Дело №2-505/2023
УИД 29RS0017-01-2023-000581-43
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Няндома 7 сентября 2023 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Росковой О.В.,
при секретаре Прошиной О.Д.,
с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Фоменко К.И.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области к Личутиной И.Я. об изъятии жилого помещения путем выкупа для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, о возложении обязанности освободить жилое помещение,
установил:
администрация Каргопольского муниципального округа Архангельской области обратилась в суд с иском к Личутиной И.Я. об изъятии жилого помещения путем выкупа для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, о возложении обязанности освободить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Данный дом в связи с аварийностью включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года №153-пп. В собственности Личутиной И.Я. находится жилое помещение по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Личутиной И.Я. было направлено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии недвижимости. Размер возмещения за изъятие жилого помещения составляет <данные изъяты> рублей, согласно отчета об определении рыночной стоимости жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком соглашение получено ДД.ММ.ГГГГ, с установленным размером возмещения и изъятием жилого помещения ответчик не согласна. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес Личутиной И.Я. было направлено уведомление о необходимости принятия решения о получении выкупной цены за изымаемое помещение или получения квартиры по адресу: <адрес>, с зачетом выкупной стоимости и производством доплаты в размере <данные изъяты> руб. К настоящему времени ответ на соглашение об изъятии в адрес истца со стороны ответчика не поступил. Просит изъять у Личутиной И.Я., принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, состоящее из квартиры с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, изымаемом для муниципальных нужд с выплатой выкупной стоимости указанного имущества в размере <данные изъяты> рублей в безналичном порядке на расчетный счет Личутиной И.Я. в течение 60 дней с момента государственной регистрации перехода права собственности на указанное жилое помещение к Каргопольскому муниципальному округу, прекратить право собственности Личутиной И.Я. на недвижимое имущество, состоящее из квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, признать право муниципальной собственности за Каргопольским муниципальным округом Архангельской области на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, обязать Личутину И.Я. освободить квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> от личного присутствия и личных вещей в течение 15 дней по истечении 2 месяцев со дня перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение Личутиной И.Я.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Личутина И.Я. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, поддержав доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым она с иском не согласна. С размером возмещения за изымаемое жилое помещение она не согласна. Возможности к доплате суммы <данные изъяты> рублей 13 копеек за получение другого жилого помещения по адресу: <адрес>, у нее не имеется, в связи с чем она не согласна с предоставлением ей указанной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ от нее, согласно которому она не дает свое согласие на предоставление жилого помещения с доплатой и просит предоставить ей отдельное, отвечающее требованиям жилое помещение, равнозначное по площади имеющегося у нее в собственности квартиры – 32,2 кв.м.
Суд определил рассмотреть настоящее дело в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение помощника прокурора Фоменко К.И., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст.12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ).
Свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
При подготовке дела к судебному разбирательству сторонам разъяснялись требования ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
Согласно материалам дела, Личутина И.Я. является собственником квартиры общей площадью 32,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Из поквартирной карточки на это жилое помещение следует, что в квартире никто не зарегистрирован.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.17).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указанный многоквартирный жилой дом включен в адресную программу Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 гг.", утвержденную постановлением правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп, согласно которой планируемая дата окончания переселения жильцов данного дома - не позднее 30 сентября 2024 года.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» принято распоряжение № 1047-ро "Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования «Каргопольское» в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества", в соответствии с которым изъятию подлежит, в том числе, земельный участок с кадастровым номером № и расположенная в указанном доме <адрес> кадастровым номером № (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Каргопольского муниципального округа Архангельской области в адрес ответчика был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ для подписания, которое ответчиком было получено. С установленным размером возмещения и изъятием жилого помещения ответчик не согласился, что сторонами не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ Личутиной И.Я. администрацией Каргопольского муниципального округа Архангельской области было направлено уведомление о необходимости подписания соглашения об изъятии недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за изымаемое жилое помещение, либо сообщить в администрацию Каргопольского муниципального округа Архангельской области о своем намерении получить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м. (л.д.14).
При этом из указанного уведомления следует, что ответчику взамен изымаемого жилого помещения предложено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м. с доплатой ответчиком разницы между стоимостью жилого помещения, находящегося в собственности ответчика и вышеуказанного жилого помещения, в размере <данные изъяты>. Однако в установленный истцом срок соглашение об изъятии недвижимости не было подписано ответчиком.
Из заявления ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего истцу ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Личутина И.Я. не согласна на денежную компенсацию за жилое помещение, а также не согласна на доплату в размере <данные изъяты> за предоставление ей другого жилого помещения по адресу: <адрес>, настаивает на предоставлении другого жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, общей площадью не менее 32,2 кв.м.
Положениями Конституции РФ закреплено право каждого на жилище и гарантировано, что никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Вместе с тем, обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ провозглашает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), тем самым предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
При этом жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Вместе с тем, при решении вопроса об изъятии у собственника жилого помещения, расположенного в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, который включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, необходимо учитывать следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в пункте 3 статьи 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодека Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Финансирование мероприятий Программы, реализуемых с финансовой поддержкой Фонда, осуществляется из всех источников в соответствии с Порядком движения денежных средств, направляемых государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование региональных адресных программ, утвержденных решением правления Фонда от 5 марта 2014 г.
Реализация мероприятий адресной Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных и нормативно-правовых мер (раздел VI Программы).
Программа реализуется посредством выделения субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 4 абзац 4 раздела VI Программы).
Этапы Программы (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы (в части переселения граждан) не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа, а этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее 1 сентября 2025 года.
Органу местного самоуправления на подготовительном этапе до начала реализации соответствующего этапа Программы рекомендуется проводить работу по информированию граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
Окончание срока переселения дома по адресу: <адрес>, согласно адресной Программе – 30 сентября 2024 г., что соответствует пятому этапу реализации Программы.
Таким образом, по общему правилу, при изъятии жилого помещения у собственника в связи с признанием жилого дома, в котором оно находится, аварийным и подлежащим сносу ему должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме. В случае включения многоквартирного жилого дома в адресную программу переселения собственнику изымаемого жилого помещения предоставляется право выбора способа обеспечения его жилищных прав: получение возмещения в денежной форме или предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого.
Как видно из материалов дела и позиции стороны ответчика, изложенной в возражениях на исковое заявление, на основании вышеприведенных норм закона Личутина И.Я. выбрала способ реализации своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого в рамках региональной адресной программы переселения.
Как указывалось ранее, в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Исходя из разъяснений, изложенных в пп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В разделе VI региональной адресной программы переселения определено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Таким образом, в региональной адресной программе воспроизведены положения ч. 8 ст. 32 ЖК с учетом их разъяснения Пленумом Верховного Суда РФ.
Следовательно, при предоставлении ответчику жилого помещения в рамках региональной адресной программы переселения правовое значение будет иметь стоимость предоставляемого и изымаемого жилых помещений в целях определения размера доплаты, которую, в случае превышения стоимости предоставляемого жилого помещения над выкупной ценой изымаемого жилого помещения, собственник должен возместить органу местного самоуправления. В случае недостижения между сторонами соглашения о доплате вопрос возмещения за изымаемое жилое помещение, подлежащее выплате его собственнику, должен быть разрешен в порядке, предусмотренном действующем законодательством.
Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным изымаемому, т.е. соответствовать ему по общей площади, как то предусмотрено ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, положения которой в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ могут быть применены к спорным правоотношениям по аналогии закона.
Между тем, жилое помещение, площадью 45,2 кв.м., предлагаемое истцом взамен изымаемому равнозначным назвать нельзя, поскольку его площадь значительно превышает площадь жилого помещения, собственником которого является Личутина И.Я. (32,2 кв.м.)
Поскольку в данном случае Личутина И.Я. воспользовалась своим правом выбора обеспечения жилищных прав в январе 2022 года, при этом претендует на получение другого жилья, следовательно, у администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области возникла обязанность предоставить ей равнозначное жилое помещение, поэтому требования истца об изъятии у Личутиной И.Я. жилого помещения путем выкупа с выплатой денежной компенсации являются необоснованными, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, по ходатайству ответчика, для определения рыночной стоимости жилого помещения, принадлежащего ответчику, была назначена и проведена судебная экспертиза, оплата которой произведена Личутиной И.Я., что подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГГГ. В период рассмотрения настоящего гражданского дела ответчик выбрала способ реализации своих жилищных прав: вместо выкупной стоимости, ответчик просит предоставить другое жилое помещение в собственность взамен изымаемого.
Принимая во внимание, что судебная экспертиза проводилась по ходатайству ответчика, до выбора им способа реализации своих жилищных прав, расходы по оплате судебной экспертизы суд относит на сторону, заявившую такое ходатайство, то есть на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области к Личутиной И.Я. об изъятии жилого помещения путем выкупа для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, о возложении обязанности освободить жилое помещение, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.В. Роскова
Мотивированное решение составлено 8 сентября 2023 года.