Решение по делу № 2-456/2019 от 11.02.2019

    Дело № 2-456/2019 (УИД24 RS0027-01-2019-000160-61)        <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кодинск                                     26 ноября 2019 года

Кежемский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Яхина В.М.

при секретаре Фроловой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю) в интересах неопределённого круга лиц к ПАО «Богучанская ГЭС» об обязании совершить действия, -

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ПАО «Богучанская ГЭС» об обязании в срок до 01.04.2020 года с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС», расположенного в Кежемском районе Красноярского края, в 0,5 км восточнее стройбазы Богучанской ГЭС, на левом берегу р. Ангара, расстояние от водозабора до р. Ангара 1200 м.

В обоснование исковых требований указано, что 05.05.2017 года истцом в адрес ответчика было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС». В соответствии с заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения от 07.03.2017, установлено, что проект зоны санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС соответствует требованиям санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02». Водозабор расположен на территории Кежемского района Красноярского края, в 0,5 км восточнее стройбазы Богучанской ГЭС, на левом берегу р. Ангара, расстояние от водозабора до р. Ангара 1200 м. Действующим законодательством РФ предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации. На момент написания иска, информация об утверждении проекта зоны санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС» отсутствует. Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ проекта зоны санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС» означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС» не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевой водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределённый круг лиц по химическому и биологическому факторам. Указанное не соответствует требованиям статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека. Таким образом, ответчик не соблюдает требования санитарного законодательства, нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду (л.д. 2-5).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (л.д.35).

Истец Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в зал суда не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, направил уточнение к исковому заявлению, согласно которому просит обязать ответчика ПАО «Богучанская ГЭС» устранить нарушения санитарного законодательства в срок до 01.04.2020 года, с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Богучанская ГЭС» Новикова Т.А., действующая на основании доверенности (л.д.32), иск не признала, поддержала письменный отзыв, согласно которому, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Дала пояснения по существу делу.

Третье лицо на стороне ответчика Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в зал суда не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил письменный отзыв на иск, в котором указал, что на данный момент для ПАО «Богучанская ГЭС» зона санитарной охраны источника водоснабжения не установлена. Направленный в адрес министерства 15.03.2019 года проект зон санитарной охраны водозабора №4 подземных вод промбазы левого берега Богучанской ГЭС был возвращен в связи с невыполнением требований Земельного кодекса РФ. Полагает исковые требования подлежат удовлетворению (л.д. 43).

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 20, ст.41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду закреплено в Федеральном законе от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).

В силу статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 18).

Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (п. 4 ст. 18 того же Федерального закона).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 10 от 14 марта 2002 года утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).

В соответствии с пунктом 1.4 вышеуказанных Правил зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Пунктом 1.13. Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (пункт 1.6 Правил).

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Порядок рассмотрения, утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Красноярского края утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 №525-п.

Как следует из материалов дела и установлено судом, объект холодного водоснабжения – Скважинный водозабор Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС», расположенный на территории Кежемского района Красноярского края, в 0,5 км восточнее стройбазы Богучанской ГЭС, на левом берегу р. Ангара, расстояние от водозабора до р. Ангара 1200 м находится в собственности ПАО «Богучанская ГЭС».

05.05.2017 года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в адрес ПАО «Богучанская ГЭС» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС» (л.д.6-8).

В соответствии с заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения от 07.03.2017 года, утвержденного инспекцией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» установлено, что проект зоны санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС соответствует требованиям санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (л.д.9-16).

Как следует из ответа министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23.09.2019 года, проект зон санитарной охраны водозабора подземных вод промбазы левого берега Богучанской ГЭС был возвращен в адрес ПАО «Богучанская ГЭС» на доработку, в связи с невыполнением требований Земельного кодекса РФ (л.д.67).

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд указывает, что в нарушение пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в настоящее время отсутствует проект зон санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС», расположенного в Кежемском районе Красноярского края, в 0,5 км восточнее стройбазы Богучанской ГЭС, на левом берегу р. Ангара, расстояние от водозабора до р. Ангара 1200 м.

Доводы ответчика, что им выполнены все необходимые мероприятия, предусмотренные действующим законодательством (разработан проект зон санитарной охраны, получено заключение центра государственно санитарного-эпидемиологического надзора, приняты необходимые и достаточные меры по исполнению требований, предъявляемые СанПин 2.1.4.1110-2), а само утверждение проекта от действий и волеизъявления Общества не зависит, не могут являться основанием для вывода о надлежащем исполнении ответчиком обязанности по разработке и получению утвержденного проекта зон санитарной охраны скважинного водозабора (принимая во внимание, что заключение центра государственно санитарного-эпидемиологического надзора получено ответчиком еще в мае 2017 года, а проект зон санитарной охраны направлен на утверждение лишь в марте 2019 года, а после его доработки в мае 2019 года). Доказательств того, что ответчиком в период с мая 2017 года до марта 2019 года принимались меры по направлению проекта зон санитарной охраны скважинного водозабора для его утверждения, суду не представлено.

Вместе с тем, в настоящее время эксплуатация принадлежащего ПАО «Богучанская ГЭС» скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС» осуществляется без утвержденного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны данного объекта, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данного источника, что создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС» не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевой водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределённый круг лиц по химическому и биологическому факторам. Указанное не соответствует требованиям статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека.

На ПАО «Богучанская ГЭС», как собственника данного объекта водозаборной системы должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок нарушений по обеспечению наличием утвержденного проекта и установленных границ проекта зоны санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что невыполнение ПАО «Богучанская ГЭС» требований санитарного законодательства нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду, поскольку ПАО «Богучанская ГЭС» эксплуатируя источник питьевого водоснабжения обязано создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источника водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

            Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить.

Обязать ПАО «Богучанская ГЭС» в срок до 01.04.2020 года с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.13 СанПиН 2.1.4.11 10-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны скважинного водозабора Богучанской ГЭС для ПАО «Богучанская ГЭС», расположенного в Кежемском районе Красноярского края, в 0,5 км восточнее стройбазы Богучанской ГЭС, на левом берегу р. Ангара, расстояние от водозабора до р. Ангара 1200 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кежемский районный суд в течение месяца с момента принятия мотивированного решения.

Председательствующий:                <данные изъяты>             В.М. Яхин

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-456/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
Ответчики
ПАО "Богучанская ГЭС"
Другие
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Суд
Кежемский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
kegma.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2020Предварительное судебное заседание
22.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2020Предварительное судебное заседание
22.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2020Предварительное судебное заседание
22.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2020Предварительное судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
27.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2020Дело оформлено
22.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее