ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
судья Дмитриев А.Ю.
дело № 21-360
поступило 12 октября 2020 года
УИД04RS0011-01-2020-001569-11
Р Е Ш Е Н И Е
29 октября 2020 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Абзаевой В.И.
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФГБУ «Главрыбвод»,
У С Т А Н О В И Л:
1. Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Зеленовского М.Г. от 3 июля 2020 года №Ж-341 (07-36-2020) ФГБУ «Главрыбвод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 500 000 рублей.
ФГБУ «Главрыбвод» обжаловало постановление в районный суд.
Решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 18 августа 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения.
Должностное лицо Зеленовский М.Г. подал в Верховный Суд Республики Бурятия жалобу на решение районного суда.
В заседании вышестоящего суда должностное лицо Зеленовский М.Г. поддержал доводы жалобы, представитель учреждения Швецова А.Э. возражала против отмены решения районного суда.
2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований для отмены решения районного суда.
Статья 8.35 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из постановления о назначении административного наказания следует, что к Байкальскому филиалу ФГБУ «Главрыбвод» относятся находящиеся на территории Республики Бурятия Гусиноозерское рыбоводное осетровое хозяйство и Большереченский рыбоводный завод.
19 марта 2020 года Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлен факт содержания на Большереченском рыбоводном заводе 27 особей сибирского осетра, внесенного в Красную книгу Российской Федерации.
Эти особи перевезены из Гусиноозерского рыбоводного осетрового хозяйства на Большереченский рыбоводный завод 1 октября 2019 года на основании приказа заместителя начальника ФГБУ «Главрыбвод» - начальника Байкальского филиала МА. № 228 от 18 сентября 2019 года.
Содержание осетров на Большереченском рыбоводном заводе осуществляется без соответствующего разрешения, поэтому в действиях учреждения усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35 КоАП РФ.
Возражая против привлечения к административной ответственности, ФГБУ «Главрыбвод» ссылается на то, что перевезенные особи сибирского осетра выращены в искусственно созданной среде обитания, являются объектами аквакультуры, а не объектами животного мира.
Районный суд признал эти доводы обоснованными.
Должностное лицо Зеленский М.Г. в жалобе на решение районного суда указывает, что объекты аквакультуры являются объектами животного мира, содержащимися в полувольных условиях или в неволе. Объекты животного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, подлежат особой охране, их содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускается по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Эти доводы не могут служить основанием к отмене решения районного суда.
Из статьи 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» следует, что:
животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
объект животного мира – это организм животного происхождения (дикое животное);
среда обитания животного мира – это природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы
Согласно статье 24 данного Федерального закона редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 данного Федерального закона содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 данного Федерального закона.
Из статьи 2 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что:
аквакультура (рыбоводство) – это деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры;
объекты аквакультуры – это водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания;
искусственно созданная среда обитания – это водные объекты, участки континентального шельфа Российской Федерации, участки исключительной экономической зоны Российской Федерации, сооружения, где разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры осуществляются с использованием специальных устройств и (или) технологий.
Согласно части 4 статьи 3 данного Федерального закона классификация объектов аквакультуры, видов работ в области аквакультуры (рыбоводства), рыбоводных хозяйств, объектов рыбоводной инфраструктуры и иных объектов, используемых для осуществления аквакультуры (рыбоводства), а также специальных устройств и (или) технологий осуществляется в классификаторах и справочниках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, классификаторы и справочники в области аквакультуры (рыбоводства) разрабатываются и утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства сельского хозяйства России от 18.11.2014 № 452 утвержден Классификатор в области аквакультуры (рыбоводства), в который внесен осетр сибирский (01.01.01.04).
Приказом Министерства сельского хозяйства России от 15.06.2015 № 247 утвержден справочник в области аквакультуры (рыбоводства) (далее – Справочник).
В разделе 2 Справочника указано, что:
получение посадочного материала – это совокупность взаимосвязанных технологических операций, включающих заготовку, отбор и транспортировку производителей (при необходимости), выдерживание и инъецирование производителей, получение икры и молок (спермы), инкубацию икры, выращивание личинок и молоди с целью получения продукции аквакультуры. Посадочный материал рыб можно получать как от диких производителей, так и от ремонтно-маточных стад, а также от одомашненных видов и пород рыб, выведенных селекционным путем;
дикие производители – это половозрелые (готовые к нересту) особи видов рыб, обитающие в природных водных объектах в состоянии естественной свободы.
Из материалов дела видно, что 25 февраля 2019 года Байкальскому филиалу ФГБУ «Главрыбвод» выдано разрешение на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
В примечании в разрешению указано: особи, разведенные в неволе, полученные от производителей ремонтно-маточного стада, содержащихся в полувольных условиях и искусственных условиях на Гусиноозерском осетровой рыбоводном хозяйстве.
18 сентября 2019 года МА. издал приказ № 228 «Об организации зимовки производителей сибирского (байкальского) осетра».
В соответствии с данным приказом на Большереченский рыбоводный завод направлено 30 самок осетра, отобранных на нерестовую кампанию 2020 года.
1 октября 2019 года самки осетра доставлены на Большереченский рыбоводный завод.
Таким образом, на Большереченский рыбоводный завод доставлены особи сибирского осетра, не являющиеся дикими производителями, изъятыми из природного водного объекта, а по смыслу статьи 8.35 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушения при содержании диких животных, изъятых из природной среды.
Следовательно, действия учреждения не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35 КоАП РФ, поэтому районный суд правомерно отменил постановление и прекратил производство по делу.
Необходимо дополнительно отметить, что действующее законодательство разделяет содержание, разведение и выращивание объектов аквакультуры.
В данном конкретном случае осуществляется выращивание объектов аквакультуры (коды Справочника 02.01.07, 02.01.08), что также свидетельствует о невозможности привлечения ФГБУ «Главрыбвод» к административной ответственности, поскольку в статье 8.35 КоАП РФ идет речь о содержании животных.
Еще одним основанием к отказу в удовлетворении жалобы является то обстоятельство, что решение районного суда улучшило положение ФГБУ «Главрыбвод», а в настоящее время истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.35 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).
Приказ об организации зимовки производителей сибирского осетра вынесен Михайликом Л.А. 18 сентября 2019 года, особи осетра перевезены 1 октября 2019 года, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности истек 1 октября 2020 года.
Оснований считать правонарушение длящимся не имеется, т.к. по приказу осетры перевезены на Большереченский рыбоводный завод временно, на период зимовки.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи районного суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, вопрос № 6).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд
Р Е Ш И Л:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 18 августа 2020 года оставить без изменения, жалобу должностного лица – без удовлетворения.
Судья С.В. Булгытова