Решение по делу № 33-1638/2024 от 23.04.2024

    Судья Блейз И.Г.                     Дело (первая инстанция)

    

      (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 мая 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи    - Балацкого Е.В.,

судей                     - Устинова О.И., Горбова Б.В.,

при секретаре                - Уласень Я.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению прокуратуры Ленинского района г. Севастополя в интересах ФИО к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия,

    заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,

установила:

прокуратура Ленинского района г. Севастополя обратилась с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, просила обязать Департамент капитального строительства города Севастополя представить в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя расчет предположительной стоимости работ, связанных с проведением реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома.

Требования мотивированы тем, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, передвигается с использованием кресла-коляски. Проживает несовершеннолетний на 5 этаже многоквартирного дома. Межведомственной комиссией на основании заявления матери ФИО проведено обследование вышеуказанного многоквартирного жилого дома, комиссия пришла к выводу о необходимости приспособления общего имущества многоквартирного дома с учетом потребностей проживающего в нем ребенка-инвалида. Для проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или ремонта многоквартирного дома (части дома) Департаментом труда и социальной защиты г. Севастополя ДД.ММ.ГГГГ в Департамент капитального строительства г. Севастополя направлен запрос о предоставлении расчета предположительной (примерной) стоимости работ, а также расчета потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения. Повторный запрос Департаментом труда и социальной защиты населения г. Севастополя в Департамент капитального строительства г. Севастополя направлен ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на указанный запрос должен быть предоставлен в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления запроса. В нарушение указанного требования расчет Департаментом капитального строительства г. Севастополя до настоящего времени в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя не представлен, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в исковые требования удовлетворены.

Департамент капитального строительства города Севастополя обязан представить в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя расчет предположительной (примерной) стоимости работ, связанных с проведением реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, определяемый на основе сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, в соответствии с актом проведенного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>.

Не согласившись с решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование заявленных доводов указывает, что исковые требования заявлены преждевременно, так как свою обязанность ответчик не отрицает, проводя работу в плановом порядке. Ответчик смог приступить к выполнению мероприятий только после того, как Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя предусмотрел финансирование на эти цели и оно было доведено до Департамента капитального строительства города Севастополя в ДД.ММ.ГГГГ году. Ссылки в решении суда о том, что Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя в адрес ответчика направлялись запросы о предоставлении расчетов являются безосновательными, так как данный Департамент знал, что финансирование на расчеты стоимости реконструкции общего имущества и жилых помещений, в которых проживают инвалиды, на ДД.ММ.ГГГГ года не предусмотрено. Также апеллянт полагает, что в пятидневный срок решение суда является неисполнимым, так как осуществление необходимых мероприятий требует значительных затрат времени.

В поданных возражениях ФИО просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО, прокурор Василенко С.Н. просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, поданные на них возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

Так, судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в доме проживания ФИО отсутствуют необходимые технические приспособления для передвижения ребенка-инвалида на кресле-коляске, в связи с чем в указанном доме необходимо произвести соответствующую реконструкцию либо произвести переселение ребенка-инвалида, расчет стоимости которых стороной ответчика на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не предоставлен.

Исследовав обстоятельства дела, а также имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Исходя из ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Согласно п. 3 указанного постановления, решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 23 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года, государствами-участниками признается, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Согласно ст. 7, ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где устанавливаются гарантии социальной защиты инвалидов. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-Ф3 реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и пользования средствами транспорта, связи и информацией, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-Ф3, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно ч. 8 ст. 17 указанного закона, жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Согласно п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016 года № 649, доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2021 года № 722-ПП «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» в городе Севастополе» уполномоченным исполнительным органом государственной власти города Севастополя по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда города Севастополя и частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения, с учетом потребностей инвалидов определен Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя. Ему предписано утвердить порядок реализации исполнительными органами государственной власти города Севастополя вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации в городе Севастополе.

Департамент капитального строительства г. Севастополя определен исполнительным органом государственной власти города Севастополя, ответственным за проведение работ по обеспечению доступности жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения, путем реализации мероприятий по реконструкции многоквартирных домов, включенных уполномоченным органом в соответствующую государственную программу.

Департаментом труда и социальной защиты г. Севастополя издан приказ от 04 февраля 2022 года № 40 «О реализации постановления Правительства Севастополя от 29 декабря 2021 № 722-ПП «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» в городе Севастополе.

Приказом утверждены положение о межведомственной комиссии города Севастополя по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения и порядок реализации исполнительными органами государственной власти города Севастополя вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации в городе Севастополе.

Согласно п. 3.4 Положения итоговым документом по результатам работ межведомственной комиссии должно стать заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения для потребностей инвалида.

В силу п. 3.6 Положения заключение о возможности приспособления жилого помещения для потребностей инвалида является основанием для организации мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположено указанное жилое помещение, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида.

Как установлено судом первой инстанции, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, передвигается с использованием кресла-коляски, проживая на 5 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Мать несовершеннолетнего обратилась в Департамент труда и социальной защиты с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о приспособлении общего имущества многоквартирного дома специальными техническими средствами для обеспечения доступности для инвалида-колясочника,

Межведомственной комиссией на основании заявления матери ФИО проведено обследование вышеуказанного многоквартирного жилого дома, комиссия пришла к выводу о возможности и необходимости приспособления общего имущества многоквартирного дома, с учетом потребностей проживающего в нем ребенка-инвалида.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты г. Севастополя в адрес Департамента капитального строительства г. Севастополя направлен запрос о предоставлении расчета предположительной (примерной) стоимости работ, связанных с проведением реконструкции и (или) капитального ремонта, определяемый на основе сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, в соответствии с актом проведенного обследования, а также расчета потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения, полученный путем умножения средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной по городу Севастополю, на общую площадь необходимого для предоставления инвалиду нового жилого помещения в соответствии с п. 4.1.4 Порядка реализации исполнительными органами г. Севастополя Постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649, утвержденного приказом Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 04 февраля 2022 года № 40 (далее – Порядок).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения г. Севастополя в адрес Департамента капитального строительства г. Севастополя направлен повторный запрос.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции вышеуказанный расчет предположительной (примерной) стоимости работ, связанных с проведением реконструкции и (или) капитального ремонта ответчиком по запросу Департамента труди и социальной защиты населения г. Севастополя не представлен, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции установил, что ответчиком необоснованно не представлен вышеуказанный расчет, ввиду чего произвести реконструкция многоквартирного дома, в котором проживает сын истца, не представляется возможным, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что в настоящее время ответчику доведен лимит бюджетных обязательств, которые в свою очередь доведены до Государственного казенного учреждения г. Севастополя «Единая Дирекция капитального строительства» (далее – ГКУ ГС «ЕДКС»), в связи с чем в настоящее время ГКУ ГС «ЕДКС» проводятся мероприятия по заключению соответствующего государственного контракта.

Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Исходя из ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В ходе рассмотрения дела судебной коллегией установлено, согласно акту обследования межведомственной комиссии, что в многоквартирном доме, в котором проживает ребенок истца, являющийся инвалидом, передвигающимся на кресле-коляске, отсутствуют технические приспособления для обеспечения надлежащего передвижения последнего в пределах указанного дома, что сторонами не оспаривается.

Постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2021 года № 722-ПП предписано Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя утвердить порядок реализации исполнительными органами государственной власти города Севастополя Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649, который, в свою очередь утвержден приказом Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 04 февраля 2022 года № 40.

Согласно п. 4 вышеуказанного Постановления Правительства Севастополя ответчик определен исполнительным органом государственной власти города Севастополя, ответственным за проведение работ по обеспечению доступности жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирных домах.

Доказательств признания указанного постановления и приказа недействительным либо иного основания их недействительности в материалы дела не представлено.

Согласно п. 4.1.4 Порядка установлена обязанность Департамента капитального строительства города Севастополя в целях реализации Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя пункта 2.2.1 настоящего Порядка представлять по запросу в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления запроса, расчеты стоимости.

По смыслу указанного пункта Порядка в рамках настоящего дела, предполагается предоставление расчетов стоимости предположительной (примерной) стоимости работ, связанных с проведением реконструкции и (или) ремонта, направленных на обеспечение необходимыми техническими приспособлениями мест проживания инвалидов либо расчет потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения, полученный путем умножения средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной по городу Севастополю, на общую площадь необходимого для предоставления инвалиду нового жилого помещения.

Таким образом, выявление целесообразного с экономической точки зрения способа обеспечения ребенка-инвалида, передвигающегося на кресле-коляске, надлежащими условиями доступа к месту его проживания без предоставления указанного расчета не представляется возможным.

Из материалов дела установлено, что Департаментом труда и социальной защиты населения г. Севастополя в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы о предоставлении вышеуказанных расчетов.

Доказательства предоставления ответчиком расчетов стоимости по указанным запросам, а также каких-либо иных ответов, в том числе указывающих на наличие уважительных причин непредоставления указанных расчетов, материалы настоящего гражданского дела не содержат.

Из указанного следует, что ответчиком, установленная вышеприведенными нормативными правовыми актами обязанность по предоставлению расчета стоимости не исполнена, в связи с чем определить надлежащий способ обеспечения интересов ФИО по обеспечению доступа к месту его проживания в настоящий момент невозможно.

Позиция апеллянта о том, что необходимые денежные средства направлены ГКУ ГС «ЕДКС» не содержит оснований, указывающих на правомерность несоблюдения ответчиком вышеуказанных сроков по представлению ответа по запросу Департаментом труда и социальной защиты населения г. Севастополя о предоставлении спорных расчетов, а кроме того, не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Также доводы апеллянта о том, что в настоящий момент ГКУ ГС «ЕДКС» проводятся мероприятия по заключению соответствующего контракта, а также, что в его адрес направлены 9 актов обследования многоквартирных домов, не содержат самостоятельных оснований для несоблюдения установленных сроков по предоставлению спорных расчетов стоимости.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не имел возможность приступить к выполнению необходимых мероприятий по предоставлению расчетов стоимости, поскольку их финансирование Департаментом труда и социальной защиты населения г. Севастополя на ДД.ММ.ГГГГ год не было предусмотрено, в связи с чем запросы данного Департамента носят формальный характер, подлежат отклонению, а кроме того, также имеющимися материалами дела не подтверждаются.

Таким образом, поскольку без предоставления спорных расчетов стоимости не представляется возможным определить экономически целесообразный способ обеспечения ФИО надлежащими условиями доступа к месту его проживания, а Департаментом капитального строительства г. Севастополя в установленный срок обязанность по предоставлению данного расчета не исполнена, доказательств обратного не предоставлено, как и оснований уважительности неисполнения указанной обязанности, судебная коллегия полагает, что удовлетворение заявленных исковых требований является обоснованным.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает выводы суда, изложенные в решении, соответствующими собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Председательствующий         /подпись/              Е.В. Балацкий

Судьи                     /подпись/                   О.И. Устинов

                           /подпись/                   Б.В. Горбов

Копия верна                                           Е.В. Балацкий

Судья

33-1638/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Попескул Нина Николаевна
Информация скрыта
Прокуратура Ленинского района г. Севастополя
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Балацкий Евгений Васильевич
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
23.04.2024Передача дела судье
27.05.2024Судебное заседание
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024Передано в экспедицию
27.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее