Дело № 33-3646 судья Голубева Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 ноября 2021 г. г.Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алдошиной В.В.,
судей Сенчуковой Е.В., Гавриловой Е.В.,
при секретаре Провоторовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации г.Тулы на решение Центрального районного суда г.Тулы от 21 апреля 2021 г. по гражданскому делу № 2-357/2021 по иску Кобелева В.Г. к администрации г.Тулы о возложении обязанности демонтировать контейнерную мусорную площадку.
Заслушав доклад судьи Сенчуковой Е.В., судебная коллегия
установила:
истец Кобелев В.Г. обратился в суд с настоящим иском к ответчику администрации г. Тулы, указав в обоснование заявленных требований, что в августе 2019 г. в непосредственной близости от дома по адресу: <адрес>, принадлежащего ему на праве общей долевой собственности, была установлена контейнерная площадка для сбора мусора, на расстоянии не более пяти метров от забора и десяти метров от стены указанного жилого дома, что нарушает права истца как собственника домовладения, а также требования законодательства РФ о праве граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г.Тула, указанная площадка принадлежит администрации г. Тулы, вопрос ее установки с истцом не согласовывался.
В результате установки контейнерной мусорной площадки создаются антисанитарные условия, которые в связи с непосредственной близостью к домовладению истца несут потенциальный вред здоровью Кобелева В.Г. и членам его семьи, кроме того, контейнерная мусорная площадка препятствует истцу к подъезду к дому и парковке автомобиля.
По факту нарушения прав на благоприятную окружающую среду истец обратился в Управление Роспотребнадзора по Тульской области, по результатам рассмотрения его обращения было возбуждено административное дело с подготовкой предписания об устранении нарушений, однако перенос контейнерной площадки администрацией г. Тулы не осуществлен.
На основании изложенного, Кобелев В.Г. просил суд обязать администрацию г.Тулы демонтировать и перенести контейнерную площадку для сбора мусора, расположенную по адресу: <адрес>, и исключить данную площадку из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г. Тула.
Истец Кобелев В.Г. в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил.
Представитель истца Кобелева В.Г. по доверенности Кобелева Ю.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г.Тулы, третьих лиц Управления административно-технического надзора администрации г.Тулы, Главного управления администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу по доверенностям Грачикова М.А. просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что в связи с наличием исключительных обстоятельств в виде исторической застройки имеются основания для сокращения нормативных расстояний от места размещения мусорного контейнера до жилого дома. Перенос мусорного контейнера нецелесообразен, возможности установить контейнер в ином месте не имеется.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, ООО «Хартия», третье лицо Полянский В.Г. в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 21 апреля 2021 г. исковые требования Кобелева В.Г. удовлетворены.
Суд решил: обязать администрацию города Тулы в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к демонтажу и переносу в другое место площадки с мусорным контейнером, размещенным по адресу: <адрес>. Демонтаж и перенос контейнерной площадки для сбора мусора, размещенной по адресу: <адрес>, является основанием для её исключения из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г.Тулы просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на исключительность настоящего случая в связи со сложившейся исторической застройкой, что дает основания для снижения нормативных расстояний менее 20 м от жилого дома. Демонтаж мусорной площадки повлечет нарушение другого нормативного расстояния – не далее 100 м от других домов, для обслуживания которых также используется спорный контейнер. Полагает, что оснований для постановления решения о переносе контейнерной мусорной площадки в другое место без его конкретизации и без выяснения позиции собственников соседних домовладений, не имелось.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела в порядке ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика и третьих лиц, поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводам об удовлетворении заявленных исковых требований Кобелева В.Г. Эти выводы подробно мотивирован судом в принятом по делу решении, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречат требованиям материального закона, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
Согласно абзацу 4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Размещение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и мест расположения мусоросборников на территории г.Тулы регулируется Правилами благоустройства территории муниципального образования города Тулы, утвержденными решением Тульской городской Думы от 31 января 2018 года № 47/1156 (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с п. 2.11.14 Правил благоустройства, места (площадки) накопления твердых бытовых отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также Правилам благоустройства.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определяются в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.11.15 Правил благоустройства, площадки необходимо размещать удаленными от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, спортивных площадок, мест отдыха на расстояние не менее чем 20 м, на участках жилой застройки - не далее 100 м от входов, считая по пешеходным дорожкам от дальнего подъезда, при этом территория площадки должна примыкать к сквозным проездам, но не мешать проезду транспорта. В исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно с участием уполномоченной собственниками помещений в МКД организации, отраслевого (функционального) территориального органа, уполномоченного администрацией города Тулы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец Кобелев В.Г. и третье лицо Полянский В.Г. являются собственниками, по ? доли каждый, в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.
На регистрационном учете по указанному адресу состоят истец, его супруга Кобелева Ю.Н. и дети – ФИО7 и ФИО8
Администрацией г.Тулы в целях организации сбора и вывоза мусора от индивидуальных домовладений № 188-248 по <адрес> разработан проект по установке мусорных контейнеров. Таким образом изменен уже имевшийся способ вывоза мусора в виде бестарного вывоза на обустройство контейнерных площадок.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г.Тула, опубликованном на официальном сайте администрации г.Тулы, контейнерная площадка, установленная по адресу: <адрес>, принадлежит администрации г.Тулы.
Спорный мусорный контейнер размещен на расстоянии менее 20 метров от жилого дома по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Из письма Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 3 февраля 2020 г. следует, что при рассмотрении обращений граждан по вопросу размещения контейнерной площадки вблизи индивидуальных жилых домов по адресу: <адрес> установлено, что расстояние от места разрешения контейнерной площадки до индивидуального жилого дома № по <адрес> в <адрес> не соблюдается и составляет менее 20 метров, что противоречит действующим санитарным правилам.
Как следует из предписания № 1/04 от 15 января 2020 г. Управления Роспотребнадзора по Тульской области, в ходе проведения административного расследования 25 декабря 2019 г. установлено нарушение требований санитарных правил при размещении контейнерной площадки вблизи <адрес>, а именно, расстояние от места размещения контейнера до индивидуального жилого дома не соблюдается – измеренное расстояние составило 11 метров 23 см.
Кроме этого, Управлением Роспотребнадзора по Тульской области при проведении административного расследования, в присутствии представителя Главного управления по Зареченскому территориальном округу администрации г.Тулы и с участием Кобелевой Ю.Н. был проведен осмотр контейнерной площадки и установлено нарушение санитарных правил в части расстояния до жилого дома, принадлежащего истцу на праве собственности. За выявленное нарушение в отношении юридического лицо возбуждено дело об административном правонарушении с подготовкой предписания устранения выявленных нарушений. Однако в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Главного управления администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В связи с этим в адрес главы администрации г. Тулы в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были направлены предложения об обеспечении санитарных правил при размещении контейнерной площадки для сбора и временного хранения ТКО по адресу: <адрес>.
Из представленного в материалы дела сообщения администрации г. Тулы № 1979-к/1 от 14 февраля 2020 г. на имя главного государственного санитарного врача по Тульской области следует, что администрацией г.Тулы рассматриваются альтернативные пути решения сложившейся ситуации, в том числе прорабатывается вопрос о возможности переноса контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 1 июня 2020 г.
Однако до настоящего времени сведений о том, что администрацией <адрес> был определен альтернативный путь переноса контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, и разрешена сложившаяся ситуация, в материалы дела стороной ответчика не представлено.
Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к правильному выводу о нарушении прав истца на благоприятную окружающую среду размещением мусорного контейнера на расстоянии менее 20 метров от принадлежащего ему на праве долевой собственности жилого дома, при недоказанности исключительности случая и невозможности соблюдения установленных разрывов от мест хранения отходов до жилых домов, в связи с чем возложил на администрацию г. Тулы обязанность по демонтажу и переносу спорной контейнерной площадки.
Ссылки представителя администрации г.Тулы на отсутствие законных оснований для принятия решения о переносе контейнерной площадки в другое место, без конкретизации, в какое именно место и на каком расстоянии, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение было принято по заявленным истцом требованиям, который также заявлял требование о переносе мусорной площадки наряду с требованием о её демонтаже.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не было учтено, что Управлением Роспотребнадзора по Тульской области администрация г.Тулы не была привлечена к административной ответственности, правового значения не имеют, так как административный материал был возбужден и рассматривался в отношении Главного управления администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу, не имеющего полномочий на создание мест (площадок) ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории МО город Тула и был прекращен в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности перемещения площадки для сбора твердых коммунальных отходов в связи с плотностью сложившейся застройки подлежат отклонению, поскольку в соответствии с Правилами благоустройства изменение установленных расстояний допускается в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения установленных разрывов, при установлении этих расстояний комиссионно с участием уполномоченной собственниками помещений в МКД организации, отраслевого (функционального) территориального органа, уполномоченного администрацией города Тулы, однако в рассматриваемом случае соответствующие расстояния до мест временного хранения отходов комиссионно не устанавливались.
Объективные и достоверные доказательства невозможности размещения мусорной площадки в ином месте суду не представлены, доводы ответчика в данной части являются лишь его субъективными рассуждениями.
Выводы суда первой инстанции основаны на установленных судом фактических обстоятельствах дела и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации г.Тулы повторяют его процессуальную позицию в суде первой инстанции, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.ст.67,198 ГПК РФ в принятом по делу решении, и не опровергают правильности выводов суда.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,327.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 21 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тулы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи