Судья Щербакова Я.А. Дело № 33а-9486/2020
24RS0016-01-2020-001747-70
3.099 КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 сентября 2020 года г.Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Полынцева С.Н.
судей Сидоренко Е.А., Ерофеева А.И.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.Е.
при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.
дело по административному иску избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО город Железногорск Красноярского края об оспаривании и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО город Железногорск Красноярского края от 10 августа 2020 года № 42/152,
по апелляционной жалобе председателя избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО город Железногорск Красноярского края Соколовой А.А.
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 28 августа 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО город Железногорск Красноярского края от 10 августа 2020 года № 42/152 «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Красноярском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Избирательное объединение Красноярского регионального отделения политической партии ЛДПР – Либерально - демократической партии России обратилось в суд с административным иском к избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО город Железногорск Красноярского края о признании незаконным решения избирательной комиссии.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято ответчиком с существенными нарушениями требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) и Закона Красноярского края от 02 октября 2010 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», а именно: Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» не известило избирательную комиссию о проведении мероприятия, связанного с выдвижением своих списков кандидатов в депутаты, подписные листы в поддержку выдвижения списка кандидатов не содержат фамилий, имен, отчеств, гражданства, дат рождения, а при наличии - сведений о судимости и принадлежности кандидатов к политической партии, не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов, то есть имеют незаполненную строку «во главе которого находятся», что является нарушением требований к форме подписного листа. Нарушение указанных требования влечет за собой не достижение цели, ради которых такие требования установлены федеральным законодателем, а именно - оценки репутации кандидата на выборную должность избирателями, ставящими свою подпись в поддержку выдвижения списка кандидатов. Поскольку все подписные листы в поддержку выдвижения общетерриториального списка кандидатов в депутаты, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» не соответствуют требованиям, установленным приложением 7.1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, все подписи избирателей в подписных листах являются недействительными, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
Административный истец просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии от 10 августа 2020 года № 42/152 о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые».
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе председатель избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО город Железногорск Красноярского края Соколова А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что вывод суда об оформлении подписных листов с нарушением требований к форме подписного листа основан на неверном толковании требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и Закона Красноярского края от 02 октября 2010 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». Указывает, что из буквального содержания приложения 7.1 к Федеральному закону следует, что при отсутствии общерегиональной части списка кандидатов в подписном листе слова «во главе которого находятся», соответствующая строка и текст подстрочника к ней не воспроизводятся. В Красноярском крае при определенных условиях предусмотрена разбивка списка кандидатов на общую часть и территориальные группы, что допускается Законом Красноярского края от 02 октября 2010 года № 8-1411, соответственно сноска 2 подлежит применению, в силу которой строка, начинающаяся словами «во главе которого находятся» может вообще не производится, т.к. указана излишняя информация, не влияющая на восприятие информации об избирательном объединении, что не нарушает права и законные интересы избирателей при сборе подписей и не свидетельствует о нарушении формы подписного листа.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор ЗАТО г.Железногорска Пугач А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный ответчик избирательная комиссия муниципального образования ЗАТО город Железногорск Красноярского края, заинтересованное лицо избирательное объединение региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили, в силу ст.150, ч.3 ст.243 КАС РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца Вахрушева С.А., возражавшего против апелляционной жалобы, заключение прокурора прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п/п «г» пункта 25 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидата.
Согласно п.1 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Пунктом 8 ст.37 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Приложением 7.1 к Федеральному закону № 67-ФЗ предусмотрено, в подписном листе наряду с наименованием избирательного объединения, которым выдвинуты кандидаты, после слов "во главе которого находятся" указываются фамилии, имена и отчества не менее чем трех первых кандидатов из списка кандидатов.
Согласно сноске «2» к приложению 7.1 в случае, если в общерегиональную часть списка включены один или два кандидата, указываются фамилии, имена, отчества этих кандидатов. В случае, если отсутствует общерегиональная часть списка кандидатов, в подписном листе слова "во главе которого находятся", соответствующая строка и текст подстрочника к ней не воспроизводятся.В силу п/п «и» п.6.4 ст.38 указанного федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого, в частности, не соответствует требованиям, установленным приложением 7.1 к этому же федеральному закону.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 23.06.2020 № 53-319Р на 13.09.2020 назначены выборы депутатов Совета депутатов закрытого административно-территориального образования город Железногорск Красноярского края шестого созыва.
Решением избирательной комиссии муниципального образования (далее - ИКМО) ЗАТО Железногорск Красноярского края от 03.08.2020 № 40/141 зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России в количестве 13 человек
29.06.2020 избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные» в адрес ИКМО направлено уведомление о том, что <дата> в 19:00 по адресу: <адрес>, состоится общее собрание членов регионального отделения партии по вопросам выдвижения кандидатов в депутаты ЗАТО г.Железногорск Красноярского края шестого созыва.
19.07.2020 избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные» в ИКМО представлены документы для заверения общетерриториального списка кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск Красноярского края шестого созыва.
Решением избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края от 25.06.2020 № 28/84 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации списка кандидатов при проведении выборов депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края шестого созыва» установлено количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации списка кандидатов при проведении выборов депутатов Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск Красноярского края шестого созыва по общетерриториальному избирательному округу - составляет 366 подписи; часть подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов, в количестве 80 подписей подлежат проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
03.08.2020 уполномоченным представителем избирательного объединения представлены документы для регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные», в том числе подписные листы с 386 подписями избирателей, собранных в поддержку выдвинутого общетерриториального списка кандидатов.
Решением избирательной комиссии ЗАТО Железногорск Красноярского края от 21.07.2020 № 34/110 создана рабочая группа по приему подписных листов и проверке достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения избирательным объединением общетерриториального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края шестого созыва, которой 07.08.2020 проведена проверка 80 подписей.
В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения общетерриториального списка кандидатов, выдвинутого Региональным отделением в Красноярском крае Политической партией «Российская экологическая партия «Зелеёные» достоверными и действительными признаны 80 подписей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив в совокупности объяснения участвующих в деле лиц, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что все подписные листы в поддержку выдвижения общетерриториального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск Красноярского края шестого созыва избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные» не соответствует требованиям, установленным приложением 7.1 к Федеральному закону N 67-ФЗ ввиду отсутствия в них сведений о не менее чем первых трех кандидатах из списка кандидатов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм избирательного законодательства.
В соответствии с п.14 ст.35 Федерального закона № 67-ФЗ, регламентирующем порядок выдвижения избирательным объединением списка кандидатов в едином избирательном округе, законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе.
Нормативным правовым актом, регулирующим выборы в органы местного самоуправления в Красноярском крае, является Закон Красноярского края от 02.10.2003 N 1411.
В силу положений ст.26 вышеназванного регионального Закона при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования с численностью зарегистрированных избирателей более 500000 человек общетерриториальный список кандидатов должен включать в себя общую часть и территориальные группы списка кандидатов, сформированные по числу избирательных округов для проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе. Территориальные группы списка кандидатов охватывают в совокупности всю территорию муниципального образования и соответствуют территориям указанных выше избирательных округов. Для наименования территориальной группы общетерриториального списка кандидатов используется наименование и (или) номер соответствующего избирательного округа для проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе.
Каждая общая часть общетерриториального списка кандидатов должна включать не менее одного и не более трех кандидатов, не входящих в территориальные группы, каждая территориальная группа общетерриториального списка кандидатов должна включать не менее одного и не более трех кандидатов, при этом ограничения по количеству кандидатов в общетерриториальном списке, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не подлежат применению. Кандидат может упоминаться в общетерриториальном списке кандидатов только один раз.
Число кандидатов в общетерриториальном списке может превышать число депутатов, избираемых в представительный орган местного самоуправления по общетерриториальному избирательному округу, не более чем на 30 процентов. Кандидаты размещаются в списке в порядке, определяемом избирательным объединением.
В общетерриториальном списке кандидатов указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства (населенный пункт) каждого кандидата. Состав списка, порядок размещения кандидатов в списке не могут изменяться после предъявления списка в избирательную комиссию муниципального образования, за исключением изменений, вызываемых выбытием (в том числе исключением) кандидатов из списка.
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23 и пункте 5 статьи 24 настоящего Закона. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, не являющимся политической партией, представляется в избирательную комиссию до начала сбора подписей.
Численность избирателей на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края по состоянию на 01.01.2020 составила 73 385 человек на выборах депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края и общетерриториальный список кандидатов является единым.
Поскольку на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края установлен общетерриториальный список (общий единый список) кандидатов и не предусмотрено деление списка кандидатов на общерегиональную часть и территориальные группы, оснований для применения сноски 2 приложения 7.1 к Федеральному закону N 67-ФЗ, в соответствии с которой в случае, если отсутствует общерегиональная часть списка кандидатов, в подписном листе слова "во главе которого находятся", соответствующая строка и текст подстрочника к ней не воспроизводятся, не имелось, в связи с этим избирательное объединение обязано было оформить подписные листы в точном соответствии с положениями законодательства, то есть с указанием в подписных листах фамилий, имен и отчеств не менее чем трех первых кандидатов из списка кандидатов, а также даты их рождения, гражданство.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения сноски 2 приложения 7.1 к Федеральному закону N 67-ФЗ и в связи с несоответствием подписных листов форме, установленной Федеральным законом N 67-ФЗ, правомерно признал решение ответчика о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Красноярском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» незаконным, поскольку в подписных листах указаны фамилии, имена, отчества трех кандидатов, находящихся во главе списка, но не указаны даты их рождения, а также гражданство.
По смыслу данной сноски она применяется и соответствующая строка подписного листа "во главе которого находятся" не воспроизводится и не заполняется лишь е случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена разбивка списка кандидатов на региональные группы при отсутствии общерегиональной части списка, в связи с чем изложенные в апелляционной жалобе доводы не основаны на нормах права и в силу ст.330 ГПК РФ отмену решения не влекут.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО город Железногорск Красноярского края Соколовой А.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: