Решение по делу № 2-8515/2014 от 22.10.2014

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 октября 2014 года                                                                     Дело № 2-8515/2014                                           

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Беляевской О.Я.,

при секретаре Веревкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сапсалевой А. В. в интересах несовершеннолетнего Сапсалевой А. Н. о признании бездействия муниципального образования «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска по непредставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным,

установил:

заявитель в интересах несовершеннолетнего Сапсалевой А.Н. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия муниципального образования «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска по непредставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ее ребенку незаконным. В обоснование заявления указала, что Департаментом образования мэрии г. Архангельска было отказано в предоставлении места ее ребенку в детском дошкольном учреждении. Указанные действия расценивает как нарушение ее конституционного права на труд и достойное содержание семьи, а также как нарушение права ребенка на получение дошкольного образования. В связи с этим, заявитель просила возложить на мэрию г. Архангельска обязанность по предоставлению ее ребенку места в детском саду №173.

           В судебное заседание заявитель надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела не явилась. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель мэрии г. Архангельска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указав, что с заявлением не согласна.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание гражданина, органа местного самоуправления, решения, действия (бездействие) которого оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Учитывая п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для рассмотрения дела в порядке главы 25 ГПК РФ.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как усматривается из материалов дела Сапсалева А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь заявителя. Данный факт подтверждается копией свидетельства о рождении и сторонами не оспаривался.

Заявитель и его ребенок зарегистрированы и проживают в городе Архангельске.

Согласно сообщению Департамента образования мэрии города Архангельска, ребенок заявителя, зарегистрирован на очереди для дальнейшего устройства в одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Архангельска.

Место в детском дошкольном учреждении несовершеннолетнему ребенку не предоставлено и на день рассмотрения дела в суде, при этом ребенок достиг возраста 1 год 6 месяцев.

Разрешая возникший спор о признании бездействия мэрии г. Архангельска, в части не предоставления несовершеннолетнему ребенку заявителя места в детском дошкольном учреждении незаконным, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Статьей 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.

В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года                     № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» пунктом 13 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25.11.1997.

Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.

Надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу является мэрия города Архангельска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных мэрии города федеральными законами и областными законами.

Постановлением мэрии города Архангельска от 21 августа 2013 г. утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Архангельск», реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования (далее Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка в учреждения МО «Город Архангельск», реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.

Следовательно, при достижении ребенком указанного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.

Между тем, заинтересованным лицом обязанность по обеспечению ребенка заявителя, достигшего возраста полутора лет, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания бездействия мэрии города Архангельска незаконным, а, как следствие, о необходимости возложения на мэрию города Архангельска обязанности обеспечить предоставление несовершеннолетнему ребенку заявителя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В то же время требование заявителя о предоставлении места ребенку в конкретном детском дошкольном учреждении №173, суд находит несостоятельным.

Так, закрепляя в пункте 1 статьи 18 Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, закон в пункте 3 этой же статьи предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Такие учреждения реализуют основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

Согласно утвержденному постановлением мэрии города Архангельска Порядку комплектование муниципальных образовательных учреждений МО «Город Архангельск», реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования осуществляет департамент образования мэрии города Архангельска.

Комплектование учреждений осуществляется на территории муниципального образования «Город Архангельск» при наличии свободных мест в учреждении в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей) в предусмотренной Порядком последовательности (п.1.1.).

Согласно пункту 1.2 Порядка комплектование учреждений на новый учебный год проводится с 15 апреля до 01 сентября ежегодно. В остальное время проводится доукомплектование учреждений на 20 число каждого месяца.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

В действующем на территории муниципального образования «Город Архангельск» Порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений, не предусмотрена обязанность предоставления ребенку места в конкретном муниципальном дошкольном учреждении, в том числе, указанном в заявлении родителей (законных представителей).

Совокупность правовых норм, предусматривающих право на дошкольное образование, образует объективное право. Преобразование этих потенциальных возможностей в субъективное право, т.е. в реальные конкретные возможности и притязания конкретного субъекта происходит посредством юридических фактов и, прежде всего, волевых действий самих субъектов.

Субъективное право на обращение с данными требованиями могло возникнуть, а субъект права - требовать его реализации только при условии наступления очереди и наличия на этот момент свободных мест в выбранных родителем ребенка МДОУ.

В связи с чем, вопрос о предоставлении места несовершеннолетнему ребенку заявителя в конкретном дошкольном образовательном учреждении может быть разрешен в порядке исполнения данного решения суда.

Таким образом оснований для возложения обязанности на мэрию города Архангельска предоставить ребенку заявителя место в конкретном детском саду (детских садах) у суда не имеется.

Вместе с тем, довод ответчика об определении срока обеспечения ребенка заявителя местом в детском саду по достижению возраста трех лет подлежит отклонению, поскольку в силу положений законодательства об образовании дошкольное образование реализуется с возраста от 2 месяцев до 7 лет.

В силу положений п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

По общему правилу обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина наступает по вступлению решения суда в законную силу, что соответствует принципу обязательности судебных постановлений, закрепленному в ст. 13 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194-199,254 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Сапсалевой А. В. в интересах несовершеннолетнего Сапсалевой А. Н. о признании бездействия муниципального образования «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска по непредставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска по непредоставлению несовершеннолетнему Сапсалевой А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Обязать муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска предоставить несовершеннолетнему Сапсалевой А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Председательствующий                                                  О.Я. Беляевская

2-8515/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сапсалева А.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
22.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2014Передача материалов судье
22.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2014Судебное заседание
29.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2014Дело оформлено
05.12.2014Дело передано в архив
29.10.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее