дело N 2-1370/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орск 4 августа 2021 года
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой А.К.,
с участием представителя истца Котельниковой Юлии Анатольевны – Рахматулиной Лилии Александровны,
представителя ответчиков – администрации города Орска, Комитета по управлению имуществом города Орска – Ковалева Станислава Игоревича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котельниковой Юлии Анатольевне к администрации города Орска, Комитету по управлению имуществом города Орска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,
установил:
Котельникова Ю.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области с административным исковым заявление к Комитету по управлению имуществом г. Орска (далее по тексту также – Комитет, КУИ г. Орска) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Котельникова Ю.А. является членом дачного некоммерческого товарищества "<данные изъяты>" и пользуется земельным участком N <адрес>, расположенном на территории товарищества.
Котельникова Ю.А. обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев.
Письмом от 3 марта 2021 года истцу было отказано в предоставлении земельного участка по мотиву того, что участок расположен в зоне Ж.1.КЛ (зона застройки индивидуальными жилыми домами в сфере действия ограничения санитарно-защитной зоны кладбища, где не допускается размещение коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных участков).
Котельникова Ю.А. полагает отказ в предоставлении земельного участка в аренды незаконным, поскольку решением Оренбургского областного суда от 6 сентября 2019 года были признаны недействующими генеральный план города Орска, а также Правила землепользования и застройки города Орска в части установления размера и границ санитарно-защитной зоны кладбища в районе поселка <адрес>.
По заключению независимой экспертизы от 26 марта 2021 года N 6, подготовленным ООО "<данные изъяты>", земельный участок сформирован и находится в территориальной зоне Ж.1 и его размещение и вид разрешенного использования не нарушает требования Правил землепользования и застройки для вспомогательных видов разрешенного использования.
Уточнив исковые требования, Котельникова Ю.А. просила суд обязать КУИ г. Орска устранить допущенные нарушения прав путем предоставления земельного участка <данные изъяты>, местоположение: <адрес> в аренду сроком на 11 месяцев.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Орска (далее по тексту – администрация г. Орска), товарищество собственников недвижимости дачного кооператива <данные изъяты>
Определением от 14 мая 2021 года Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства; гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области.
В ходе рассмотрения дела Котельникова Ю.А. уточнила исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявив их также к администрации г. Орска, просила суд признать незаконным отказ КУИ г. Орска от 3 марта 2021 года N 12/051054 в предоставлении земельного участка <данные изъяты> в аренду сроком на 11 месяцев; возложить на администрацию г. Орска обязанность предоставить земельный участок <данные изъяты> в аренду сроком на 11 месяцев.
Определением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 июля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Орска.
Котельникова Ю.А. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности от 26 января 2021 года Рахматуллина Л.А. исковые требования поддержала.
Представитель администрации г. Орска и КУИ г. Орска Ковалев С.И. исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие доказательств того, что земельный участок образован из земель, предоставленных ТСН ДК "Орский нефтяной техникум". Указал, что спорный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне кладбища, где не разрешается строительство жилых домов. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.2.2.1200-03, санитарно-защитная зона объекта V класса опасности составляет 50 м. Земельный участок под жилым домом Котельниковой Ю.А. расположен на расстоянии от 2 до 7 м от закрытого кладбища <адрес>, т.е. в нарушении пункта 5.1 СанПиН. В настоящее время земельный участок под кладбище поставлен на кадастровый учет.
Представитель ТСН ДК "Орский нефтяной техникум" участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе в порядке статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, об отложении слушания по делу не просил, об уважительности причине неявки не сообщил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО7 (матери истца) предоставлен земельный участок <адрес> для ведения садоводства как члену садоводческого товарищества <данные изъяты> 10 мая 1987 года.
На земельном участке расположен дачный дом с пристроем, владельцем которого являлась ФИО7
Постановлением администрации г. Орска от 16 декабря 2016 года N 7526-п утверждена схема расположения земельного участка, установленного его местоположение: <адрес>, разрешенное использование: для садоводства, категория земель: земли населенных пунктов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 декабря 2017 года ФИО7 отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г. Орска о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без торгов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств нахождения земельного участка в границах земельного участка образованного для ведения дачного хозяйства, а также из того, что участок находится в зоне Ж.1.КЛ (зона застройки индивидуальными жилыми домами в сфере действия ограничения санитарно-защитной зоны кладбища, где не допускается размещение коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных участков).
Решением Оренбургского областного суда от 6 сентября 2019 года признаны недействующими генеральный план муниципального образования городского округа "Город Орска", утвержденный решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 4 февраля 2009 года N 46-778, а также Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Город Орска", утвержденные решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 6 октября 2008 года N 41-684, в части установления размера и границ санитарно-защитной зоны кладбища в районе поселка <адрес>, поскольку отображение санитарно-защитной зоны произведено с нарушением порядка ее установления в отсутствие заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
После смерти ФИО7 ее дочь Котельникова Ю.А. вступила в члены ТСН ДК "<данные изъяты>", в ее пользование предоставлен земельный участок <адрес>.
С целью оформления в собственность расположенного на садовом участке жилого дома Котельникова Ю.А. обратилась в КУИ г. Орска с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев.
3 марта 2021 года Комитетом принято оспариваемое по настоящему делу решение, оформленное письмом N 13/051054, которым Котельниковой Ю.А. отказано в предоставлении земельного участка в аренду по мотиву того, что участок расположен в зоне Ж.1.КЛ (зона застройки индивидуальными жилыми домами в сфере действия ограничения санитарно-защитной зоны кладбища, где не допускается размещение коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных участков).
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в силу продпункта 7 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Среди ограничений прав на землю в подпункте 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации указаны особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
При этом статьей 16 указанного Закона определены санитарные и экологические требования к размещению мест погребения. В частности пунктом 6 предусмотрено, что использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (статья 17 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В силу пункта 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в числе прочего, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статьи 2, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
По смыслу указанных правовых норм территория кладбища подлежит выделению в зону специального назначения, обязанность по содержанию которой возложена на орган местного самоуправления, при планировке территории границы указанной зоны подлежат отображению как в графической части проекта планировки, так и в чертежах межевания территории.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от их площади.
В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания.
Кладбище поселка Мостострой отнесено к объектам V класса опасности, для которых размер санитарно-защитной зоны установлен 50 метров (пункт 7.1.12 СанПин), что не оспаривалось сторонами по делу.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером № с видом разрешенного использования "для размещения кладбищ" поставлен на государственный кадастровый учет 5 июля 2021 года.
Из сведений публичной кадастровой карты и пояснениям в судебном заседании представителя ответчиков со ссылкой на фотоматериалы следует, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен на расстоянии менее 50 м от границы земельного участка, занимаемого кладбищем "<данные изъяты>".
В данной связи и поскольку спорный земельный участок входит в границы санитарно-защитной зоны кладбища, предусмотренной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, суд приходит к выводу, что ответчиком обоснованно отказано в предоставлении истцу в аренду земельного участка ввиду имеющихся ограничений в его использовании.
То обстоятельство, что решением Оренбургского областного суда Правила землепользования и застройки и Генеральный план муниципального образования город Орск отменены в связи с нарушением порядка установления санитарно-защитных зон, не является основанием для удовлетворения иска, поскольку оспариваемый отказ основан на расположении земельного участка в зоне действия упомянутых ограничений.
Ссылки исковой стороны на то, что в указанной выше санитарно-защитной зоне кладбища расположены иные земельные участки, которые используются, в том числе, для ведения садоводства, личного подсобного хозяйства, так же не имеют правового значения для разрешения спора, поскольку соблюдение требований действующего законодательства, в том числе при передаче в аренду земельного участка, является обязательным, наличие либо отсутствие в санитарно-защитной зоне кладбища иных земельных участков предметом настоящего разбирательства не является.
Представленное в материалы дела заключение независимой экспертизы от 26 марта 2021 года N 6, подготовленным ООО "<данные изъяты>" с учетом исправления описки, не может быть принято во внимание.
Эксперт по факту констатирует то, что земельный участок сформирован и находится в территориальной зоне Ж.1 и его размещение и вид разрешенного использования не нарушает требования Правил землепользования и застройки для вспомогательных видов разрешенного использования, однако обоснование своих выводов в заключении не приводит.
Разрешая спорную ситуацию, суд отмечает, что по смыслу подпункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации еще одним правовым условием для предоставления в аренду земельного участка садоводу является его образование из земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
Однако материалы дела не содержат доказательств нахождения спорного земельного участка в границах земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, что, в силу приведенных выше положений закона, является обязательным условием предоставления в собственность земельного участка члену садоводческого товарищества.
Ранее действовавшему садоводческому товариществу решениями исполнительного комитета Орского городского Совета народных депутатов от 30 мая 1985 года N 257-2, от 19 ноября 1987 года N 520 под развитие садов товарищества работников <данные изъяты> техникума отведены земельные участки площадью 5 га в восточной части (адрес), дополнительный участок- 10 га, дополнительный земельный участок площадью 3 га под расширение коллективного сада.
Согласно информационному письму Управления архитектуры и градостроительства Исполкома горсовета народных депутатов г. Орска от 9 февраля 1990 года N 157 площадь земельного участка садово-огородного товарищества <данные изъяты> составляет 19,9 га, из них: 5 га отведена на основании решения Горисполкома от 30 мая 1985 года N 257-2, 5,3 га отведено на основании решения Горисполкома от 3 ноября 1987 года N 520, 1,4 га изъято на основании решения Горисполкома от 30 мая 1988 года N 257 из отвода 1987 года, 11 га закреплено решением Горисполкома от 18 мая 1989 года N 171-3, всего 19,9 га.
На основании указанных решений исполнительного комитета городского Совета народных депутатов выбран и обследован земельный участок, о чем составлены акты о выборе и отводе земельного участка.
В соответствии с правилом частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
Объектами земельных отношений в соответствии со статьей 6 Земельного кодекса являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, а также части земельных участков. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (часть 3 данной статьи).
Суд отмечает, что установление, описание границ земельного участка и его постановка на кадастровый учет подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, и являются одним из правовых средств индивидуализации земельного участка.
В силу положений статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" средством достижения индивидуализации земельного участка является определение местоположения его границ посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, отражение таких границ в межевом плане и постановка на государственный кадастровый учет.
Исходя из анализа норм Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, границы ТСН ДК "Орский нефтяной техникум" не определены и не сформированы.
Поскольку границы земельного участка товарищества не определены и не сформированы, оснований полагать, что спорный земельный участок образован из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждается и выводами судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда в апелляционном определении от 27 декабря 2017 года по иску предыдущего владельца спорного земельного участка ФИО7
Апелляционное определение от 27 декабря 2017 года в силу положений части 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеет прямого преюдициального значения для настоящего спора, в котором принимают участие иные стороны.
Однако поскольку фактические обстоятельства указанного и настоящего спора касаются одного и того же земельного участка, суд учитывает процессуально-правовое значение установленных апелляционным определением обстоятельств для настоящего спора, поскольку по заявленным предмету и основанию иска, правовая оценка нахождения объекта недвижимости в составе земельного участка товарищества без учета правовой оценки данного обстоятельства при рассмотрении иного спора в качестве правомерного источника сведений о фактах по указанному делу дана быть не может.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 4 пункта 9 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.
В то же время иных доказательств в обоснование своей правовой позиции Котельниковой Ю.А. не приведено.
Оформление иными лицами вещных прав на земельные участки в ТСН ДК "<данные изъяты>" прямого доказательственного значения по заявленному Котельниковой Ю.А. предмету и основанию иска в данном деле не имеет.
Непосредственно исследовав письменные доказательства, а также пояснения спорящих сторон, оценив доказательства в их совокупности, суд полагает, что имеющейся в материалах дела доказательственной базой факт нахождения земельного участка <адрес> в пределах юридических границ ТСН ДК "<данные изъяты>" не подтверждается.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В связи с изложенными обстоятельствами, носящими объективный характер, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Котельниковой Юлии Анатольевне в удовлетворении исковых требований к администрации г. Орска, Комитету по управлению имуществом г. Орска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 13 августа 2021 года
Судья (подпись) С.В. Студенов