дело № 2-120/2024
УИД 62RS0028-01-2024-000152-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Ухолово Рязанской области 30 июля 2024 года
Ухоловский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Васина Ю.В.,
с участием истца Ефремовой Т.В.,
представителя истца Ефремовой Т.В. адвоката адвокатского кабинета Адвокатской палаты Рязанской областиСкляминой О.Н., имеющей регистрационный № в реестре адвокатов Рязанской области, удостоверение №, выданное Управлением Минюста РФ по Рязанской области, представившей ордер № от ****,
при секретаре Михеевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Ухоловского районного суда Рязанской области гражданское дело по исковому заявлению Ефремовой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Ефремова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в обоснование заявленных требований указывая, что ****, за месяц до наступления возраста 53 лет, она обратилась в ОСФР по Рязанской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области от **** № в досрочном назначении пенсии по старости ей было отказано.
Основанием для отказа в установлении пенсии по старости послужило отсутствие требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Всего для назначения пенсии по старости в периоды работы и проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом Ефремовой Т.В. включили 04 года 00 месяцев 07 дней, а именно:
с **** по **** (00 лет 09 месяцев 16 дней) - период работы в Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области;
с **** по **** (00 лет 08 месяцев 01 день) - период работы в Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области;
с **** по **** (00 лет 02 месяца 03 дня) - период работы в Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области;
с **** по **** (01 год 10 месяцев 19 дней) - период регистрации по месту жительства;
с **** по **** (0 лет 05 месяцев 28 дней) - период работы в МБОУ Коноплинская средняя школа Рязанской области.
В период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом ей не включили 00 лет 01 месяц 00 дней, а именно:
с **** по **** - период обучения в Ухоловской средней школе, расположенной в р.п. Ухолово, поскольку этот период не нашел своего подтверждения постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем не был включен в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истец полагает, что решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области от **** об отказе в установлении пенсии является незаконным, так как она имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и назначение пенсии по старости с 53 лет.
Истец указывает, что она родилась в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области.
В период с **** по **** она проходила обучение в Ухоловской средней школе, расположенной в р.п. Ухолово, и фактически проживала со своими родителями по адресу: ***
***
**** истец заключила брак с Е.О., ей была присвоена фамилия Ефремова.
С **** и по настоящее время истец проживает по адресу: *** А.
Истец указывает, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС она фактически проживала в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем полагает, что имеет право на первоначальную величину снижения пенсионного возраста на 1 год, а также право на уменьшение возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 1 год, что в общей сложности составляет снижение пенсионного возраста на 2 года, в связи с чем отказ в досрочном назначении пенсии считает незаконным.
С заявлением о назначении пенсии по старости в ГУ-Управление ПФ РФ по *** истец обратилась **** - за месяц дня до наступления возраста 53 лет, в связи с чем пенсия должна быть назначена с **** - со дня возникновения права на нее.
На основании изложенного истец просит суд признать за ней, Ефремовой Т.В., **** года рождения, право на досрочное назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ****; обязать ОСФР по Рязанской области назначить ей, Ефремовой Т.В., **** года рождения, пенсию по старости, предусмотренную Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ****.
Ответчиком на исковое заявление Ефремовой Т.В. поданы возражения, согласно которым ОСФР по Рязанской области не признает заявленные Ефремовой Т.В. исковые требования и просит суд в их удовлетворении отказать, поскольку документально подтверждено наличие у Ефремовой Т.В. проживание (работы) в зоне радиоактивного загрязнения в установленном порядке в течение 4 лет 00 месяцев 07 дней:
с **** по **** - 9 месяцев 16 дней - период работы (подтверждается справкой Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области);
с **** по **** - 08 месяцев 01 день - период работы (подтверждается справкой Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области);
с **** по **** - 02 месяца 03 дня - период работы (подтверждается справкой Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области);
с **** по **** - 01 год 10 месяцев 19 дней - проживание в р.п. Ухолово Ухоловского района;
с **** по **** - 0 лет 5 месяцев 28 дней - период работы в Ухоловском МБОУ Коноплинская средняя школа Рязанской области.
Документально не подтвержден период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с **** по ****.
Согласно данным о регистрации по месту жительства, истец значится зарегистрированной по адресу: *** с **** по настоящее время.
Ссылка в исковом заявлении на информацию об обучении Ефремовой Т.В. в период с **** по **** в Ухоловской средней школе, предоставленную МБОУ Ухоловская средняя школа, считают ненадлежащим доказательством проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области, так как период обучения не подтверждает постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.Дополнительных документов истцом не представлено, поэтому период обучения не может быть включен в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно удостоверению о проживании (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, выданном на имя Кадыковой Т.В., *** № от **** указан период проживания в населенном пункте р.*** Ухоловского района с ****, т.е. период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с **** не подтвержден.
Ответчик считает, что период проживания Ефремовой Т.В. в спорный период с **** по **** в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден и просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 35-38).
В судебном заседании истец Ефремова Т.В. и ее представитель Склямина О.Н. поддержали заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик - ОСФР по Рязанской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела слушанием суд не просил.
В ранее поданных возражениях ответчик просил суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного представителя ответчика.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив с позиции относимости, допустимости и достоверности каждое доказательство в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. От 27.06.2018, с изм. От 03.10.2018) «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (ч. 1 ст. 1).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. От 29.07.2018) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется его действие, отнесены, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом IV Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В силу ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ регламентировано, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Из приведенных правовых норм следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания (независимо от продолжительности) на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания, работы в соответствующей зоне.
На основании распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р «Об утверждении Перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения» с 26 апреля 1986 года р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области относился к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 февраля 1998 года р.п. Ухолово было исключено из перечня населенных пунктов, находящихся в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
На основании ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 дано следующее определение понятия место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Это форма учета граждан в пределах Российской Федерации, она носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав и свобод заявителя, предусмотренных как Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, так и Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 27) каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что Ефремова Т.В., **** года рождения, имеет трудовой стаж более 25 лет, первая запись в трудовой книжке ****, работает по настоящее время (л.д. 17-21).
**** Ефремова Т.В. достигла возраста 53 лет.
**** (за месяц до наступления возраста 53 лет) Ефремова Т.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.
Территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при установлении пенсии Ефремовой Т.В. принимались во внимание следующие документы: копии поквартирных карточек о периодах проживания, справка № от ****, выданная Ухоловским муниципальным бюджетным образовательным учреждением Ухоловская средняя школа Рязанской области, справка № от ****, выданная Ухоловским муниципальным бюджетным образовательным учреждением Коноплинская средняя школа ***, справки № от ****, выданные КС в Ухоловском ***, справка № от ****, выданная МИФНС № 9 по Рязанской области, удостоверение *** №, выписка из ИЛСЗЛ, данные о регистрации по месту жительства, полученные в рамках межведомственного взаимодействия из органов ФМС.
Ответчиком не оспаривается наличие у Ефремовой Т.В. на момент обращения за назначением пенсии по старости требуемого размера страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Отказывая Ефремовой Т.В. в назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в решении от **** № Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области сослался на отсутствие у Ефремовой Т.В. требуемой продолжительности проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на Чернобыльской АЭС, указывая, что в соответствии с перечнем населенных пунктов, находящихся на границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 237-р от 28.12.1991, № 1582 от 18.12.1997, р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 31.01.1998.
В данных о регистрации по месту жительства Ефремова Т.В. значится зарегистрированной по адресу: *** с **** по настоящее время.
Согласно данных выписки из ИЛСЗЛ Ефремовой Т.В. прослеживаются периоды работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на Чернобыльской АЭС (с кодом Ч-34) с **** по ****, **** по ****, **** по ****.
Согласно справке, выданной Ухоловским муниципальным бюджетным образовательным учреждением Коноплинская средняя школа Рязанской области, подтверждаются следующие периоды работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом:
с **** по **** = 0 лет 05 месяцев 28 дней;
Подтверждается период работы справкой № от ****, выданной МИФНС № по ***:
с **** по **** = 9 месяцев 16 дней,
с **** по **** = 8 месяцев 01 день,
с **** по 30.04.1995= 2 месяца 03 дня.
Итого: 01 год 07 месяцев 20 дней.
На основании сведений о регистрации по месту жительства, полученных из органов ФМС:
С **** по 31.01.1998=01 год 10 месяцев 19 дней
Всего: 04 года 00 месяцев 07 дней.
Период работы с **** по **** в зачет не берется, так как Ефремова Т.В. работала в режиме неполного рабочего дня.
Справкой, выданной Ухоловским муниципальным бюджетным образовательным учреждением Ухоловская средняя школа Рязанской области, подтверждается обучение Ефремовой (К.) Т.В. с **** по **** в Ухоловской средней школе, расположенной в р.п. Ухолово. Данный населенный пункт поименован распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р (ред. от 25.04.1995) «Об утверждении перечня населенных пунктов относящихся к территории радиоактивного загрязнения», но для определения права на установление пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено проживание (работа) на территории зоны радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы. Период обучения не подтверждает постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дополнительных документов Ефремовой Т.В. представлено не было, поэтому период обучения не может быть включен в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Данная продолжительность работы (проживания) в зоне с льготным социально-экономическим статусом дает право снижения пенсионного возраста на 1 год, т.е. для женщины право выхода на пенсию за работу (проживание) в зоне ЧАЭС возникнет в 54 года.
У Ефремовой Т.В. не подтверждается наличие одного из условий для установления пенсии по старости - отсутствует необходимый период проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 22-24).
Таким образом, судом установлено и стороной ответчика не оспаривается, что истец Ефремова Т.В. имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год в связи с проживание (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в течение 04 года 00 месяцев 07 дней.
Отказывая Ефремовой Т.В. в установлении пенсии, ОСФР по Рязанской области сослался на отсутствие требуемой продолжительности проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, позволявшим бы снизить Ефремовой Т.В. пенсионный возраст на 2 года, либо отсутствие факта проживания ее в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с **** по ****.
Вместе с тем, согласно свидетельству о рождении *** № от **** истец Ефремова (К.) Т.В. родилась **** в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области, о чем **** произведена актовая запись за №, отец К.В., мать К.Е. (л.д. 12).
По состоянию на **** истец достигла возраста полных 14 лет.
Согласно справке МБОУ «Ухоловская средняя школа» № от **** Кадыкова Т.В., *** года рождения, действительно поступила в 1 класс Ухоловской средней школы в 1978 году, была допущена к экзаменам по окончании 8-ми классов (Приказ № от ****) и выбыла в 1986 году, получив Свидетельство об окончании 8-ми классов школы №, проживала по адресу: *** (Основание: алфавитная книга № записи учащихся Ухоловской средней школы; Книга учета и записи выданных свидетельств об общем образовании (л.д. 13).
**** Кадыкова Т.В. окончила неполную среднюю школу в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области, о чем ей было выдано свидетельство о неполном среднем образовании с отличием № (л.д.45-47).
Из карты профилактических прививок Ухоловской ЦРБ на имя Кадыковой Т.В., *** домашний адрес: ***, следует, что она прививалась **** (л.д. 48-49).
Согласно отметке в свидетельстве о рождении *** № от **** Ефремова (К.) Т.В. была выписана из р.п. Ухолово ****, что подтверждает факт её проживания в р.п. Ухолово, в зоне с льготным социально-экономическим статусом на дату аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 12).
***
***
Согласно свидетельству о заключении брака *** № от **** Е.О. и Потаева Т.В. **** заключили брак, о чем составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака присвоены фамилии: мужу Ефремов, жене Ефремова (л.д. 16).
Кроме того, допрошенная в судебном заседании свидетель Х.В. показала, что хорошо знает истицу Ефремову Т.В. (в девичестве Кадыкову Т.В.). Они проживали в одном доме. К. жили в ***, а она до сего времени проживает в ***. Т. была единственным ребенком. Она училась в Ухоловской средней школе. До окончания 8 классов Т. К. (Ефремова) находилась в р.***. А после школы в 1986 году осенью она уехала учиться в ***. Она хорошо помнит, что когда в апреле 1986 года случилась Чернобыльская катастрофа, Т. жила в квартире своих родителей. В тот год она заканчивала 8 классов, и надо было готовиться к экзаменам. Экзамены она сдавала в июне 1986 года и все это время Т. находилась в р.п. Ухолово.
Свидетель С.И. показала в суде, что проживает в. р.*** с 1983 года. Она училась в Ухоловской средней школе в одном классе с истицей Ефремовой Т.В. (тогда она была Кадыковой Т.В.). Они вместе окончили 8 классов Ухоловской средней школы в 1986 году, а потом разъехались поступать в учебные заведения в другие города. Она бывала у Т. дома на *** р.***. Она хорошо помнит, что в апреле 1986 года случилась Чернобыльская катастрофа. Они учились в 8 классе. Они вместе с Т. готовились к экзаменам, которые были в июне 1986 года. И все это время Т. проживала в р.п. Ухолово у своих родителей.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с исследованными судом письменными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Оценив представленные стороной истца доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности факта проживания истца Ефремовой Т.В. в оспариваемый ответчиком период с **** по **** в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области, который до 1 февраля 1998 года относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Каких-либо доказательств, опровергающих факт постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в указанный период, ответчиком не представлено.
С учетом установленных в ходе рассмотрения данного гражданского дела обстоятельств, свидетельствующих о том, что истец Ефремова Т.В. в оспариваемый период с **** по **** постоянно проживала на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за ней права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с Законом № 1244-1 на два года (1 год в связи с проживанием в зоне с льготным социально - экономическим статусом на дату аварии и 1 год за каждые 4 года проживания в такой зоне) - по достижении 53 лет, с ****.
При таких обстоятельствах исковые требования Ефремовой Т.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Ефремовой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Ефремовой *** зарегистрированной и проживающей по адресу: ***, право на досрочное назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ****.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Рязанской области *** назначить Ефремовой Т.В. пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ****.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Ухоловский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение ***
Судья Ю.В. Васин
УИД 62RS0028-01-2024-000152-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Ухолово Рязанской области 30 июля 2024 года
Ухоловский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Васина Ю.В.,
с участием истца Ефремовой Т.В.,
представителя истца Ефремовой Т.В. адвоката адвокатского кабинета Адвокатской палаты Рязанской областиСкляминой О.Н., имеющей регистрационный № в реестре адвокатов Рязанской области, удостоверение №, выданное Управлением Минюста РФ по Рязанской области, представившей ордер № от ****,
при секретаре Михеевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Ухоловского районного суда Рязанской области гражданское дело по исковому заявлению Ефремовой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Ефремова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в обоснование заявленных требований указывая, что ****, за месяц до наступления возраста 53 лет, она обратилась в ОСФР по Рязанской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области от **** № в досрочном назначении пенсии по старости ей было отказано.
Основанием для отказа в установлении пенсии по старости послужило отсутствие требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Всего для назначения пенсии по старости в периоды работы и проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом Ефремовой Т.В. включили 04 года 00 месяцев 07 дней, а именно:
с **** по **** (00 лет 09 месяцев 16 дней) - период работы в Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области;
с **** по **** (00 лет 08 месяцев 01 день) - период работы в Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области;
с **** по **** (00 лет 02 месяца 03 дня) - период работы в Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области;
с **** по **** (01 год 10 месяцев 19 дней) - период регистрации по месту жительства;
с **** по **** (0 лет 05 месяцев 28 дней) - период работы в МБОУ Коноплинская средняя школа Рязанской области.
В период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом ей не включили 00 лет 01 месяц 00 дней, а именно:
с **** по **** - период обучения в Ухоловской средней школе, расположенной в р.п. Ухолово, поскольку этот период не нашел своего подтверждения постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем не был включен в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истец полагает, что решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области от **** об отказе в установлении пенсии является незаконным, так как она имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и назначение пенсии по старости с 53 лет.
Истец указывает, что она родилась в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области.
В период с **** по **** она проходила обучение в Ухоловской средней школе, расположенной в р.п. Ухолово, и фактически проживала со своими родителями по адресу: ***
***
**** истец заключила брак с Е.О., ей была присвоена фамилия Ефремова.
С **** и по настоящее время истец проживает по адресу: *** А.
Истец указывает, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС она фактически проживала в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем полагает, что имеет право на первоначальную величину снижения пенсионного возраста на 1 год, а также право на уменьшение возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 1 год, что в общей сложности составляет снижение пенсионного возраста на 2 года, в связи с чем отказ в досрочном назначении пенсии считает незаконным.
С заявлением о назначении пенсии по старости в ГУ-Управление ПФ РФ по *** истец обратилась **** - за месяц дня до наступления возраста 53 лет, в связи с чем пенсия должна быть назначена с **** - со дня возникновения права на нее.
На основании изложенного истец просит суд признать за ней, Ефремовой Т.В., **** года рождения, право на досрочное назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ****; обязать ОСФР по Рязанской области назначить ей, Ефремовой Т.В., **** года рождения, пенсию по старости, предусмотренную Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ****.
Ответчиком на исковое заявление Ефремовой Т.В. поданы возражения, согласно которым ОСФР по Рязанской области не признает заявленные Ефремовой Т.В. исковые требования и просит суд в их удовлетворении отказать, поскольку документально подтверждено наличие у Ефремовой Т.В. проживание (работы) в зоне радиоактивного загрязнения в установленном порядке в течение 4 лет 00 месяцев 07 дней:
с **** по **** - 9 месяцев 16 дней - период работы (подтверждается справкой Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области);
с **** по **** - 08 месяцев 01 день - период работы (подтверждается справкой Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области);
с **** по **** - 02 месяца 03 дня - период работы (подтверждается справкой Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области);
с **** по **** - 01 год 10 месяцев 19 дней - проживание в р.п. Ухолово Ухоловского района;
с **** по **** - 0 лет 5 месяцев 28 дней - период работы в Ухоловском МБОУ Коноплинская средняя школа Рязанской области.
Документально не подтвержден период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с **** по ****.
Согласно данным о регистрации по месту жительства, истец значится зарегистрированной по адресу: *** с **** по настоящее время.
Ссылка в исковом заявлении на информацию об обучении Ефремовой Т.В. в период с **** по **** в Ухоловской средней школе, предоставленную МБОУ Ухоловская средняя школа, считают ненадлежащим доказательством проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области, так как период обучения не подтверждает постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.Дополнительных документов истцом не представлено, поэтому период обучения не может быть включен в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно удостоверению о проживании (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, выданном на имя Кадыковой Т.В., *** № от **** указан период проживания в населенном пункте р.*** Ухоловского района с ****, т.е. период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с **** не подтвержден.
Ответчик считает, что период проживания Ефремовой Т.В. в спорный период с **** по **** в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден и просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 35-38).
В судебном заседании истец Ефремова Т.В. и ее представитель Склямина О.Н. поддержали заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик - ОСФР по Рязанской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела слушанием суд не просил.
В ранее поданных возражениях ответчик просил суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного представителя ответчика.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив с позиции относимости, допустимости и достоверности каждое доказательство в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. От 27.06.2018, с изм. От 03.10.2018) «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (ч. 1 ст. 1).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. От 29.07.2018) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется его действие, отнесены, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом IV Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В силу ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ регламентировано, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Из приведенных правовых норм следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания (независимо от продолжительности) на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания, работы в соответствующей зоне.
На основании распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р «Об утверждении Перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения» с 26 апреля 1986 года р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области относился к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 февраля 1998 года р.п. Ухолово было исключено из перечня населенных пунктов, находящихся в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
На основании ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 дано следующее определение понятия место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Это форма учета граждан в пределах Российской Федерации, она носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав и свобод заявителя, предусмотренных как Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, так и Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 27) каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что Ефремова Т.В., **** года рождения, имеет трудовой стаж более 25 лет, первая запись в трудовой книжке ****, работает по настоящее время (л.д. 17-21).
**** Ефремова Т.В. достигла возраста 53 лет.
**** (за месяц до наступления возраста 53 лет) Ефремова Т.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.
Территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при установлении пенсии Ефремовой Т.В. принимались во внимание следующие документы: копии поквартирных карточек о периодах проживания, справка № от ****, выданная Ухоловским муниципальным бюджетным образовательным учреждением Ухоловская средняя школа Рязанской области, справка № от ****, выданная Ухоловским муниципальным бюджетным образовательным учреждением Коноплинская средняя школа ***, справки № от ****, выданные КС в Ухоловском ***, справка № от ****, выданная МИФНС № 9 по Рязанской области, удостоверение *** №, выписка из ИЛСЗЛ, данные о регистрации по месту жительства, полученные в рамках межведомственного взаимодействия из органов ФМС.
Ответчиком не оспаривается наличие у Ефремовой Т.В. на момент обращения за назначением пенсии по старости требуемого размера страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Отказывая Ефремовой Т.В. в назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в решении от **** № Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области сослался на отсутствие у Ефремовой Т.В. требуемой продолжительности проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на Чернобыльской АЭС, указывая, что в соответствии с перечнем населенных пунктов, находящихся на границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 237-р от 28.12.1991, № 1582 от 18.12.1997, р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 31.01.1998.
В данных о регистрации по месту жительства Ефремова Т.В. значится зарегистрированной по адресу: *** с **** по настоящее время.
Согласно данных выписки из ИЛСЗЛ Ефремовой Т.В. прослеживаются периоды работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на Чернобыльской АЭС (с кодом Ч-34) с **** по ****, **** по ****, **** по ****.
Согласно справке, выданной Ухоловским муниципальным бюджетным образовательным учреждением Коноплинская средняя школа Рязанской области, подтверждаются следующие периоды работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом:
с **** по **** = 0 лет 05 месяцев 28 дней;
Подтверждается период работы справкой № от ****, выданной МИФНС № по ***:
с **** по **** = 9 месяцев 16 дней,
с **** по **** = 8 месяцев 01 день,
с **** по 30.04.1995= 2 месяца 03 дня.
Итого: 01 год 07 месяцев 20 дней.
На основании сведений о регистрации по месту жительства, полученных из органов ФМС:
С **** по 31.01.1998=01 год 10 месяцев 19 дней
Всего: 04 года 00 месяцев 07 дней.
Период работы с **** по **** в зачет не берется, так как Ефремова Т.В. работала в режиме неполного рабочего дня.
Справкой, выданной Ухоловским муниципальным бюджетным образовательным учреждением Ухоловская средняя школа Рязанской области, подтверждается обучение Ефремовой (К.) Т.В. с **** по **** в Ухоловской средней школе, расположенной в р.п. Ухолово. Данный населенный пункт поименован распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р (ред. от 25.04.1995) «Об утверждении перечня населенных пунктов относящихся к территории радиоактивного загрязнения», но для определения права на установление пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено проживание (работа) на территории зоны радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы. Период обучения не подтверждает постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дополнительных документов Ефремовой Т.В. представлено не было, поэтому период обучения не может быть включен в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Данная продолжительность работы (проживания) в зоне с льготным социально-экономическим статусом дает право снижения пенсионного возраста на 1 год, т.е. для женщины право выхода на пенсию за работу (проживание) в зоне ЧАЭС возникнет в 54 года.
У Ефремовой Т.В. не подтверждается наличие одного из условий для установления пенсии по старости - отсутствует необходимый период проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 22-24).
Таким образом, судом установлено и стороной ответчика не оспаривается, что истец Ефремова Т.В. имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год в связи с проживание (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в течение 04 года 00 месяцев 07 дней.
Отказывая Ефремовой Т.В. в установлении пенсии, ОСФР по Рязанской области сослался на отсутствие требуемой продолжительности проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, позволявшим бы снизить Ефремовой Т.В. пенсионный возраст на 2 года, либо отсутствие факта проживания ее в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с **** по ****.
Вместе с тем, согласно свидетельству о рождении *** № от **** истец Ефремова (К.) Т.В. родилась **** в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области, о чем **** произведена актовая запись за №, отец К.В., мать К.Е. (л.д. 12).
По состоянию на **** истец достигла возраста полных 14 лет.
Согласно справке МБОУ «Ухоловская средняя школа» № от **** Кадыкова Т.В., *** года рождения, действительно поступила в 1 класс Ухоловской средней школы в 1978 году, была допущена к экзаменам по окончании 8-ми классов (Приказ № от ****) и выбыла в 1986 году, получив Свидетельство об окончании 8-ми классов школы №, проживала по адресу: *** (Основание: алфавитная книга № записи учащихся Ухоловской средней школы; Книга учета и записи выданных свидетельств об общем образовании (л.д. 13).
**** Кадыкова Т.В. окончила неполную среднюю школу в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области, о чем ей было выдано свидетельство о неполном среднем образовании с отличием № (л.д.45-47).
Из карты профилактических прививок Ухоловской ЦРБ на имя Кадыковой Т.В., *** домашний адрес: ***, следует, что она прививалась **** (л.д. 48-49).
Согласно отметке в свидетельстве о рождении *** № от **** Ефремова (К.) Т.В. была выписана из р.п. Ухолово ****, что подтверждает факт её проживания в р.п. Ухолово, в зоне с льготным социально-экономическим статусом на дату аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 12).
***
***
Согласно свидетельству о заключении брака *** № от **** Е.О. и Потаева Т.В. **** заключили брак, о чем составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака присвоены фамилии: мужу Ефремов, жене Ефремова (л.д. 16).
Кроме того, допрошенная в судебном заседании свидетель Х.В. показала, что хорошо знает истицу Ефремову Т.В. (в девичестве Кадыкову Т.В.). Они проживали в одном доме. К. жили в ***, а она до сего времени проживает в ***. Т. была единственным ребенком. Она училась в Ухоловской средней школе. До окончания 8 классов Т. К. (Ефремова) находилась в р.***. А после школы в 1986 году осенью она уехала учиться в ***. Она хорошо помнит, что когда в апреле 1986 года случилась Чернобыльская катастрофа, Т. жила в квартире своих родителей. В тот год она заканчивала 8 классов, и надо было готовиться к экзаменам. Экзамены она сдавала в июне 1986 года и все это время Т. находилась в р.п. Ухолово.
Свидетель С.И. показала в суде, что проживает в. р.*** с 1983 года. Она училась в Ухоловской средней школе в одном классе с истицей Ефремовой Т.В. (тогда она была Кадыковой Т.В.). Они вместе окончили 8 классов Ухоловской средней школы в 1986 году, а потом разъехались поступать в учебные заведения в другие города. Она бывала у Т. дома на *** р.***. Она хорошо помнит, что в апреле 1986 года случилась Чернобыльская катастрофа. Они учились в 8 классе. Они вместе с Т. готовились к экзаменам, которые были в июне 1986 года. И все это время Т. проживала в р.п. Ухолово у своих родителей.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с исследованными судом письменными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Оценив представленные стороной истца доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности факта проживания истца Ефремовой Т.В. в оспариваемый ответчиком период с **** по **** в р.п. Ухолово Ухоловского района Рязанской области, который до 1 февраля 1998 года относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Каких-либо доказательств, опровергающих факт постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в указанный период, ответчиком не представлено.
С учетом установленных в ходе рассмотрения данного гражданского дела обстоятельств, свидетельствующих о том, что истец Ефремова Т.В. в оспариваемый период с **** по **** постоянно проживала на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за ней права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с Законом № 1244-1 на два года (1 год в связи с проживанием в зоне с льготным социально - экономическим статусом на дату аварии и 1 год за каждые 4 года проживания в такой зоне) - по достижении 53 лет, с ****.
При таких обстоятельствах исковые требования Ефремовой Т.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Ефремовой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Ефремовой *** зарегистрированной и проживающей по адресу: ***, право на досрочное назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ****.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Рязанской области *** назначить Ефремовой Т.В. пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ****.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Ухоловский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение ***
Судья Ю.В. Васин