Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 29 апреля 2021г.
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Шубиной Н.В. с участием представителя ответчика Жуковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-569-2021 по иску Тихоновой Н.В. к администрации Атагайского муниципального образования о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Тихонова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Атагайского муниципального образования о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, указав, что проживала на территории Атагайского муниципального образования в д. <адрес обезличен>. Жилое помещение находилось в границах зоны чрезвычайной ситуации в связи с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г. Фактическое её проживание в данном доме в день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, было установлено решением Нижнеудинского городского суда от 03.02.2020г., однако в связи с отсутствием регистрации в жилом помещении она не была признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и не включена в списки лиц, имеющих право на получение выплат, предусмотренных Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2019г. №1392-р за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета, и до настоящего времени не получила единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. в соответствии с п.10 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019г. №1928. Просит признать её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г.; признать её право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда правительства РФ, в размере 10 000 руб. в порядке и на условиях, установленных Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждёнными Постановлением правительства РФ от 28.12.2019г. №1928; обязать ответчика включить её в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., в размере 10 000 руб. с целью получения выплат за счёт резервного фонда Правительства РФ. Просит о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика глава Атагайского муниципального образования Жукова В.В. указала на признание иска ответчиком, подтвердила доводы истицы о том, что принадлежавший ей жилой дом в период наводнения в июне-июле 2019г. находился в границах зоны чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, однако отсутствие регистрации в данном доме явилось препятствием для включения Тихоновой Н.В. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, претендующих на получение спорной выплаты. После вынесения Нижнеудинским городским судом решения от 03.02.2020г. об установлении юридического факта постоянного проживания Тихоновой Н.В. в данном доме, в том числе в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., администрацией Атагайского муниципального образования она была включена в списки граждан, имеющих право на получение спорной выплаты. 20.02.2020г. списки были направлены на согласование в установленном порядке в ГУ МЧС России по Иркутской области, однако выплата до настоящего времени не произведена. Отказа в предоставлении выплаты истица также не получила.
Поскольку неявка истицы в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Изучив изложенные в исковом заявлении доводы Тихоновой Н.В., выслушав представителя ответчика Жукову В.В., исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Пунктом 2 раздела 8 постановления правительства Иркутской области от 30.12.2019г. №1147-пп, д. Шипицина Атагайского муниципального образования, на территории которой находится рассматриваемое жилое помещение, был отнесён к подтопленным в результате чрезвычайной ситуации зонам, чем подтверждается, что данный объект находился под деструктивным воздействием соответствующих природных факторов.
Постановлением администрации Атагайского муниципального образования от 05.07.2019г. №95 определены границы зоны чрезвычайной ситуации на территории Атагайского муниципального образования, в которые вошёл дом "номер обезличен", расположенный в д. Шипицина и принадлежащий Тихоновой Н.В.
Согласно решению Нижнеудинского городского суда от 03.02.2020г. ввиду отсутствия у Тихоновой Н.В. регистрации в жилом помещении был установлен юридический факт её проживания в доме, в том числе в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г. Установление данного факта, как установлено решением суда, повлечёт для Тихоновой Н.В. юридические последствия в виде возникновения права, в том числе, на единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. как гражданке, постоянно проживающей в жилом помещении, подвергшемся паводку, в результате чего были нарушены условия её жизнедеятельности, в соответствии с ч.2 ст.29 Федерального Конституционного закона от 30.05.2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», согласно которой лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий предоставляются жилые помещения, возмещается причинённый материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации; ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в силу которой граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; Постановлением правительства РФ от 28.12.2019г. №1928 об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2019г. №1392-р, согласно которому в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области из резервного фонда Правительства РФ выделены бюджетные ассигнования до 662 000 000 руб. на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, пострадавши в результате паводка, в том числе на единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. как гражданке, постоянно проживающей в жилом помещении, подвергшемся паводку, в результате чего были нарушены условия её жизнедеятельности.
Постановлением правительства Иркутской области от 29.06.2019г. №519-пп, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и утратившего силу в связи с изданием Постановления правительства Иркутской области от 01.07.2020г. №393-пп «Об утверждении порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий» утверждён порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, согласно которому финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости оказывается гражданам, включённым в утверждённые в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества. Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населённые пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником ГУ МВД РФ по делам ГО и ЧС по Иркутской области, ГУ МВД РФ по Иркутской области, утверждаются председателем правительства Иркутской области. Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», подведомственным министерству.
В соответствии с п.8 Порядка, утверждённого приказом МЧС России от 21.03.2019г. №155, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и утратившего силу в связи с изданием Приказа МЧС РФ от 29.04.2020г. №275, подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных подп. «г» и «д» п.11 Правил, осуществляется путём обращения граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, с соответствующим заявлением, а органы местного самоуправления подготавливают списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в установленные сроки подписываются главой местной администрации в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.
На основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в течение суток после составления указанных списков подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях и подписываются руководителем финансового органа субъекта РФ, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в территориальный орган МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту РФ.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне организовывает проверку списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части соответствия адресов регистрации по месту жительства и паспортных данных граждан и подписывает сводные данные для дальнейшей организации выплаты помощи гражданам.
Начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывает списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части подтверждения нахождения адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, сводные данные для выплаты помощи гражданам - в части их соответствия указанным спискам по количеству граждан.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне и начальник ГУ МЧС России по субъекту РФ подписывают указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам в двухдневный срок с даты их получения.
Утверждённые руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в течение суток после подписания территориальным органом МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации сводные данные для выплаты помощи гражданам и копии списков представляются в МЧС России.
Обосновывающие документы к указанным спискам и сводным данным хранятся в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта РФ.
МЧС России в течение 5 рабочих дней с даты получения представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводных данных для выплаты помощи гражданам осуществляет проверку в части своевременности их подготовки и представления, наличия необходимых подписей и печатей, соответствия объемов необходимых бюджетных ассигнований.
При соблюдении указанных требований заместитель Министра РФ по делам ГО и ЧС согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам.
Таким образом, право на спорную выплату может быть реализовано пострадавшими в результате паводка гражданами исключительно в предусмотренном Правительством РФ порядке.
Как следует из копии заявления Тихоновой Н.В., с заявлением о предоставлении спорной выплаты она обратилась в установленном порядке к главе Атагайского муниципального образования 12.02.2020г., а из пояснений представителя ответчика Жуковой В.В. усматривается, что 20.02.2020г. соответствующие списки, в которые была включена истица, признанная в установленном порядке пострадавшей в результате наводнения, были направлены для согласования и утверждения. И хотя выплата до настоящего времени не произведена, доказательств отказа в её предоставлении Тихоновой Н.В. не представлено.
При установленных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания Тихоновой Н.В. пострадавшей от наводнения и признания её права на получение спорной единовременной материальной помощи, поскольку порядок признания граждан пострадавшими от чрезвычайной ситуации и права на соответствующие выплаты установлен Правительством РФ, в то время как доказательств нарушения установленного порядка признания истицы пострадавшей от чрезвычайной ситуации и оказания единовременной материальной помощи, нарушения её права на получение помощи истицей суду не представлено, вследствие чего в сложившихся правоотношениях между сторонами спор о праве отсутствует. Соответственно, оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░ 2019░.; ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 28.12.2019░. №1928; ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░ 2019░., ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.05.2021░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░.