа-Дом» учащихся МАО СОШ № и воспитанников детского сада № №, ежедневно передвигается школьный автобус и автобус пригородного сообщения № «от <адрес> до автовокзала <адрес>», в связи с чем, в целях обеспечения безопасности дорожного движения участников дорожного движения и пешеходов, необходимо обустройство дорожными боковыми ограждениями с обеих сторон проезжей части моста и соответствующих дорожных знаков/л.д.9/.
Факт выявленных нарушений подтверждается и представленными в материалы дела фотографиями (да съемки 21.12.2022)/л.д.68-76/.
Как следует из представленных в материалы дела документов, автомобильный мост через реку Чусовая находится в собственности Администрации г.о. Первоуральск, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № от 24.10.2003/л.д.79/.
Согласно Постановлению Администрации г.о. Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск» автомобильная дорога- <адрес> (от <адрес> до <адрес>) с идентификационным номером 66-480 ОП МГ 5015, а также автодорога <адрес> (<адрес> – <адрес> (от <адрес> и до <адрес>, за исключением моста) с идентификационным номером 66-480 ОП МГ 24003 включены в Перечень и относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Первоуральск»/л.д.82-94/.
02.12.2022 между УЖКХ И С г.о. Первоуральск «Заказчик» и ПМУП «ПО ЖКХ» «Подрядчик» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Первоуральск/л.д.37-54/.
Администрацией г.о. Первоуральск 18.10.2017 вынесено постановление № 2088 «Об утверждении муниципальной программы «Безопасность дорожного движения в городском округе Первоуральск на 2018-2023 гг.»/л.д.95-112/.
В обоснование своих возражений по иску сторона ответчика ссылалась на то, что ремонт и освещение по спорным улицам муниципальной программой не предусмотрено, необходимо провести ряд мероприятий, каждое из которых предусматривает бюджетное финансирование, также имеются неисполненные ответчиком решения с аналогичными требованиями, которые требуют финансирования в 2023 -2024 гг.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 6, ст. 30, п. 22 ч. 1 ст. 31 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного Решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Управление ЖКХиС городского округа Первоуральск является самостоятельным отраслевым органом местного самоуправления, к компетенции которого относится реализация муниципальной политики в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 38, подпункта 2 пункта 4 статьи 38 Устава городского округа Первоуральск. Этот орган местного самоуправления осуществляет функции по размещению муниципального заказа в сфере дорожного хозяйства городского округа Первоуральск, по осуществлению контроля за содержанием автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных инженерных сооружений, расположенных в границах городского округа Первоуральск, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Он имеет право требовать исполнения и принимать меры по устранению нарушений требований действующего законодательства в сфере дорожного хозяйства. Управление является главным распорядителем средств бюджета городского округа Первоуральск, направляемых на финансирование дорожного хозяйства (пункт 6, подпункт 1 пункта 16, подпункт 5 пункта 17 Положения об УЖКХиС городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральской городской Думы от 29 сентября 2016 года N 501).
При таких обстоятельствах Управление ЖКХиС городского округа Первоуральск является лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог в г.о. Первоуральск и обеспечению безопасности движения по ним.
Доводы стороны ответчика о недопустимости вмешательства в компетенцию органа местного самоуправления, касающуюся деятельности по организации дорожной деятельности и уличного освещения, суд считает не состоятельными, поскольку данные доводы не определяют наличие или отсутствие необходимости в выполнении спорных работ, так как приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от N 196-ФЗ). К таковым также относятся: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Также суд учитывает, что в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 14, подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотъемлемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
С учетом изложенного, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, на ответчика следует возложить обязанность по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, составляющий предмет иска.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Истцом указан срок для устранения выявленных нарушений- до 01.09.2024 и до 31.12.2023 соответственно. В обоснование своих возражений представитель ответчика УЖКХи С г.о. Первоуральск Татаурова Л.А. указала, что данный срок является недостаточным, в связи с чем полагала необходимым установить срок для устранения нарушений до 2025 года.
Вместе с тем, суд считает возможным согласиться со сроком для устранения выявленных нарушений и соответственно для исполнения решения суда, указанным прокурором <адрес>- до 31.12.2023 и до 01.09.2024, поскольку данный срок является достаточным и разумным для устранения выявленных нарушений, учитывая, что определение более позднего срока устранения выявленных нарушений будет существенно нарушать права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, поскольку, как установлено судом, по вышеуказанным дорогам организован маршрут школьного автобуса.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с УЖКХ и С г.о. Первоуральск в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> – удовлетворить.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск/ИНН 6625028667 ОГРН 1026601510935/ в срок до 01.09.2024 организовать работы по обустройству дорожными боковыми ограждениями с обеих сторон проезжей части мост, проложенный через реку Чусовая, расположенный на участке дороги, проходящей от <адрес> до <адрес>, которые оборудовать светоотражающими элементами,
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск/ ИНН 6625028667 ОГРН 1026601510935/ в срок до 31.12.2023 организовать следующие работы:
-на подъезде к мосту через <адрес>, со стороны <адрес> примыкания к автомобильной дороге обустроить дорожными знаками 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу»;
-на подъезде к мосту через <адрес> восстановить элементы удерживающих пешеходных ограждений;
-автомобильную дорогу, расположенную на участке от железнодорожного переезда до <адрес> обустроить стационарным электрическим освещением;
-остановку общественного транспорта, расположенную в 132 м от <адрес> обустроить дорожными знаками 5.16.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск/ ИНН 6625028667 ОГРН 1026601510935/ государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.
Председательствующий: <данные изъяты> Ю.Г. Логунова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>