Решение по делу № 2а-3120/2019 от 10.09.2019

№ 2а-3120/19

Решение

Именем Российской Федерации

10 октября 2019 г. г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Евангелевской Л.В.,

при секретаре Нанавьян С.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Стрельцовой Алевтины Анатольевны к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в приобретении в собственность земельного участка и об обязании предоставить земельный участок

У С Т А Н О В И Л :

Стрельцова А.А. обратилась с настоящим заявлением в суд, в обоснование указав следующие обстоятельства.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. № <данные изъяты>, она обладает правом собственности на объект недвижимости, жилой дом, общей площадью 470,3 кв. м лит. <адрес> этажность: 3. Подземная этажность:1; Сауна, площадь 62 кв.м. <адрес>. Этажность :1 Инвентарный номер : <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Стрельцова А.А. обратилась в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (ТУ Росимущества) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости. Ответ на заявление не получили. ДД.ММ.ГГГГ Стрельцова А.А. обращалась в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости, повторно. Был получен письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ в котором сообщалось, что у объектов с кадастровыми номерами <данные изъяты> отсутствуют сведения о правообладателях. Фактически они отсутствуют на участке, являются реестровыми ошибками, дублируя сведения об объекте с кадастровым номером <данные изъяты> и друг о друге. Стрельцовой А.А. было направлено заявление в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Росреестр) об исключении из данных ЕГРП сведений об отсутствующих на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>. По итогам рассмотрения данного заявления на очередном заседании совместной рабочей группы Управления и Филиала по гармонизации баз данных, унаследованных информационных систем АИС «Юстиция» и АИС «ГКН», принято решение об исключении из данных ЕГРП сведений об отсутствующих на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Стрельцова повторно обращалась в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости. ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества отказало с мотивировкой, что объект с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит на праве собственности заявительнице с 10 января 2013 года, таким образом, она не могла обратится с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ., что давало бы ей право на рассмотрение вопроса о предоставлении в собственность земельного участка за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Прежние собственники жилого дома не реализовали свое право на получение в собственность земельного участка за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

На основании изложенного заявитель просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> об отказе в приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 801 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> обязать ответчика предоставить земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 801 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

В судебное заседание представитель административного истца Захарова А.В., действующая на основании доверенности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. явилась, явилась, доводы заявления поддержала.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, направил письменный отзыв, согласно которому, просит в иске отказать в связи с тем, что у объектов с кадастровыми номерами <данные изъяты> отсутствуют сведения о правообладателях. Фактически они отсутствуют на участке, являются реестровыми ошибками, дублируя сведения об объекте с кадастровым номером <данные изъяты> и друг о друге. Объект с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит на праве собственности заявительнице с 10 января 2013 года, таким образом, она не могла обратится с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка до 01.07.2012 г., что давало бы ей право на рассмотрение вопроса о предоставлении в собственность земельного участка за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспаривания нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Судом установлено и административным ответчиком не оспаривается, что истец обладает правом собственности на объект недвижимости - жилой дом, общей площадью 470,3 кв. м лит<адрес> этажность: 3. Подземная этажность:1; Сауна, площадь 62 кв.м. <адрес> Этажность :1 Инвентарный номер : <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес> расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Стрельцова А.А. обратилась в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (ТУ Росимущества) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости. Ответ на заявление не был получен.

ДД.ММ.ГГГГ. Стрельцова А.А. обращалась в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости, повторно.

Был получен письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ в котором сообщалось, что у объектов с кадастровыми номерами <данные изъяты> отсутствуют сведения о правообладателях. Фактически они отсутствуют на участке, являются реестровыми ошибками, дублируя сведения об объекте с кадастровым номером <данные изъяты> и друг о друге.

Стрельцовой А.А. было направлено заявление в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Росреестр) об исключении из данных ЕГРП сведений об отсутствующих на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <данные изъяты>

По итогам рассмотрения данного заявления на очередном заседании совместной рабочей группы Управления и Филиала по гармонизации баз данных, унаследованных информационных систем АИС «Юстиция» и АИС «ГКН», принято решение об исключении из данных ЕГРП сведений об отсутствующих на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Указанное подтверждается выписками из ЕГРН.

Таким образом, доводы ответчика в части дублирования сведений об объектах недвижимого имущества не находят своего подтверждения.

ДД.ММ.ГГГГ Стрельцова повторно обращалась в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости.

ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества отказало с мотивировкой, что объект с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит на праве собственности заявительнице с 10 января 2013 года, таким образом, она не могла обратится с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка до 01.07.2012 г., что давало бы ей право на рассмотрение вопроса о предоставлении в собственность земельного участка за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.

С указанным нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Исходя из приведенных выше законоположений право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Прежние собственники жилого дома не реализовали свое право на получение в собственность земельного участка за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Согласно ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

При этом, несмотря на то обстоятельство, что прежние собственники жилого дома не оформили документы, удостоверяющие право на земельный участок, на котором находится указанный жилой дом, к новому приобретателю строения, в силу ч.1 ст. 35 ЗК РФ, перешло право на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника, поэтому к истцу перешли те же права на земельный участок, которые были у предыдущего собственника, в том числе и и право на однократную бесплатную приватизацию, которое истцом не использовано.

Согласно п. 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г.,, если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, независимо от того, была ли использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, за ними сохранялись их прежние земельные участки

Одновременно с закреплением права частной собственности на землю обеспечивалась возможность гражданам продолжать пользоваться земельными участками также и на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования, либо произвести переоформление имеющегося правового титула.

Судом установлено, что прежнему собственнику спорный земельный участок принадлежал на праве аренды по договору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. для эксплуатации жилого дома, сроком на 49 лет.

Поскольку не доказано, что истец реализовал свое конституционное право на однократное бесплатное приобретение участка в собственность, следовательно, он не может быть лишен возможности его реализовать.

Земельный кодекс, действующий на момент перехода права собственности, и ныне действующий Земельный кодекс РФ, устанавливает при переходе права собственности на строение переход права собственности соответствующей части земельного участка, необходимой для использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

Статьей 1 Земельного кодекса РФ закрепляется единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Таким образом, судом установлено, что истец надлежащим образом оформил своё право собственности на объект недвижимости, жилой дом, общей площадью 470,3 кв. м <адрес> этажность: 3. Подземная этажность:1; Сауна, площадь 62 кв.м. <адрес> Этажность :1 Инвентарный номер <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес> расположенного на спорном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> Пправо собственности на земельный участок на сегодняшний день в ином порядке зарегистрировать не представляется возможным, хотя истец длительное время пользуется земельным участком, осуществляет уход за земельным участком, использует спорный земельный участок в соответствии с целевым назначением.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдения срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа административному истцу в праве выкупа земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Стрельцовой Алевтины Анатольевны к Территориальному управлению федерального агентства по управлением государственным имуществом в Ростовской области о признании незаконным решения территориального управления об отказе в приобретении в собственность земельного участка и об обязании предоставить земельный участок –удовлетворить.

Признать незаконным решение Территориальному управлению федерального агентства по управлением государственным имуществом в Ростовской области об отказе в приобретении в собственность земельного участка.

Обязать Территориальное управление федерального агентства по управлением государственным имуществом в Ростовской области предоставить земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 801 кв.м., расположенного по адресу <адрес> за плату в размере 2,5 % кадастровой стоимости на основании заявления от 26.06.2019 г. и представленных документов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 10.10.2019 года.

Судья

2а-3120/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Стрельцова Алевтина Анатольевна
Ответчики
ТУ Росимущества РО
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Евангелевская Лада Викторовна
Дело на сайте суда
leninsky.ros.sudrf.ru
10.09.2019Регистрация административного искового заявления
10.09.2019Передача материалов судье
14.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2019Предварительное судебное заседание
10.10.2019Судебное заседание
10.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Регистрация административного искового заявления
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2020Предварительное судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее