Советский районный суд г.Махачкалы
Судья Мукаилова В.И.
дело № 2-2388/2024
УИД 05RS0038-01-2024-002605-70
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2024 года, № 33-6864/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,
судей Алиевой Э.З. и Бейтуллаевой З.А.
при секретаре судебного заседания Эскендеровой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рамазанова Камала Гаджиабдуллаевича к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о возложении обязанности установить очерёдность,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Алибековой А.И. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 3 мая 2024г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя МВД по РД Нуралиева З.Н., просившего решение суда отменить, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РД о признании незаконными действий по принятию его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья (далее - единовременная социальная выплата, ЕСВ) исходя из даты принятия решения комиссией МВД по РД (далее – Комиссия МВД по РД) и распоряжения министра ВД РД по РД об утверждении данного решения с <дата>, установлении очередности с даты подачи им заявления и документов, т.е. с <дата>.
В обоснование указал, что являясь сотрудником МВД по РД, <дата> обратился в Комиссию МВД по РД с заявлением с приложением необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Однако на учет он был поставлен <дата>.
При рассмотрении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты, Комиссия МВД по РД должна была учитывать дату подачи им заявления и документов - <дата>.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
На указанное решение представителем ответчика ФИО6 подана апелляционная жалоба, в которой она просит отменить решение суда, в удовлетворении иска отказать. В обоснование указывает, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Следовательно, сотрудник считается поставленным на учет для получения единовременной социальной выплаты только после издания соответствующего правового акта, утверждающего решение комиссии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от <дата> №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона сотрудники МВД по РД со стажем службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеют право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются постановлением Правительства Российской Федерации принято Постановление от <дата>г. № (далее - Правила).
Решение о принятии сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт "в" пункта 14,
пункт 10, пункт 15 Правил) и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти.
С целью реализации указанных выше положений закона <дата>, имея необходимый стаж, ФИО1 обратился в Комиссию МВД по РД с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив необходимые документы, указанные в п.5 Правил, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Однако решение Комиссией МВД по РД о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты было принято 05.03.e013.
Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, к которому должны быть приложены документы, указанные в названном пункте Правил.
Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности (п.21 Правил).
Единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет (пункт 31 Правил).
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.
В случае если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет.
Согласно п. п. 10 и 14 Правил комиссия создается для рассмотрения заявлений сотрудников, выполняет функции по проверке представленных сведений и принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения ЕСВ.
В соответствии с п. 20 Правил комиссия обязана заносить сведения о сотруднике, принятом на учет для получения ЕСВ, в порядке очерёдности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Реализация права на получение ЕСВ носит заявительный характер и правовое значение для определения момента возникновения права имеет дата приема заявления. Решение комиссии или дата принятия этого решения не имеет какого-либо отношения к возникновению права сотрудника на получение ЕСВ, так как ФЗ и Правила обязывают комиссию принять сотрудника на учет с даты подачи им заявления.
Из журнала № приема заявлений и документов для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, начатого <дата> и оконченного <дата> значится ФИО1 с датой принятия заявления <дата> (л.д. 25-27).
Протоколом № заседания Комиссии по представлению единовременной социальной выплаты от <дата> ФИО1 принят на учет с составом семьи их трех человек (л.д.29-32).
Распоряжением министра ВД по РД от <дата> утверждено указанное решение комиссии, с этой даты он и поставлен на соответствующий учет.
Однако, при определении порядка очередности сотрудника учитывается стаж службы и дата подачи заявления.
Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений ч. ч. 3, 8, 10 ст. 4 и ч. 10 ст. 20 Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ от <дата> № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.
Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречит положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставит в неравное положение сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм указанного выше Федерального закона на момент обращения в соответствующую комиссию с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, по сравнению с другими сотрудниками, обладающими таким же правом при аналогичном стаже службы, но обратившихся позднее.
В связи с чем, действия МВД по РД по постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, исходя из даты утверждения решения комиссии руководителем ведомства, суд признал незаконными, нарушающими принцип равенства постановки на учет и право истца на своевременное получение социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления и представления документов, подтверждающих право на получение выплат, и принятия их Комиссией, а именно с <дата>.
При таких обстоятельствах, суд правильно признал обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО1
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО6 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: