Мотивированное решение суда составлено 28 января 2022 г.
Дело №2/А-42/2022
УИД: 60RS0024-01-2021-002328-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2022 года г. Себеж
Себежский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Цапенко А.С.,
при секретаре Половко И.В.,
с участием помощника прокурора Себежского района Псковской области Шиловой М.А.,
представителя администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области, по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Федорова М.Ф.,
административного ответчика Андреева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области к осужденному Андрееву Игорю Викторовичу об установлении административного надзора, -
установил:
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении освобождающегося из мест лишения свободы Андреева И.В. сроком на 8 лет с установлением административных ограничений в виде обязательной явки три раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В обоснование административного искового заявления указано, что Андреев И.В. осуждён приговором Псковского городского суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания и наказания по приговору мирового судьи судебного участка № г. Пскова от ДД.ММ.ГГГГ окончательно назначено наказание в виде 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Конец срока – ДД.ММ.ГГГГ. По приговору суда признан рецидив преступлений. За весь период отбывания наказания нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал. Был трудоустроен, к труду относился добросовестно, в настоящее время не трудоустроен. Принимает участие в работах по благоустройству территории учреждения в соответствии со ст. 106 УИК РФ. На профилактическом учете не состоит. Злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не признавался. Решением Псковского районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Андреева И.В. был установлен административный надзор сроком 8 лет. В настоящий момент Андреев И.В. отбывает наказание за совершение преступления небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором.
Административный истец ссылается на п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно которому административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 названной статьи).
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изменил основание административного искового заявления и просил установить административный надзор в отношении осужденного по основанию наличия судимости за особо тяжкое преступление при опасном рецидиве на срок 8 лет – на основании п. 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре, в части административных ограничений иск поддержал.
Административный ответчик Андреев И.В. в судебном заседании иск признал.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым данное административное исковое заявление удовлетворить, приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с УК РФ учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В развитие указанного конституционного положения законодатель в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определил случаи, когда в отношении судимого лица может устанавливаться административный надзор.
Согласно ст. 2 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений.
В данном случае административный надзор подлежит установлению в безусловном порядке.
Андреев И.В. имеет судимость по приговору Псковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 4 ст. 111 УК РФ (с учётом постановления Псковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ) к наказанию в виде 7 лет 10 месяцев лишения свободы. Согласно приговора суда, преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ, совершено Андреевым И.В. при опасном рецидиве преступлений.
Приговором Псковского городского суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ Андреев И.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ, к 1 году 6 месяцам лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ по совокупности с приговором Псковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и окончательно назначено 2 года 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; освобождён условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ
Тем самым, Андреев И.В. имеет судимость за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ), при опасном рецидиве преступлений.
Таким образом, имеется предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» основание для установления административного надзора в отношении осужденного Андреева И.В.
Кроме того, решением Псковского районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ Андрееву И.В. установлен административный надзор на срок 8 лет. Находясь под административным надзором, Андреев И.В. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, за которое был осужден приговором Псковского городского суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенного наказания и наказания по приговору мирового судьи судебного участка № г. Пскова от ДД.ММ.ГГГГ окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 9 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В отношении данной категории лиц административный надзор также устанавливается в безусловном порядке.
Тем самым, имеется второе основание для установления административного надзора в отношении Андреева И.В., предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, исходя из санкции статьи и положений ч. 2 ст. 15 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а в соответствии со ст. 86 ч. 3 п. «в» УК РФ судимость за преступления небольшой и средней тяжести погашается по истечении 3 лет после отбытия наказания.
Кроме того, Андреев И.В. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления по приговору Псковского городского суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым он осужден за совершение особо тяжкого (в соответствии с п. 5 ст. 15 УК РФ и санкции ч. 4 ст. 111 УК РФ) преступления, а в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления в соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции ФЗ-1 от ДД.ММ.ГГГГ) судимость погашается по истечении 8 лет.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
Учитывая, что срок административного надзора по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона об административном надзоре подлежит установлению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть за вычетом срока с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 10/, - более длительный срок административного надзора фактически предусмотрен по основанию, указанному в п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
В силу ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд и т.п.
Андреев И.В. неоднократно судим за совершение, в том числе, особо тяжкого преступления – причинение тяжкого вреда здоровье, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего; грабёж - открытое хищение чужого имущества, угрозу убийством; совершил преступление, будучи поднадзорным лицом. Тем самым, усматривается его склонность к противоправным деяниям. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 119 УК РФ, административный ответчик совершил в 03:00 в состоянии алкогольного опьянения, которое способствовало снижению контроля над поведением и спровоцировало на совершение преступления. Преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ, Андреев И.В. также совершил в состоянии алкогольного опьянения. Находясь под административным надзором, осужденный на путь исправления не вставал, совершал административные правонарушения и преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 119 и ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, злоупотреблял спиртными напитками, в связи с чем, решениями суда ему трижды дополнялись административные ограничения.
В период отбывания наказания административный ответчик стремится к труду, нарушений и поощрений не допускал.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершённых Андреевым И.В. преступлений, в том числе, в ночное время в состоянии алкогольного опьянения, его склонность к совершению общественно опасных деяний, с учётом поведения за весь период отбывания наказания, в целях обеспечения индивидуального профилактического воздействия, суд считает необходимым установить в отношении Андреева И.В. административные ограничения, предусмотренные п.п. 1, 3, 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции в разлив; обязательной явки 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Административное ограничение в виде обязательной явки поднадзорного лица в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, об установлении которого просил административный истец, предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, и в соответствии с требованиями части 2 указанной статьи установление судом такого вида ограничения является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.
Вместе с тем, суд полагает достаточным количество явок – 2 раза в месяц.
Данные административные ограничения направлены на предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, поэтому отвечают задачам административного надзора.
Положениями ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ и части 3 статьи 270 КАС РФ предусмотрено право поднадзорного лица обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Руководствуясь ст. 272, 273, 298 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области к осужденному Андрееву Игорю Викторовичу об установлении административного надзора, удовлетворить.
Установить в отношении Андреева Игоря Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Пскова, административный надзор на срок погашения судимости по приговору Псковского городского суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ - 8 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить Андрееву Игорю Викторовичу административные ограничения:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут (по местному времени);
- запретить посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции в разлив;
- обязать явкой 2 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Себежский районный суд Псковской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Судья: подпись
Копия верна. Судья А.С. Цапенко