Дело № 2-13535/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Винниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
31 октября 2016 года гражданское дело по иску Куклина Е.С. к Государственному учреждению «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании действия незаконным, возложении обязанности назначить и произвести перерасчет пособия по безработице как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущему работу впервые,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» о признании незаконным действия, возложении обязанности назначить и произвести перерасчет пособия по безработице как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущему работу впервые,
В обоснование иска указывал, что после обращения к ответчику письмом от ** ** ** был уведомлен о том, что ему не было назначено пособие как лицу, относящемуся к категории «сирота», после представления трудовой книжки выяснилось, что в период с ** ** ** г. по ** ** ** г. Куклин Е.С. уже осуществлял трудовую деятельность, не относится к категории лиц, ищущих работу впервые. Истец полагает, что относится к категории лиц, ищущих работу впервые и имеющих право на получение пособия по безработице в размере и порядке предусмотренном п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, представитель ответчика полагал иск подлежащим оставлению без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснил, что ответчик предоставляет услугу на с учетом представленным заявителем документов. Справка № ... от ** ** ** г. не была представлена Куклиным Е.С. при обращении в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара», при прежнем обращении Куклин Е.М. был трудоустроен в ООО «Гражданстрой услуга», Куклин Е.С. не является лицом, ищущим работу впервые, и не имеет права на получение пособия по безработице.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Законом РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон № 1032-1) государством гарантирована реализация конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п.1 ст. 3 Закона № 1032-1).
По обращению ** ** **. за получением государственной услуги в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» Куклин Е.С. был признан безработным с одновременным назначением выплаты пособия по безработице. При посредничестве ЦЗН, в соответствии с п.1 ст. 12 Закона № 1032-1, Куклину Е.С. гарантировано содействие в поиске подходящей работы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закона 159-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ), органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
В силу части 5 статьи 9 приведенного выше Закона, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Закрепление законодателем в п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ для отдельных категорий граждан права на получение пособия по безработице в порядке и размере, отличных от предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" осуществлено государством в рамках реализации конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты для лиц, нуждающихся в силу особого правового статуса в дополнительной социальной защите (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Из материалов дела усматривается, что Решением ... федерального районного суда г. Сыктывкара от ** ** ** г. ... Г.В. .... Куклин Е.С. определен в ... г. Сыктывкара. Из справки от ** ** ** г. № ... Управления опеки и попечительства Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по городу Сыктывкару следует, что Куклин Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Куклин Е.С. неоднократно в ** ** **., в рамках летнего трудоустройства подростков в возрасте с ** ** ** с целью поиска временной работы, был зарегистрирован в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» в качестве ищущего работу и далее был снят с учета в связи с временным трудоустройством в ГОУ «...», где проработал, в частности, в ** ** ** с ** ** **. по ** ** **. (договор № ... о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от ** ** **).
В ** ** ** гр. Куклину Е.С.исполнилось ** ** **. В ** ** ** гр. Куклин Е.С. окончил ГОУ «...», получил среднее (полное) общее образование.
По информации ответчика, по достижению гр. Куклиным Е.С. ** ** **, его трудоустройство летом ** ** **., на основании договора по трудоустройству подростков, как учащегося, невозможно. Поэтому гр. Куклин Е.С. ** ** **. был зарегистрирован в ЦЗН по обращению с целью поиска подходящей работы и при содействии ЦЗН, как получающий государственную услугу гражданин в целях поиска подходящей работы, он был трудоустроен на общественные работы, которые считаются для гр. Куклина Е.С. подходящей работой в соответствии с п.З ст. 4 Закона № 1032-1:
оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации.
Организация общественных работ осуществляется ЦЗН в соответствии со ст. 24 Закона № 1032-1:
Органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы.
Первоначальное обращение Куклина Е.С. в ГКУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» зафиксировано до ** ** ** г., оказано содействие в трудоустройстве..
Так, по договору между ГКУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» и ООО «...» от ** ** **. № 28-ПО «О совместной деятельности по организации и проведению оплачиваемых общественных работ без оказания материальной поддержки» с гр. Куклиным Е.С. был заключен срочный трудовой договор от ** ** **. № ..., в соответствии с которым он работал подсобным рабочим с ** ** **., был уволен по инициативе работника ** ** **
Сведения о работе гр. Куклина Е.С. в ООО «...» в период с ** ** **. по ** ** **. занесены в его трудовую книжку, предъявленную истцом при регистрации в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» ** ** **., т.е. до момента обращения ** ** **.) гр. Куклин Е.С. ранее работал, осуществлял трудовую деятельность.
При регистрации в ЦЗН гр. Куклин Е.С. с ** ** **. был признан безработным с назначением пособия по безработице.
В соответствии со ст. 30 Закона № 1032-1 пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель; пособие по безработице в случае, если гражданин в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имел оплачиваемую работу менее 26 недель, то пособие устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
В связи с этим, гр. Куклину Е.С. было назначено пособие по безработице в минимальном размере, так как в течение ** ** **, предшествующих началу его безработицы период его оплачиваемой работы составил ... недель.
Все услуги, предоставляемые ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара», носят заявительный характер. Рассмотрение требований Куклина Е.С. произведено с учетом представленных им документов.
В соответствии с Законом № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Куклину Е.С. оказывается государственная услуга в содействии поиска подходящей работы.
При указанных обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд не находит оснований для признания действий ответчика незаконными, возложения обязанности назначить и произвести перерасчет пособия по безработице как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущему работу впервые. Куклин Е.С. не может быть отнесен к категории граждан, ищущих работу впервые и, соответственно, не имеет права на получение пособия в соответствии с п. 5 ст. 9 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать Куклину Е.С. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании действия незаконным, возложении обязанности назначить и произвести перерасчет пособия по безработице как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущему работу впервые.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Некрасова