Судья Хананеева В.В. Дело № 33а – 4495/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2016года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей Туникене М.В., Чеченкиной Е.А.,
при секретаре Прозоровой Я.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по административному иску Васильева А.С. о признании незаконным решения Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области с апелляционной жалобой представителя Васильева А.С. – Кудрявцевой Е.В. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 13 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения…, возражения ….., судебная коллегия
установила:
Васильев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») от 09.09.2016 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета жилого дома, расположенного в .... В обоснование административного иска указал, что кадастровым инженером выполнен технический план указанного жилого дома, распложенного на принадлежащем ему земельном участке площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., он обратился к административному ответчику с заявлением о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет, однако оспариваемым решением кадастровый учет приостановлен, рекомендовано подготовить технический план на основании разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости (при отсутствии проектной документации). Решение считает необоснованным, поскольку ввиду отсутствия разрешительной документации для кадастрового учета представлена декларация об объекте недвижимого имущества, что допускается законом.
В судебном заседании представитель Васильева А.С. – Кудрявцева Е.В. требования поддержала.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Бабурченкова О.Н. административный иск не признала, пояснив, что в соответствии с ч. 8 ст. 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» разрешение на строительство является обязательным документом при подготовке технического плана жилого дома.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 13.10.2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Васильева А.С. – Кудрявцева Е.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое – об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца – без удовлетворения ввиду необоснованности приведенных в ней доводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 26 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст. 41 Федерального закона N 221-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости.
Частью 8 ст. 41 Федерального закона N 221-ФЗ установлены требования к подготовке технического плана, а именно: сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.
Из материалов дела следует, что Васильеву А.С. на основании договора купли-продажи от ... г. принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью ... кв. м, с кадастровый номером ..., расположенный по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
05.09.2016 г. Васильев обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства, расположенного на данном земельном участке.
09.09.2016 г. административным ответчиком принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. В качестве основания, препятствующего его осуществлению, указано отсутствие документов, предусмотренных ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре (в ред. Федерального закона № 361-ФЗ от 03.07.2016). Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета рекомендовано подготовить технический план на основании разрешения на строительство и проектной документации (при наличии проектной документации) или разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости (при отсутствии проектной документации).
Судебная коллегия, с учетом вышеприведенных правовых норм, приходит к выводу о правомерности принятого 09.09.2016 г. филиалом ФГУП «ФКП Росреестра» по Смоленской области решения о приостановлении осуществления кадастрового учета жилого дома, поскольку в силу действующей редакции ч. 8 ст. 41 Федерального закона N221-ФЗ разрешение на строительство является обязательным документом при подготовке технического плана в отношении объекта индивидуального жилищного строительства, декларация об объекте недвижимости, на наличие которой ссылается истец, подается при отсутствии проектной документации, но не заменяет разрешение на строительство. Кроме того, нормы Градостроительного кодекса РФ не содержат оснований, когда для объектов индивидуального жилищного строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска о признании вышеуказанного решения незаконным.
Ссылка в апелляционной жалобе на ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которой до 01.03.2018 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, ввиду чего не требуется и разрешения на строительство, является несостоятельной как основанная на ошибочном толковании норм права, поскольку указанные понятия имеют разную правовую природу и не являются тождественными и взаимозаменяемыми.
Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что к правовым основаниям, указанным в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, при которых разрешения на строительство не требуется, относится п. 2 ст. 3 Федерального закона № 169-ФЗ от 17.11.1995 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», согласно которому разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надёжности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Указанная норма в рассматриваемом случае неприменима, поскольку во взаимосвязи с положениями ст.51 ГрК РФ и ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре предусматривает отсутствие разрешения на строительство, если строительные работы при указанных условиях выполняются в целях изменения существующего объекта недвижимости. В рассматриваемом же случае речь идет о вновь создаваемом объекте недвижимости – индивидуальном жилом доме, когда с очевидностью затрагиваются характеристики надёжности и безопасности возводимого объекта недвижимости, его инженерных коммуникаций и разрешение на строительство в силу приведенных норм права является обязательным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: