Решение по делу № 33а-8217/2016 от 08.06.2016

Судья: Осипов О.В. адм. дело № 33а- 8217/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июня 2016 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Сказочкина В.Н.

судей – Лазаревой М.А. и Шилова А.Е.

при секретаре – Майдановой М.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан на решение Промышленного районного суда г.Самары от 18 февраля 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по республике Татарстан к Насырову Я.Ш. о взыскании задолженности - отказать в полном объеме.»

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по республике Татарстан обратился в суд с административным иском к Насырову Я.Ш.о восстановлении срока для подачи административного заявления и взыскании с Нысырова Я.Ш. задолженность по пени по земельному налогу, начисленных на неоплаченную сумму недоимки за 2011,2012,2013 года в сумме 9 045,64 руб.

Насыров Я.Ш. является плательщиком земельного налога, собственник указанного земельного участка, в связи с чем, налоговый орган направил налогоплательщику налоговые уведомления за 2011г., за 2012г., за 2013г..

В связи с неоплатой налога, административному ответчику направлены требования на уплату пени на сумму недоимки по земельному налогу.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4). При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6).

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (в редакции Федерального закона от 09 июля 1999 года N 154-ФЗ) (пункт 2). Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (в редакции Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ) (пункт 6).

Как следует из пункта 4 статьи 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

Из материалов дела усматривается, что Насыров Я.Ш. состоит на вторичном налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан по объекту учета - земельный участок по адресу: <адрес> (дата возникновения собственности-20.09.2004, дата отчуждения-23.12.2013года).

Из материалов дела видно, что налогоплательщику направлено налоговое требование N 19552 об уплате пени, начисленных в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц (земельный налог) в установленный срок по состоянию на 29 мая 2014 года в размере 2508,68 рублей.

Данным требованием установлен срок исполнения до 14 июля 2014 года.

Требование направлено ИФНС налогоплательщику заказным письмом 09 июня 2014 года, что подтверждается представленным административным истцом реестром внутренних почтовых отправлений (заказных писем), содержащим соответствующий штамп отделения почтовой связи. Также из материалов дела видно, что налогоплательщику направлено налоговое требование N 18902 об уплате пени, начисленных в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц (земельный налог) в установленный срок по состоянию на 29 мая 2014 года в размере 96,48 рублей.

Данным требованием установлен срок исполнения до 14 июля 2014 года.

Требование направлено ИФНС налогоплательщику заказным письмом 09 июня 2014 года, что подтверждается представленным административным истцом реестром внутренних почтовых отправлений (заказных писем), содержащим соответствующий штамп отделения почтовой связи.

Установлено, что налоговое требование N 4421 об уплате пени, начисленных в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц (земельный налог) в установленный срок по состоянию на 08 мая 2015 года в размере 4269,53 руб. направлено налогоплательщику.

Данным требованием установлен срок исполнения до 23 июня 2015 года.

Требование направлено ИФНС налогоплательщику заказным письмом 12 мая 2015 года, что подтверждается представленным административным истцом реестром внутренних почтовых отправлений (заказных писем), содержащим соответствующий штамп отделения почтовой связи.

Кроме того, из материалов дела видно, что налогоплательщику направлено налоговое требование N 5683 об уплате пени, начисленных в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц (земельный налог) в установленный срок по состоянию на 03.06.2015 года в размере 2170,95 рублей.

Данным требованием установлен срок исполнения до 24 июня 2015 года.

Требование направлено ИФНС налогоплательщику заказным письмом 8 июня 2015 года, что подтверждается представленным административным истцом реестром внутренних почтовых отправлений (заказных писем), содержащим соответствующий штамп отделения почтовой связи.

Также имеются в материалах дела налоговые уведомления в отношении Насырова Я.Ш. об уплате земельного налога за 2011г. № 320357, за 2012г. № 703696, за 2013г. № 1171959 на сумму 263 143,05 руб.

Таким образом, налоговым органом процедура принудительного взыскания соблюдена.

Согласно представленному расчету, задолженность ответчика по пени начисленных на неоплаченную сумму недоимки 2011,2012,2013 годов по вышеуказанным требованиям составляет в общей сумме 9 045,64руб.

Из дела следует, что 31.08.2015года в отношении Насырова Я.Ш. мировым судьей с\у № 46 Промышленного судебного района г. Самары вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу по состоянию на 06.08.2015года в размере 9 045,64 руб. и госпошлины в доход государства.

Определением мирового судьи с\у № 46 Промышленного судебного района г.Самары 18.09.2015года судебный приказ № 2-1381\15 от 31.08.2015года отменен.

Административное исковое заявление поступило в суд 18.01.2016 года (направлено в суд 12.01.2016года согласно штемпеля на конверте).

Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении требования ссылаясь на то, что административный истец обратился в суд с административным иском по истечении установленного ч. 2 ст. 286 КАС РФ срока, уважительных причин пропуска срока суд не установил.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции.

Статьей 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (пункт 2). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Оценивая вывод суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что требование об уплате пени в связи с несвоевременной уплатой налога содержит сведения, в том числе и представленные суду апелляционной инстанции, указанные в пункте 4 статьи 69 НК РФ, направлено в установленный законом срок, содержит указание на основание начисления пеней, что свидетельствует о соответствии его требованиям действующего налогового законодательства. Следовательно, у налогоплательщика возникла обязанность исполнения указанного требования налогового органа.

В материалы дела налоговым органом представлен расчет пеней по налогу на имущество физических лиц.

Указанный расчет не был оспорен административным ответчиком по мотивам несоответствия требованиям статьи 75 НК РФ, устанавливающей обязанность начислять пени на сумму недоимки в бюджет. Также стороной административного ответчика не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате налога в установленный законом срок, ни при рассмотрении дела судом первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Учитывая, что налоговым органом данное административное исковое заявление подано в шестимесячный срок, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении требований налогового органа.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда г.Самары от 18.02.2016 года отменить, принять новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан к Насырову Я.Ш. о взыскании пени по земельному налогу, начисленных на неоплаченную сумму недоимки - удовлетворить.

Взыскать с Насырова Я.Ш. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан пени по земельному налогу, начисленных на неоплаченную сумму недоимки за 2011,2012,2013 года в размере 9 045,64 рублей.

Председательствующий

Судьи

33а-8217/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
МИФНС РФ №12 по р.Татарстан
Ответчики
Насыров Я.Ш.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
24.06.2016[Адм.] Судебное заседание
29.06.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее