Решение по делу № 2-541/2024 от 12.03.2024

Дело № 2-541/2024

УИД13RS0019-01-2024-000474-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рузаевка           25 апреля 2024 г.

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Абаевой Д.Р.,

при секретаре Илькаевой И.А.,

с участием в деле:

истца в лице помощника Рузаевского межрайонного прокурора Зуева Д.А.,

ответчика муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Рузаевского муниципального района,

третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Рузаевского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Рузаевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с поименованным иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Рузаевского муниципального района (далее также МБУДО «ДЮСШ» Рузаевского муниципального района), в обоснование которых указал, что проведенной межрайонной прокуратурой проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБУДО «ДЮСШ» Рузаевского муниципального района выявлены нарушения. В частности установлено, что при входе в здание учреждения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Фабричный переулок, д.17А, отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Установка указанной информации тактильной таблички со шрифтом Брайля для адаптации льготной категории граждан представляет собой меру, обеспечивающую удовлетворение их минимальных потребностей. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объекту социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Просит суд обязать МБУДО «ДЮСШ» Рузаевского муниципального района в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу установить при входе в образовательную организацию, расположенную по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Фабричный переулок, д.17А, вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Зуев Д.А. заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Ответчик МБУДО «ДЮСШ» Рузаевского муниципального района надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил.

В заявлении, адресованном суду представитель ответчика директор МБУДО «ДЮСШ» Рузаевского муниципального района Калинина М.Г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что исковые требования признает, обязалась устранить допущенные нарушения в кратчайшие сроки. Положения статьи 173 ГПК РФ ей разъяснены и понятны.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, надлежащим образом и своевременно извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила. Сведения об уважительности причин неявки суду не представлены.

Суд в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших суд об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой по уважительной причине.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт, и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Как следует из ч. 2 ст. 9 указанной Конвенции, государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации, поощрять доступ инвалидов к новым информационно коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.

В целях реализации положений Конвенции, Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 год.

Указанная программа содержит перечень мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов и маломобильных групп населения, к информации.

В соответствии со ст. 15 Закона №181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Необходимость такого требования также предусмотрена ст. ст. 2, 24 и 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. ст. 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Так, согласно п.п. 6 ст. 3 Закона №384-ФЗ, настоящий федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Статьей 12 Закона №384-ФЗ определено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В число таких сводов правил, согласно п. 41 Распоряжения Правительства, входит СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Требования СП 59.13330.2016 подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.

Согласно пункту 6.5.9 СП 59.13330.2016, информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.

В судебном заседании установлено, что Рузаевской межрайонной прокуратурой осуществлена проверка соблюдения деятельности МБУДО «ДЮСШ» Рузаевского муниципального района в части исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что при входе в здание учреждения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Фабричный переулок, д.17А, отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта инвалидов (л.д.5).

Ответчик МБУДО «ДЮСШ» Рузаевского муниципального района осуществляет свою деятельность в рамках законодательства Российской Федерации и Устава образовательной организации, подотчетно управлению образования администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Собственником здания МБУДО «ДЮСШ» Рузаевского муниципального района является Рузаевский муниципальный район Республики Мордовия, указанное здание передано в оперативное управление образовательному учреждению.

Из материалов дела усматривается, что ответчик в нарушение требований законодательства не обеспечил беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички).

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в связи с чем считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Положениями статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении указывает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание возможность исполнения решения суда, в том числе, посредством включения в бюджет соответствующих расходов, суд полагает возможным установить срок для выделения дополнительного финансирования по установке при входе в здания учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что учредителем МБУДО «ДЮСШ» Рузаевского муниципального района является администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, которая обеспечивает финансирование данного учреждения, не имеющего собственных денежных средств, а государственные органы и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит,

руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Рузаевского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Рузаевского муниципального района (ОГРН 1021300927768, ИНН 1324125876) в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу установить при входе в образовательную организацию, расположенную по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Фабричный переулок, д.17А, вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Рузаевского муниципального района (ОГРН 1021300927768, ИНН 1324125876) в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Рузаевского районного суда

Республики Мордовия                                    Д.Р. Абаева

Решение в окончательной форме принято 02 мая 2024 года.

2-541/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рузаевский межрайонный прокурор
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа Рузаевского муниципального района"
Другие
Администрация Рузаевского муниципального района
Суд
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
Судья
Абаева Динара Рафаэльевна
Дело на сайте суда
ruzaevsky.mor.sudrf.ru
12.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Подготовка дела (собеседование)
01.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее